45. Внутренний взгляд на бытие. Заключение

Сергей Михальчук
Богословская Антропология

Бытие как духовное явление.

Внутренний взгляд на бытие
(Бытие с точки зрения человека).

В-пятых, особого к себе внимания требует идея материалистической философии о том, что «труд был причиной развития нравственности».
Несерьёзность этого утверждения хорошо показывается хотя бы фактом того, что ни один наркоман не был излечен от своей наркотической зависимости без своего сильного желания, только лишь медицинскими усилиями; никогда и ничего не получалось без огромного психологического труда врача и пациента по формированию стремления к освобождению от психологической зависимости. Нравственность, как феномен, располагающийся на границе соприкосновения психики и пневматики, просто не может быть обеспечен только физическими усилиями, без участия общения, которое может сопровождаться физическим трудом, как предлогом к общению и способом общения.
То же самое можно сказать и о дрессировке животных. У доброго дрессировщика и все его подопечные выглядят добрыми, а у злого, они выглядят злыми, хотя оба хозяина используют одни и те же методы дрессуры. Мы видим, что и тут главную роль играет сознание, психология общения. То есть - нравственность возникает от нравственности, как и сознание от сознания! Божество и человечество настолько связаны, настолько непредставимы друг без друга, что можно вполне серьёзно утверждать, что: «нет человечества без божества и нет божества без человечества», ибо, кто увидит существование божества и уверится в нём, если не будет человечества!!
Формирование нравственных качеств в сознании неотделимо от формирования самого сознания. И, кроме того, для проявления нравственных качеств необходима уже сложившаяся и сформировавшаяся социальная среда, так как нравственные качества сознания - это интимный и невидимый, сам по себе, феномен, который обнаруживается и обнажается только в оболочке моральных качеств, факторов и действий. Только в них проявляются: коллективизм, взаимопомощь, взаимовыручка, уважение интересов других людей и т.д., и т.п.

Итак, заключая всё, сказанное выше, можно констатировать, что «преобразование животного сознания в разумное сознание: формирование свободы и воли, мышления и речи, языка и самосознания, с самого начала появления живой материи, и даже ранее, изначально, с момента прихода материи как таковой в движение, было единым и сложным процессом встречного стремления духа и материи друг ко другу. И всё бытие сознания является единым духовным процессом, который продолжается; и никогда не было и не будет бытия без сознания и сознания без бытия. Необходимо только всегда помнить от реальности, как единении в общении тварного и нетварного, и тогда не никогда придётся отрывать одно от другого - сознание от бытия, а бытие от сознания.