Глава I

Владимир Бойко Дель Боске
Мария Соледад Дель Боске Арин Алехандер, жене моей, посвящается.

Птица, что внезапно прилетела
Из далёких голубых краёв,
Ты какую песню мне пропела,
Обронив жемчужный бисер слов?
Лучше б ты совсем не появлялась
С дивной сказкой в клюве золотом,
Лучше б не манила, не шептала.
Не звала в забытый отчий дом.
В том напеве быль и небылица
Слились, перепутались в одно.
Ты склевала, огненная птица,
Правды негасимое зерно…

- Письмр! Письмо – радостно выкрикнула Лола.
Размахивая конвертом в высоко поднятой руке, она не подбежала – подлетела к Педро, стоящему с группой ребят у обрыва.
И выдохнула, запыхавшись:
- Письмо. Вот. От мамы.
Выхватив его. Он торопливо спросил:
- Почему от мамы? Ты уже читала?
- Ещё нет.
- Не читала, а говоришь.
И оглянувшись на ребят, внимательно следивших за сценой, степенно и деловито добавил:
- Может оно и от отца. А скорей всего, от них обоих.
Но не в силах скрыть нетерпение, разорвал конверт и стоя принялся читать – для неё и для себя.
Их тотчас окружили ребята. Тоже стали слушать: оно складно написано. И содержимое текло легко и взволнованно, скорей напоминая не письмо от родителей, а сказку уже отшумевшего детства.
Это и была сказка, которую в красивой литературной форме пересказывал им отец. Испанская народная сказка. Некоторые её знали, до забыли – так давно это было, когда им читали её у семейного очага. Память созранила лишь отдельные штрихи. Тогда она звучала как прекрасная небыль, как что-то далёкое, на что они смотрели со стороны. Теперь она обретала иной смысл и была о них самих. И они находили в ней нечто такое, чего прежде не замечали, да и не могли заметить, потому что это их не касалось. И оставаясь сказкой, теперь она принимала черты реального, становилась правдой. В ней было много отклонений от того, что им рассказывали в детстве. Но они не помнили её во всех деталях и даже не заметили этого – суть-то осталась неизменной. Видно, отец переделал её так, чтобы она глубже запала в сердце. А начало распологало к откровенности: «Педрито, сядь на моё левое колено, а ты, Лолита, на правое. И слушайте. Я расскажу Вам сказку». Именно так делал отец всякий раз, когда рассказывал им что-то интересное. «Вы сейчас уже – большие и должны правильно понять скрытый истинный смысл этой сказки. Он скрыт за красивыми словами, но, выслушав её, вы задумаетесь и поймёте. Вот она, прекрасная сказка, которая называется:
«Птица правда».
«Шла война. Орды мавров теснили испанцев. Реки текли красными от крови невинных жертв. Много было врагов, жестоких и коварных, и пядь за пядью таяла испанская земля. Но отчаянно сражались кастильские воины. Бились насмерть и умирали не сдаваясь. Не уступали без боя ни города, ни селения. Не счесть, сколько полегло их у источников, на склонах гор и затоптанных крестьянских полях.
И тогда выступили против мавров король со своей верной дружиной. А королева с детьми осталась в замке под защитой каменных стен. Но хитрые враги заманили королевское войско в горы, а сами напали на замок. И королева. Опасаясь за жизнь детеей, велела положить мальчика и девочку в сундук, сделанный из прозрачного горного хрусталя, и опустить его в реку, которая должна была вынести его в море. А там, за морем, жили их друзья. Она знала: они увидят детей и спасут их от беды. А сама поднялась в высокую башню, закрыв за собой железную дверь, чтоб враги не смогли к ней прорваться.
Но они осадили замок, взяли его, а королеву навечно замуровали в неприступной башне.
Сундук с девочкой и мальчиком понесло течением по реке, а потом по морю – по океану. Увидев через прозрачные стенки детей, добрые люди спасли их, взяв в свою семью. И хотя у них самих было много детеей. Они приютили мальчика и девочку, кормили, воспитывали их, научили трудиться, быть добрыми и справедливыми. Относились к ним, как к родным. Мальчик и девочка окрепли и подросли. Новые родители научили их любить птиц и зверей, понимать их язык.
И вот однажды ночью девочка услыхала, что кто-то стукнул в окно. Она распахнула его настежь – и в комнату влетела странная птица. Она вся была белая и словно светилась, глаза её горели, как звёзды, а клюв был из чистого золота. И птица заговорила человеческим голосом. А может быть, она говорила на своём, птичьем языке, котррый девочка знала, и она помнила её вещие слова:
- Я – птица Правда.
- Я птица Правда. Я прилетаю к каждому человеку раз в жизни, чтоб открыть ему глаза. Слушай меня внимательно, девочка. У меня очень мало времени. За мою праведность Бог поместил меня в рай. Но я думаю, это были людские козни: лжецы не хотели, чтоб я разоблачала их обман на грешной земле. Из рая я улетела и снова вернулась к людям, потому что, кроме меня, никто не может поведать им правды. И за это меня наказали, но я не страшусь этого, так как осталась на земле. Меня заключили в мрачный и страшный замок, где другие птицы, где другие птицы стараются заклевать меня. Но я птица Правда. Я – бессмертна и никто не может убить меня. Оскорбить и унизить – могут, но убить – никогда. Одноглазый уродливый цыклоп-великан неусыпно сторожит меня, следит за каждым моим движением. Только на одну минуту в день он засыпает. И секунды достаточно, чтоб выклевать его единственный проклятый глаз. Но мне дорого каждое мгновенье: мне надо нести людям правду. И за одну минуту я делаю столько добрых дел, сколько другие не могут сделать и за день.
- Я птица Правда, но так как я бежала из рая, меня часто наряжают в яркие перья и называют райской птицей. На меня, Правду, хотят надеть маскировку, унизить обманом. Но я вся белая, как снег. Поэтому меня иногда бывает трудно сразу увидеть.
- Какую же правду ты принесла мне, мудрая птица с белыми чистыми крыльями ангела?
- Слушай меня, девочка. Я – птица Правда. И я скажу тебе то, что ты не знаешь. Твои настоящие родители живут не здесь, а за тридевять земель, за дальней далью, куда идти надо всю жизнь. А те, кто кто тебя приютил, чужие. Они научили тебя и твоего брата другому языку и другой жизни. Они полюбили вас, и вы полюбили их. но они вам не родные.
- Кто же наши родители, где они и что с ними? Скажи мне, птица с золотым клювом.
- Я – птица Правда. И каждое моё слово – правдиво. Слушай меня, девочка.