Боб де Ваай. Бедствия и Божий суд

Инквизитор Эйзенхорн 2
БЕДСТВИЯ И БОЖИЙ СУД
Что мы можем извлечь из стихийных бедствий?
Боб де Ваай
https://cicministry.org/commentary/issue90.htm

Лк.21.25-26, Мтф.24.7-8

Цунами 2004 года привлекло внимание всего мира. Совсем недавно крупные ураганы вновь заполнили новости. Эти стихийные бедствия подняли вопрос в умах многих христиан: «Это Божий суд или нет?». Это простой вопрос; ответ на него сложен. Чтобы понять связь бедствий в истории с Божьим гневом против греха, нам нужно сначала установить некоторые важные категории, изучая Писание. В частности, мы должны проводить различие между общим откровением и конкретным откровением и между моральной волей Бога и Его провиденциальной волей. Кроме того, нам нужно понять разницу между нынешним судом и прямым излиянием Божьего гнева на весь мир в конце века сего.
Из этого исследования мы сделаем вывод, что ураганы, которые разорили часть Америки, показывают нам, что мы живем в последние времена, мы - слабые, уязвимые существа, и нам нужно покаяться, потому что это всего лишь муки рождения, которые предшествуют будущему излиянию гнева, чтопредсказан в Библии. Однако сами ураганы не являются прямым Божьим осуждением городов или народов за конкретные грехи. У меня есть две причины сказать это: 1) нет безошибочных, авторитетных пророчеств, которые бы говорили нам об этом, и 2) они не соответствуют образцовым судам в Библии, потому что праведники не были пощажены.

Откровение общее и особое

Общее откровение - это то, что может видеть и наблюдать каждый, кто использует свой разум и физические чувства. Библия говорит в таких отрывках: «Небеса говорят о славе Божией, и их простор возвещает дела Его рук.  День за днем изливает речь, а ночь за ночью открывает знание " (Пс.19.1-2 KJV). Павел говорит, что способность человека наблюдать за творением делает каждого ответственным: «С момента сотворения мира Его невидимые атрибуты, Его вечная сила и божественная природа были ясно видны, понятны через то, что было сотворено, так что они не имеют оправдания" (Рим.1.20 KJV). Из наблюдения за творением можно почерпнуть достаточно, чтобы узнать, что есть Создатель, и узнать некоторые вещи о Его качествах. Но это не конкретное откровение от Бога человеку, которое раскрывает Его моральный закон и Его план спасения.
Конкретное откровение происходит, когда Бог говорит непосредственно с человеком в терминах, которые избраны Богом и поняты людьми. Вот отрывок, который описывает конкретное откровение: «Бог, после того, как Он давным-давно говорил с отцами в Пророках много раз и во многих отношениях, в эти последние дни говорил с нами в Своем Сыне, Которого Он назначил наследником всего, через Которого также сотворил мир» (Евр.1.1-2 NIV). Бог прямо открыл Себя патриархам, как рассказано в Бытии. Бог говорил через Моисея и других пророков с потомками Авраама, Исаака и Иакова. Моисей предсказал грядущего «Пророка»: «Господь, Бог твой, воздвигнет тебе такого пророка, как я, из числа твоих, от соотечественников, послушай его» (Втор.18.5). Пророк, Которого предсказал Моисей, - это Иисус Христос. Христос открыл Свои слова Своим избранным апостолам, которые написали Новый Завет под вдохновением Святого Духа. Весь корпус безошибочного, авторитетного откровения - это Библия.
В этом исследовании нас интересует то, как конкретное откровение может информировать верующих о значении событий, наблюдаемых в истории. Я утверждаю, что если Бог дал конкретное откровение через непогрешимых представителей о том или ином событии, тогда мы можем знать, какое отношение это событие имеет к Божьему суду или спасению. Если у нас нет такого конкретного откровения, мы ограничены в том, что мы можем вывести из самого события. Это можно показать, изучая события в Библии, где их смысл был открыт людям Богом.
В начале истории Бог определенно открыл, что Он собирался принести суд, в частности, что послужило причиной суда и чего Он ожидал от праведников. Например, рассмотрим потоп во дни Ноя. Ной и его семья были единственными праведниками на земле (праведники - это верующие, которые обрели благодать, а не люди, которые изначально морально превосходят других). Ной обрел благодать от Бога (Быт.6.8), поверил Ему (Евр.11.7) и повиновался Богу, все время «проповедуя» неверующему миру (2 Пет.2.5). Потоп был прямым осуждением от Бога; все праведники были благословлены, а все нечестивые истреблены. Это был не последний суд, потому что те, кто был осужден, еще не предстали перед великим белым престолом и не были брошены в озеро огненное (Откр.20.11-14). Потоп был образом суда в истории. Мы знаем его значение, потому что у нас есть конкретное откровение об этом.
Потоп дает нам хорошую возможность показать, как те, у кого есть конкретные откровения, так и те, кто сам приходит к разным выводам. Сведения о наводнениях есть во многих древних религиях. Это приводит либералов к выводу, что все они мифологичны, включая библейский потоп, который, как они утверждают, был заимствован у вавилонян. Это правда, что в древней религиозной литературе есть и другие описания наводнений. Я думаю, что лучшим объяснением этого является то, что наводнение действительно произошло. Разница между библейским повествованием и другими заключается в том, что библейское повествование является вдохновенным откровением от Бога, а другие - нет. Это объяснения язычников, которые в своей истории продолжали рассказ о великом потопе, но прилагали к нему свое собственное религиозное "дополнение".
Давайте рассмотрим, например, рассказ о потопе в «Эпосе о Гильгамеше». Сходство между двумя повествованиями существует, поскольку есть упоминание о корабле и сохранении жизни (1). Также упоминается о жертве, приносимой после того, как потоп отступает (2). В библейском повествовании приношение, которое сделал Ной, было "приятным благоуханием" для Бога, а у Гильгамеша было приношение, к которому "боги слетелись, как мухи на мед". Тем не менее, есть существенные различия: например, Энлиль не был приглашен. Миф говорит: Пусть Энлиль не придет на жертву, потому что он, безрассудно, навлек на себя потоп, и мой народ предался гибели». Когда, наконец, Энлиль пришел и увидел корабль, Энлиль был разгневан, он был полон гнева на богов : «Бежала ли какая-то живая душа? Никто не должен был пережить разрушения!» (3).
. Поскольку у тех, кто написал «Эпос о Гильгамеше», не было конкретного откровения от Бога, а только память об этом событии, переданном через их культуру, они размышляли о его значении и духовной причине. По их версии, богоподобный человек пытался уничтожить мир, но потерпел неудачу. В библейской версии истинный Бог-Творец проявлял милосердие, спасая Ноя, сохраняя обещание семени, данное Еве, и сохраняя надежду на будущее для всего мира через обещанного Мессию. Бог одновременно открыл Свой гнев против всех грешников и Свою милость ко всем людям веры. Проблемы были ясны, потому что Бог дал особое откровение. Язычники, помнящие то же самое событие, но не имеющие безошибочного откровения, могли только строить догадки. Они придумали понимание духовного мира, экстраполируя то, что они видели в природе.
Это повсеместно происходит в язычестве. Люди, у которых нет конкретного откровения от Бога, пытаются построить религию из того, что можно увидеть в природе. Они предполагают, что негативные события вызваны злыми божествами, но они никогда не уверены, на что злятся боги. Они предполагают, что богов нужно умиротворить, но они должны угадать, что может их успокоить. Поэтому они создают причудливые ритуалы, развивают спиритические практики, занимаются самоуничтожением, разрабатывают шаманские исцеления и живут в запутанном мире, где, по-видимому, пересекаются духовное и естественное. Тем не менее, они не могут точно знать, как и почему. Без особого откровения мы не были бы другими.
Например, предположим, что у странников еврейской пустыни не было Моисея или какого-либо особого откровения, но манна все же появилась. Благодаря общему откровению они смогут различить, что она съедобна и будет поддерживать их, что она гниет, если ее оставить на  ночь, и что по какой-то причине в шестой день она не гниет в течение двух дней (см. Исх. 16). Но как они будут учитывать ее появление каждый день и разницу на шестой день? У них не было бы способа понять или объяснить это. Это явление имело смысл только благодаря особому откровению, которое пришло через Моисея о том, Кто такой Бог, как Он давал манну и почему, а также о необходимости соблюдения субботы.
Точное получение специального откровения просто через наблюдение за природой невозможно. Библия говорит: «Тайное Господу, Богу нашему, но раскрытое принадлежат нам и нашим сыновьям навеки, чтобы мы могли соблюдать все слова этого закона» (Втор.29:29). Гадание - это запрещенная практика, при которой люди пытаются получить нераскрытую духовную информацию от природы (4). Мы можем изучать общее откровение с научной точки зрения, используя разум и чувственное восприятие, которое Бог дал нам как людям, чтобы мы могли выжить в мире. Мы не можем свободно пытаться создать религию, искать духовную информацию или взаимодействовать с духовным миром, используя средства, которые Бог не открыл в Писании. Это значит исследовать «тайное», которое Бог не открыл, то есть практиковать оккультизм.
Как христиане, мы верим, что духовное и естественное пересекаются; но в силу нашей уверенности в Евангелии и вечной жизни мы живем без потребности в более определенных знаниях, чем те, что Бог уже открыл. Природные катаклизмы и духовные силы проходят через руки любящего Бога, Сын Которого умер за нас и Который пообещал вести нас через эти испытания к определенной и благословенной вечности.

Провидение и моральная воля Бога

В предыдущем выпуске CIC я объяснил разницу между Божьим провиденциальным отношением к Его собственному творению и Его моральной волей (5).  Эти категории необходимы для понимания таких вещей, как ураганы, которые приносят разрушения в города. После падения человека в Эдемском саду Божие провидение и надзор за мировой историей включают в себя позволение действий как добрым, так и злым существам. Падение не только ввергло человеческий род в грех и разрушение, но и привело к бедствию во всем мире: «Потому что тварь покорилась суете не по своей собственной воле, а из-за Того, кто покорил ее надежде... Ибо мы знаем, что все творение до сих пор стонет и страдает от родов» (Рим. 8.20,22). Тем не менее, несмотря на моральное зло человека и катаклизмы природы, Бог по-прежнему правит всем: «И мы знаем, что Бог заставляет все вещи работать вместе на благо тем, кто любит Бога, тем, кто призван согласно Его замыслу» (Рим. 8.28 KJV ).
Провидение охватывает все события в истории, потому что Божьи цели в истории идут вперед (6). Бог допускает зло, но само зло - это бунт против явной моральной воли Бога. Грех - это беззаконие, восстание против Божьей воли. Наказание за грех - смерть. Бог не сразу судит нечестие грешников, которые отвергают Его предложение о спасении через Христа, Который умер за грехи. Бог не изливает прямо и в полной мере Свой гнев на грешников, которые хулили Его имя. На самом деле, некоторые богохульники живут относительно безболезненно и наслаждаются добротой Божьего творения, даже если они лишают Его права управлять своей жизнью. У Бога есть причины в Его провиденциальной воле, чтобы позволить это сейчас. Божья провиденциальная воля включает в себя злые человеческие поступки и разрушительные события в природе.
Поскольку Бог откладывает осуществление Своего прямого правления и немедленного осуждения греха, мы все испытываем страдания и зло греха и видим его плоды, разрушающие мир вокруг нас. Как бы плохо это ни было, если бы Бог не правил через провидение со времен Адама и Евы, то каждый из их грешных потомков был бы уничтожен, и у нас не было бы ни жизни, ни возможности уверовать в Евангелие и принять вечное прибежище от Его гнева. Придет время, когда Бог будет править напрямую, и тогда Его воля будет исполнена на земле, как на небе.
Мы должны осознать, что нам нужно конкретное откровение от Слова Божьего, чтобы различить, что является добром и злом, когда история разворачивается под провиденциальным планом Бога. Иосиф был проверенным пророком и сказал своим братьям: «А что касается вас, вы имели в виду зло против меня, но Бог всегда имел это в виду, чтобы добиться результата, чтобы сохранить жизнь многим людям» (Быт. 50.20 KJV). Бог использовал  акт зла (продав Иосифа в рабство), чтобы принести большую пользу в сохранении обетований Аврааму и, в конечном счете, всем народам земли (Быт.12.3). Иосиф знал, что такое добро и зло, благодаря конкретному откровению, а не благодаря наблюдению за природой. Он знал, что Бог планировал спасти многих людей, потому что Он дал определенные обещания Аврааму, в том числе тот факт, что его потомки будут порабощены в течение 400 лет, но в конечном итоге будут избавлены (Быт. 15.13, 14).
Вопрос, который мы исследуем, таков: «Как мы можем знать, является ли историческое событие прямым судом Бога над нацией, людьми или городом?». Когда что-то происходит исторически, это является частью провиденциального надзора Бога за миром; но это не обязательно будет прямым вмешательством Бога, вызванным добротой или греховностью некоторых людей. Праведные люди могут страдать от бедствий (как Иов), а злые и нечестивые могут процветать (как сказано в Псалме 73). Нечестивые нации и царства иногда процветают на протяжении многих веков. Бог позволяет это, разводя непосредственную причину и следствие греховных действий.
Ответ, который я предлагаю, состоит в том, что мы не можем знать прямую, духовную причину и следствие между относительными страданиями или легким положением  разных людей или народов без особого откровения от Бога. Когда есть особое откровение, тогда мы можем знать это. Например, Бог специально поднял царя Кира, чтобы победить Вавилонию и отправить часть евреев обратно, чтобы восстановить Иерусалим. Мы знаем об этом не только потому, что это произошло, но и потому, что это было предсказано авторитетными пророками и истолковано для нас Библией (см. 2 Пар.36.22-23; Ис.44.28). Многие сотни государств и наций, о которых не говорится в Библии, выросли и пали в мировой истории. Поскольку у нас нет особого откровения в этих случаях, мы можем сказать, что Бог провиденциально поднял их или поставил их для достижения Его общих целей, но мы не можем знать больше. Мы не можем утверждать, что знаем духовную причину и следствие, когда таковые нам не раскрыты. Тот факт, что мы наблюдаем плохие вещи, происходящие с некоторыми злыми людьми, не является определенным доказательством. Было бы еще хуже наблюдать за праведными существами, страдающими от бедствий, и называть это прямым судом Божьим.

Божьи прямые суды в истории

В истории бывают случаи, когда Бог осуществлял прямой суд и раскрывал его причину. Мы уже обсуждали один такой суд - Потоп. Другой - Божий суд над Содомом и Гоморрой. Содом и Гоморра служат примером обоих типов бедствий: те, которые Бог провиденциально допускает без явной, духовной причины и следствия, и те, которые Бог непосредственно приносит, и это сопровождается особым откровением. Мы рассмотрим оба, чтобы показать ключевые различия.
Первым инцидентом была война царей, описанная в Быт.14. Во время этой войны был взят в плен племянник Авраама, а товары Содома и Гоморры были взяты в качестве грабежа ( Быт. 14:11-12). Авраам пришел на помощь и победил Чедорлаомера, царя, победившего Содом. После того как Авраам заплатил десятину Мелхиседеку, царю Салемскому, царь Содома предложил товар Аврааму, если он сможет удержать людей. Авраам отказался от своего блага (Быт.14. 17-23). В этом случае мы видим Божье провидение, но никакого прямого суда со стороны Бога. Как праведные, так и нечестивые были затронуты одинаково Там не было никакого конкретного откровения от Бога, которое предсказало бы инцидент или объявило причину этого. Намеки в Книге Бытия указывали, что Лот принял плохое решение, переехав в Содом, потому что он желал  процветания, несмотря на его греховность (Быт.13.12- 13). Но война царей не была прямым осуждением Бога  Содому. Если бы это было так, Авраам не спас бы царя Содома и не отправил бы его домой с его товарами. Если бы Бог тогда судил Содом в порядке Своего прямого правления, было бы греховно, чтобы Авраам проявил милосердие так же, как это было греховно для израильтян 400 лет спустя не уничтожить хананеев полностью. Вместо этого Авраам выразил милосердие и щедрость грешному Содому и его царю.
Следующий инцидент другой. Сам Господь явился Аврааму (Быт. 18:17, 22 ), чтобы показать Его намерение уничтожить Содом. Авраам умолял Господа: «Не по-Твоему убивать праведных со злыми, чтобы с праведниками и грешниками обращаться одинаково. Разве Судья всей земли не поступит справедливо?» ( Быт. 18.25 KJV). Когда Авраам умолял за некоторое число праведников, которые были бы необходимы для спасения города, стало очевидным, что их недостаточно, и Содом будет уничтожен прямым судом Божьим. Однако, прежде чем сделать это, Бог послал ангелов в город, чтобы спасти Лота и его семью (Быт.19). Жена Лота могла сбежать, но ее тоска по Содому заставила ее ослушаться и оглянуться назад,  и она превратилась в столп соли (Быт. 19:26).
Война царей была не прямым судом Божьим, а волей Божьей, раскрывающейся по мере ее развития. Не было никакого авторитетного пророческого предупреждения, и с праведными и нечестивыми Бог не обращался по-разному. Прямое излияние Божьего суда на Содом пришло с особым предупреждением, и праведники были спасены. Кроме того, Бог уничтожил Содом, и человек так и не смог его восстановить. Некогда пышная местность, которая привлекала Лота из-за его богатства, стала необитаемой пустошью из горелой серы.
Тип суда, который Бог навел на Содом, является образцовым судом. Это означает, что Бог действует в истории, сопровождая это авторитетным особым откровением, чтобы явить Свой гнев против греха, и чтобы все остальные были предупреждены. Это не означает, что Бог всегда делает одно и то же в истории, когда город или народ нечестив. Это означает, что все предупреждены о Божьем гневе против всего греха. Это означает, что когда полная справедливость придет в конце века, никто не может сказать, что он не знал о Божьем гневе. Каждый человек, конкретно о его нечестивых и злых делах.
Новый Завет комментирует это в 2 Пет.2.4-9. Этот отрывок конкретно говорит о том, что Потоп и разрушение Содома и Гоморры были примерами. Мы знаем, что Потоп не повторится в истории, потому что Бог обещал, что этого не будет. Разрушение Содома и Гоморры является предупреждением о том, что Бог осуждает грех, и в конце века будет такой же суд, только он будет на всей мятежной мировой системе.
Обратите внимание на урок, который Петр преподает из прямых Божьих судовй в истории: «тогда Господь знает, как спасти благочестивых от искушения и удержать неправедных под наказанием в судный день». Он не говорит, что каждый раз, когда содомиты появляются в истории, Бог пошлет огонь, чтобы сжечь город. Он говорит, что спасет благочестивых и накажет неправедных в Судный день. Судный день не произойдет до конца истории. Тем временем, нечестивые и праведные сосуществуют на земле, одинаково наслаждаясь дождем, который проливается на тех и других. Об этом периоде говорится, что благочестивые спасены от искушения; это не говорит, что они спасены от различных бедствий или скорбей, которые происходят в течение истории.
Однажды я увидел заголовок статьи, в котором говорилось: «Если Бог не судит Америку, Он должен Содому принести извинения». Это отражает очень плохую теологию и незнание Писания. Библия не обещает, что Бог будет относиться ко всем городам и нациям одинаково, исходя из их относительных заслуг. Такое мышление предполагает, что Бог вырабатывает Свою систему справедливости в истории, а не за ее пределами. Если бы это было так, Ева должна была бы умереть, прежде чем родить Сифа, а линия Давида закончилась бы с Манассией в 3 Цар. 21.
 Эта ложная точка зрения предполагает, что можно посмотреть на относительное процветание или его отсутствие у разных народов и определить из этого, кем Бог доволен, а кем нет.. Если авторитетные пророки не будут посланы в нацию - пророки, которые приносят конкретные откровения от Бога о Его воле, Его условиях и каковы будут последствия, - эта нация не имеет прямого Божьего суда, но лишь суд провидения. Провидение включает в себя добро и зло сейчас, потому что Бог не имеет дело со злом немедленно. Если Бог позволяет богатым, грешным народам продолжать процветать, у Него есть на то причины. Это может быть суд ожесточающий. В таком суде Бог позволяет людям или народам оставаться в заблуждении, думая, что все хорошо, и в день суда им грозит гораздо худший гнев. Мы не можем знать, почему Бог провиденциально допускает процветание для одних и невзгоды для других (говорим ли мы о нациях, городах или отдельных лицах), если Бог не предоставил нам конкретного откровения, объясняющего, почему это так.
Есть и другие примеры прямого Божьего суда в истории народов, и они следуют той же схеме. Например, рассмотрим Египет и Исход. Бог предсказал, что это произойдет, еще во времена Авраама.. Бог сказал Авраму: «Знай наверняка, что твои потомки будут чужими на чужой земле, где они будут порабощены и угнетены четыреста лет. Но Я также буду судить народ, которому они будут служить, и после этого у них будет много имущества» (Быт. 15.13-14 KJV). Итак, у нас есть конкретное откровение, что Пасха была судом над Египтом. Другой компонент также существует - Бог пощадил праведных. Когда последняя чума обрушилась на Египет, те, кто проявил свою веру через послушание и окропили кровью ягненка свои дверные косяки, избежали суда. Праведники вышли, потому что Бог принял жертву как замену. Они вышли из Египта со многими владениями, и народ, которому они служили, был судим, в точности как Бог сказал Аврааму.

Почему мы не должны путать провидение и прямой суд

Образцовые суды, подобные Пасхе, показывают необходимость искупления. Они показывают, что Божий гнев против греха реален и что, если искупление, которое Бог предписывает и принимает, не принимается в вере, мы все тоже погибнем. Окончательный суд является реальным и неизбежным. Когда он произойдет, будут избавлены только праведники. Единственный способ быть праведным - это по вере принять условия спасения, которые Бог открыл (то есть искупление кровью). Мы должны верить в обетованное Семя Авраама (Мессию), иначе мы погибнем вместе со всей системой злого мира, когда гнев Божий окончательно изольется во время великой скорби.
 Утверждать, что любое бедствие, которое происходит на земле, является актом Божьего прямого суда в истории, значит скрывать истину. С одной стороны, это заставляет людей думать, что они могут просто бежать от суда. Но народ Содома не смог ни бежать, ни спастись. С другой стороны, это заставляет людей думать, что Бог несправедлив - что было заботой Авраама, когда он умолял Бога. Если случается беда, которая поражает праведных и неправедных, и это рассматривается как прямой акт Божьего суда, тогда создается впечатление, что приход к Богу с верой и доверие Мессии не спасают людей от суда. Для Библии это заблуждение. Бог по Своему прямому правлению не будет осуждать праведников с нечестивыми.
Кроме того, если путать провидение и прямой суд Божий, это оставляет людей в смущении насчет морального закона. Я говорю это потому, что мы становимся подобными язычникам, пытающимися извлечь особое откровение из бедствий. Если нет таких авторитетных пророков, как Моисей, которые объявляют условия и последствия событий в истории, люди используют обственные предрассудки и воображение, чтобы определить, на что гневается Бог. Реальность сложна. Если данный город уничтожен стихийным бедствием, и у нас нет безошибочных, авторитетных пророков, которые предсказывали событие, заявляли, в чем заключались проблемы, и какие действия позволили бы избежать бедствия, то мы начнем догадываться. Мы могли бы сказать: «Бог гневается на промышленников, которые сжигают углеводороды и создают глобальное потепление. Он гневается на богатых людей, которые эксплуатируют бедных. Он гневается на отцов, которые бросают своих детей, на пьянство и разгульную жизнь, на гомосексуализм и т.д.". Что бы мы ни видели, проблема в обществе становится причиной природных явлений, потому что мы это себе так представляем.
Рассмотрим недавний тайфун, который опустошил Новый Орлеан. Если Бог был зол на промышленников, то почему Он не уничтожил только промышленность и не пощадил бедных людей без работы? Если Бог сердился на отцов, которые бросили своих жен и детей, почему некоторые из них сбежали, а жены и дети остались умирать? Если Бог был зол на гомосексуалистов, то почему большинство из них бежало, в то время как некоторые христиане остались на крышах своих разрушенных домов, говоря молитву Господню? Видите ли, когда мы утверждаем, что Божью справедливость можно узнать, наблюдая, кто на исторической сцене процветает, а кто нет, мы верим лжи, что Бог несправедлив, потому что нам так кажется. Это не помогает никому понять Евангелие.
Истина в том, что Бог гневается на грех - на весь грех. Истина в том, что если мы не покаемся, мы все тоже погибнем. Были ли грешнее других убитые Пилатом галилеяне или те, на кого упала и убила башня в Силоаме? "Нет, говорю вам, но если не покаетесь, все так же погибнете" (см. Лк.13.1-5). Из катаклизмов в природе можно узнать много правды, но это не сравнительное значение зла различных грешников. Что можно узнать, так это то, что весь мир висит на весах Божьего будущего суда, а время уходит. Единственный способ найти милость, когда Бог непосредственно судит, - это доверять совершенной праведности Христа через веру. Но многие события происходят сейчас, пока суд задерживается, а не исполняется.

Задержка гнева

После того, как Петр описал примеры Божьего суда, такие, как Содом, он обсуждает ложные выводы, которые некоторые могут сделать из того факта, что суд откладывается ?"Ччтобы вы помнили слова, прежде сказанные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими. Прежде всего, знайте, что в последние дни насмешники придут со своими насмешками, следуя за своими похотями и говоря: «Где обещание Его пришествия?. С тех пор, как отцы умерли, все продолжается так же, как и в начале творения» (2 Пет. 3. 2–4 KJV). Те, кто думают, что могут различить моральную волю Бога, наблюдая историю, введены в заблуждение. Они заметили, что, хотя Бог предупреждал о Своем гневе против греха и грядущем суде, люди жили и умирали на лице земли, по-видимому, не пострадав от Божьих угроз. Они наблюдают за тем, как злые люди хулили Бога на протяжении всей своей жизни, живя так, как они считают нужным, а иногда и долгой здоровой жизнью. Жизнь продолжается, и не очевидно, что угроза будущего суда когда-либо сбудется. Нам, однако, повелевается помнить Писание, в котором мы находим истину. Мы не найдем ее, пытаясь извлечь особое откровение из общего. Рассуждения насмешников кажутся обоснованными. Христос сказал, что Он вернется и совершит суд, но пока Он этого не сделал. Так почему бы просто не последовать собственным вожделениям, поскольку за это нет явного наказания? Петр дает ответ: "Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою:  потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых" (2 Пет.3.5-7).
 Трагическая ирония заключается в том, что задержка вызвана Божьей милостью, хотя хулители считают, что она вызвана ненадежностью Божьего Слова. Божье непогрешимое слово объединяет творение, даже когда оно готовится к окончательному суду. Петр продолжает: «Господь не медлит исполнением обетования, как некоторые считают, но долготерпит нас, не желая , чтобы кто погиб , но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет.3.9). Божий суд откладывается из-за Его сострадания к тем, кого еще предстоит спасти.
Давайте сделаем шаг назад и обдумаем картину, нарисованную для нас Словом Божьим. Божий гнев всегда был полностью направлен против всех грехов. Но, как уже было показано в Едемском саду с предоставлением шкур животных и обещанием семени Еве, Бог готов отложить исполнение Своего гнева против греха. Эта задержка вызвана по милости Божией в перспективе и обеспечении плана спасения. Во время этой многовековой задержки Бог ворвался в историю человечества словами и делами. Он дал Свое особое откровение (Евр1. 1- 2 ). Он иногда показывал реальность Своего гнева  через явные суды, как Потоп и Содом. Но это лишь предупредительные выстрелы в ходе истории человечества.
Во время задержки исполнения Божьего гнева праведные и нечестивые сосуществуют и как наслаждаются благами провидения Бога для человека, так и испытывают  боль творения, сотрясенного последствиями падения. Во время этой задержки праведники всегда страдают в некоторой степени. Это так потому, что Бог вложил в них голод и жажду праведности, поскольку они все еще живут в проклятом мире греха. Но Бог обещал сохранить праведных, даже когда нечестивые подготовлены к наказанию на день суда (2 Пет.2. 9 ). В течение всего этого времени, когда Божий гнев не исполняется полностью, он откладывается  на будущее. То , что это будет исполнено, так же верно, как сам факт творения. Чего мы не знаем, так это когда. Катаклизмы в природе не являются случаями прямого гнева Божиего; это признаки того, что времени мало.
Далее Петр описывает определенное будущее исполнение Божьего гнева на падшем мире: "Но придет день Господень, как вор, когда небеса с ревом умрут, и стихии будут уничтожена сильным жаром, и земля и ее дела сгорят. Так как все эти вещи должны быть уничтожены таким образом, люди должны пребыть в святой жизни и благочестии,  ускоряя приход дня Божия, когда небеса будут уничтожены, и стихии, разгоревшись, растают. Но, по обетованию Его , мы ищем новое небо и новую землю, на которых обитает правда" (2 Пет.3. 10-13 KJV). Обратите внимание, что, как всегда, праведники будут пощажены. «Мы», которые будем пользоваться будущим праведным Царством Христа - это те, кто пришел к покаянию при многих задержках в исполнении Божией справедливости. Для искупленных мы ожидаем грядущего дня Божьего, потому что тогда мы больше не будем страдать от скорбей, грехов и бедствий, которые сопровождают этот нынешний век.

 Вывод

Стихийные бедствия не являются прямым, полным Божиим судом над грехом. Если бы они были таковы, Бог пощадил бы праведников. Время от времени Бог производил примерные суды, такие как Потоп, разрушение Содома и эпидемии в Египте. Такие суды сопровождались особым откровением, и в этих судах праведники были спасены. Бедствия, которые пришли  на мир в последние годы, в том числе цунами и ураганы, поражающие Америку, не соответствуют категории образцового суда, потому что не было никакого особого откровения о них и праведники не были избавлены. Это были бедствия, которые Бог преднамеренно допустил для целей, о которых мы только частично знаем. Часть, которую мы знаем - это то, что Библия говорит о таких событиях.
Мы знаем, что Иисус сказал: «Если вы не покаетесь, все так же погибнете». Это означает, что нас  предупреждали, что лучше быть с Богом сейчас, потому что завтра мы можем быть сметены со сцены истории, и тогда будет поздно. Мы также знаем, что мировая история идет к концу. Иисус сказал: «Ибо народ восстанет против народа, и царство против царства, и в разных местах будут голод и землетрясения. Но все эти вещи являются лишь началом родовых схваток». Еще  будет великая скорбь, семь лет , в которые нечестивой мировой системе будет разрешено иметь лидера, какую она захочет (антихриста), единство, которого она хочет, и мир будет введен в заблуждение, думая, что он может сделать все это в бунте против Бога. Но эти недолгие «мир и безопасность»  окажутся ложью: «В то время как они говорят„мир и безопасность“ - разрушение постигнет их внезапно , как схватки  женщину с ребенком, и не избегнут» ( 1 Фес. 5.3 ). Гнев Божий изольется , как описано в книге Откровения. Никто не избежит его, кроме тех, чьи имена в Книге Жизни Агнца. Природные бедствия, о которых говорил Иисус, предупреждают нас о том, что время уходит.
Мы узнаем что-то еще от бедствий. Мы узнаем, что мы конечны и слабы, и что мы не являемся хозяевами собственной судьбы. Грех вводит нас в заблуждение мыслью, что мы можем решить все свои проблемы. Бог ва Своем провидении дает напоминания, что мы этого не можем. Видение нашей слабости и беспомощности должно указать нам на необходимость Евангелия.
Иисус говорит верующим: «Но когда эти вещи начнут происходить, выпрямиться и поднимите головы ваши, потому что ваше избавление приближается» (Лк. 21:28 KJV). Cкоро придет время, когда мы больше не будут раздосадованы тем , что Бог позволяет нечестивому миру преследовать праведников. Но мы должны помнить, что сказал нам Петр: если мы все еще ожидаем, задержка вызвана по милости Божией, потому что есть еще другие , которые будут каяться. Давайте посвятим себя проповеди Евангелия, чтобы эти другие могли быть спасены, пока не стало слишком поздно.

1. Эпос о Гильгамеше 7.20 (рус.пер. М.,1998  http://www.lib.ru/POEEAST/gilgamesh.txt)
2. Там  же 7.150
3. Там же. 7.160
4. http://cicministry.org/commentary/issue82.htm
5. http://cicministry.org/commentary/issue75.htm
6. "Провидение есть благое внешнее действие суверенитета Бога, направляющего и использующего все цели и события, чтобы добиться тех целей славы и блага, ради которых была сотворена Вселенная" (New Dictionary of Theology, ed.S.Ferguson, D.Wright. Downers Grove: Inter-Varsity Press, 1988. P.541). Луис Беркхоф предлагает такое определение провидения: "Провидение может быть определено как продолжение осуществления Божественной энергии, в результате чего Творец сохраняет все Свои творения, действует во всем, что сбывается в мире, и направляет все вещи к их назначенной цели" (Berkhof L. Systematic Theology Grand Rapids: Eerdmans, 1996. P.166)

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn