В Чумляке. Как растягивается время

Галина Калинина
Это произошло на ж/д станции Чумляк (ныне Щучье) в начале шестидесятых годов прошлого столетия..  Нам с моей подругой,  надо было вернуться в Курган после вступительных экзаменов в пединститут на филологический факультет. К родителям ездили, чтобы сообщить об этом радостном событии.  (Стационарные телефоны в то время были редкостью, и переговоры стоили дорого. А в деревню звонить было  бесполезно. Ни у кого не было телефона. Сотовых телефонов тогда не было вообще, их ещё не изобрели.)  Мы уже подыскали квартиру, где будем проживать в Кургане. Настроение было достаточно хорошее. Открывалась страница нашей новой жизни.
На станцию доехали на маленьком маршрутном автобусе, который курсировал от деревни до станции два раза в день, подбрасывая пассажиров на колдобинах.  Переживать о чём-то особенно не было причин. Разве только жаль было покидать дом, родных и небольшое волнение о том, как купим билет до города.
Старое здание вокзала , как и все в то время вдоль Запално-Сибирской железной дороги, выглядело небольшим деревянным домиком, фронтон которого был выкрашен в грязно- жёлтый цвет. А сам вокзал стоял намного ниже насыпи, где были проложены  рельсы. С привокзальной площади видна была самая макушка здания и табличка с названием станции. Внутри комната для пассажиров. Скамеек не было. Почти напротив двери – касса. Маленькое окошечко с надписью – касса. Оно открывало вход в туннель, обитый деревянными рейками. И в конце туннеля восседала кассирша, выписывающая билеты.
 Заняли очередь в кассу. Пассажиры толпились и беспокоились, когда будут давать билеты. Очередь одна, а поезда почти одновременно приходят в Челябинск и Курган. Люди выбегали из очереди и подходили к окошечку кассира, спрашивали, задавали интересующие их вопросы. Напряжение со временем нарастало.  Времени до отправления проходящего поезда оставалось совсем мало, а билеты выписывались вручную на определённых бланках. Там кассиру нужно было написать названия станций отправления и прибытия, время и штамп поставить. Только тогда билет будет действительным. А ещё взять деньги у пассажира и дать сдачу.
В Челябинск начинают давать билеты. Люди в очереди начинают плотнее придвигаться друг к другу,  Становится жарко и душно. Очередь превращается в толпу. Все хотят быстрее получить долгожданный билет. Вот объявляют прибытие поезда на Челябинск. Толпа помчалась к выходу. И те, кто купил билет, и кто не успел его приобрести, со своей поклажей, сумками и чемоданами, баулами.. Дело в том, что билеты начинают выдавать по прибытию поезда. А  стоянка поезда всего две минуты.  Толпа превращается в стадо, которое гонят в поезд, Люди вталкивают вещи, виснут на поручнях, толкаются, стараясь протиснуться в вагон до отправления поезда. Вот уже  хриплым голосом репродуктор объявляет отправление. Народ на перроне ещё более волнуется. Крики, вопли, ругательства. Раздаётся гудок и последние пассажиры, на ходу заскакивают в вагоны.  Поезд набирает скорость и, показывая хвост, мчится, постукивая на стыках рельсов, дальше.
Мы находимся у самого окошечка кассы. В очереди на  Курган несколько человек. Кто-то проталкивает руку с деньгами и просит пять билетов. Он без очереди. Пока ему выписывают билеты, скоро объявят прибытие поезда. Я прошу билет до Кургана. Наконец билет в руках. Слышу, как объявляют прибытие. Подруга у кассы. Кассир отказывается давать билет, не положено: уже объявили прибытие. Возмущаемся, и умоляем дать билет. Начала выписывать. Подружка  командует: - Бери чемоданы и беги к вагону.
Я хватаю вещи и мчусь к выходу. Подниматься нужно по ступеням вверх. Вылетаю на перрон, бегу вдоль поезда. До вагона ещё далеко, проводники не впускают. Билет не в их вагон. Наконец, какой-то мужчина кричит: -  Садись в этот, а потом перейдёшь! Я закидываю чемоданы и, запыхавшись от бега, кое-как поднимаюсь по высокой лестнице в тамбур. Оглядываюсь. Моя подруга бежит к вагону. Уже объявили отправление. Ей осталось пробежать несколько метров.
В этот момент что-то происходит в моём сознании. Это я почувствовала. Время, как будто замедлилось, и я на всё смотрела, как на замедленную съёмку фильма.
Она добежала. Нет, доплыла, медленно, медленно, Ухватилась за поручень, я спускаюсь на ступеньку ниже, подаю ей руку, она хватается, но поезд движется, её ноги не успевают за ходом поезда, а он набирает скорость. Всё. Стоп! Время остановилось. Её рука выскальзывает из моей, она повисает на одной руке, тело её безнадёжно болтается,  Потом как-то очень медленно начинает падать, как будто это лист с дерева. Опускается на перрон, а нижняя часть туловища так же медленно переворачивается на рельсы. Но я силюсь мысленно остановить колёса, которые медленно, но неумолимо надвигаются на неё. Ещё секунда и она окажется раздавленной, разрезанной пополам. Прошу Бога остановить эти железные чудовища.  И в эту минуту они, как будто послушались... Замерли в моём сознании. Они не двигаются.  Она делает какое-то неимоверное усилие, и так же медленно, откидывает ноги с рельсов, из-под самого колеса вагона, на перрон.
Всё!  Время пошло. Я подаюсь вперёд, хочу спрыгнуть, поезд набирает скорость. Он уже мчится. Это я вижу по убегающим деревьям, по уменьшающейся фигурке моей подруги на перроне. Мужчина сзади хватает меня и тянет в вагон:
– Куда? Бросаюсь к стоп-крану. Тянусь.  Проводница отталкивает и спиной загораживает его.
 – Нельзя!
Кричу:
- Остановите! Остановите!
Наверное, я была похожа на сумасшедшую, в ярости кидающуюся на проводницу.
Меня затаскивают в вагон, Успокаивают. Усаживают в купе вагона,  Приносят стакан с водой. и мужчина некоторое время стоит около меня, о чём-то переговариваясь с проводницей. Потом они уходят, оставляют меня одну. Не шелохнувшись, сижу часа три. Они показались мне вечностью. Перед глазами вновь и вновь проплывали картины пережитого.
Вот и Курган. Вышла на станции, села на скамью у вокзала, и сидела до прихода вечернего поезда. Подошла моя подруга. Отчитала, что я не остановила поезд. У неё не было денег. Кошелёк был в чемодане, и ей пришлось у кого-то просить, чтобы доехать до Кургана.
Она просила никогда не напоминать ей об этом случае. Поэтому, когда бы мы ни встречались, я ни разу не напомнила ей об этом. Я не хотела её огорчать напоминанием, знала, что она пережила ещё больший стресс, чем я,  а она так и не узнала, что пережила я в тот день.
Прошло много лет, а то, что тогда произошло, помнится до мельчайших подробностей, и долго не забывается. Решила всё-таки написать, чтобы сохранить. С возрастом стала замечать «Что-то с памятью моей стало. То, что было не со мной, помню» - так поётся в песне. Боюсь, а вдруг потеряю память…
© Калинина Г.В.  04.02.2020