Ах Одесса!

Игорь Тычинин
После распада СССР не знаю почему, но наиболее неприятным для меня была потеря моей страной Крыма, в первую очередь, Севастополя и южного берега Крыма, и Одессы, хотя был в городе один раз, но колорит его ощутил на всю жизнь. Как сейчас вспоминаю впечатление от такого эпизода. Еду в транспорте, хотелось посмотреть, что из себя представляет знаменитый Привоз, верчу головой по сторонам. Красота. Мечтательное настроение, вдруг сильнейший удар по плечу сзади, оборачиваюсь, готовясь к драке, милая симпатичная девушка, одесский акцент: «Эй, мужчина, передай на билет».

В Питере, где живу, есть места, связанные с Одессой. Например, дом 10 на Дворцовой набережной. Дом адмирала де Рибаса. Его именем названа знаменитая Дерибасовская в Одессе. Вообще, в Одессе много названий и мест, связанных с иностранцами, связавшими свою судьбу с Россией. Кроме де Рибаса это несомненно, герцог Ришелье, граф де Мизон, Александр де Ланжерон, французские эмигранты. В начальной Одессе было очень много итальянцев. Кстати, в Одессе находилась одна из организаций «Молодой Италии». И именно в Одессе вступил в нее Джузеппе Гарибальди. Одесса бурно росла и развивалась. Будучи заложенной в 1794 году, к началу следующего столетия в ней было уже 35000 жителей. К сожалению, один из ее главный основателей герцог Ришелье к несчастью для одесситов покинул город, чтобы после падения Наполеона возглавить правительство Франции. Он оставил в городе все свои сбережения и имущество, увез с собой мундир и две рубашки. Такова легенда. Но без легенд истории не бывает. Она на них и держится, чтобы не быть скучной наукой. Вообще то Ришелье мечтал не об одном городе, в данном случае, Одессе. Он, как генерал-губернатор Новороссии мечтал создать тут Новую Америку, свободную область внутри России, в которую хлынут переселенцы со всего мира. Что-то удалось сделать. При Ришелье Новороссия приютила миллион эмигрантов, по тем временам космическая цифра.

После заключения Адрианопольского мира при Николае I и его главнокомандующем графе Дибиче, когда черноморские проливы были полностью открыты для России, Одесса пережила небывалый, по сравнению с другими городами мира экономический бум.

До Крымской войны она была одним из крупнейших торговых городов мира. В апреле 1854 года Одесса была обстреляна англо-французской эскадрой. Одно из ядер до сих пор красуется в пьедестале памятника Ришелье. Город от высадки десанта спас, не удивляйтесь, не генерал, не адмирал, и даже не полковник, а прапорщик Щеголев. Его батарея повредила один из боевых кораблей нападавших, который после этого сел на мель, а эскадра ретировалась обратно к берегам Крыма. Одесса потеряла значение хлебной гавани. Больше в мире стала цениться американская пшеница. Но одесситы нашли выход, уж кто-кто, а они это умеют, начали переработку сахарной свеклы, сахарная торговля это же Эльдорадо. Возникли угольная и стальная гавани. Через Одессу Донецк получил дорогу к потребителям угля. Благодаря этому, в Одессе появились первые в России трамваи, газовое уличное освещение и многое другое.

К концу XIX века Одесса становится городом, куда стекаются евреи из России и Польши. В 1897 году почти 40% населения Одессы говорило на идиш. На русском говорило  50% населения, на украинском  6%. Одесса в этом своем обличье явила миру Льва Троцкого и Владимира Жаботинского (одного из основателей сионизма).

Для нас Одесса интересна еще и во времена генерал-губернаторства Михаила Воронцова. Особенно, в связи с его взаимоотношениями с А.С.Пушкиным. Воронцов сделал Одессу очень красивым городом. Нажив здесь огромное состояние, он немалое число средств тратил на великолепие города, его дворцов.  Пушкин же ненавидел Воронцова. Тот измучил его мелкими поручениями, непрерывными поездками. А ведь перо поэта выводило в это время «Евгения Онегина». Но раз Онегин, значит и любовная связь. Только ленивый не писал о любовной связи Пушкина и графини Воронцовой. Граф нажимает на свои связи, Пушкина исключают из коллегии иностранных дел. Остаток ссылки (два года) он должен провести в Михайловском, в имении отца. Из Одессы он увозил кольцо, подаренное ему Воронцовой. Он носил его всю отпущенную ему жизнь.

Но под надзор Воронцову тут же прислали Адама Мицкевича, еще одного опального поэта.  Он, как и Пушкин, влюбился в Одессе, конечно. не губернаторшу, а в свою землячку, полячку Каролину Собаньскую. Поляки составляли около пяти процентов населения Одессы. Конечно, Собаньская не была из простонародья, аристократка до мозга костей (из древнего польского рода Ржевских). И твердостью нравов она не отличалась, выбирая себе мужчин по вкусу. Мицкевич в Одессе имел связи и с декабристами, в частности, с Рылеевым. Обсуждались даже планы убийства Александра I в Таганроге.  Мицкевич из Одессы был переведен в Москву. В конце концов он бежал из России. А вот Собаньская приехала в Петербург. Еще в Одессе она познакомилась с Пушкиным. Теперь, после Мицкевича, ей видимо стали нравиться поэты. И мы имеем любовную переписку между Пушкиным и Собаньской, но очень короткую.  А Мицкевича после смерти захоронили сначала в Париже, а в 1890 году тело было перезахоронено в Кракове в усыпальнице польских королей. Ну, а Одесса, прекрасная Одесса, жемчужина Черного моря теперь в составе другого государства. Грустно.