Пес Вожак

Сергей Щепин-Ростовский
                рассказ

...У князей Щепных-Ростовских, много лет в поместье жила, при селе Иванково, что как мы помним у Ростова Великого, собака по кличке Вожак. Появилась она в семье князей случайно. Весной 1811 года, объезжая на коляске, вдоль реки Лига свои владения  с целью их переустройства, а заодно и проверки рабочего состояния стоявшие на ней три своих мельницы,старый князь Александр Иванович Щепин-Ростовский услышал громкий и надрывный лай собаки. В этом не было бы ничего необычного,в деревнях это было обычным явлением, но его насторожил и взволновал вой псины. Крупная и лохматая,нечёсаная  собака  неизвестной породы, бегая вдоль берега пыталась спасти, очевидно своего щенка,неудачно заигравшегося с веткой от деревца и упавшего в воду древней реки Лига. Помещик приказал остановить коляску и стал наблюдать за происходившим, остерегаясь приближаться к незнакомой собаке.
Щенок, отчаянно пищал призывая мать спасти его, он ещё раз в бессилии  попытался вырваться из воды на берег, скользя когтями по сырой глине берега, но всякий раз безуспешно. Река Лига в те времена была довольно широкой и быстрой, по ней в то время ещё можно было видеть маломерные лодки перевозившие разные грузы в города. Но вернёмся читатель к нашей истории в село Иванково.
Обессиленного в борьбе за жизнь щенка, уносило течением и было уже очевидно, что он погибнет. Князь видя это, с кучером бросился спасать мальца. С трудом, но благодаря совместным усилиям, они выловили беглеца из воды. Взрослая собака в знак признательности, легла пред спасителями дитя. Посоветовавшись с возницей и завернув в попону маленькое, обессиленное от борьбы за свою жизнь существо, помещик взял собачку домой. Прошло два года, старый князь выкормил и воспитал его в любви,вырастив отличного защитника.Пёс Вожак вырос огромным и лохматым псом, он преданный только своему спасителю и его семье, ходил за помещиком по пятам, как нитка за иголкой швеи,не отходя ни на шаг.Сын князя,княжич Дмитрий Александрович, будущий декабрист, потом рассказывал в своих воспоминаниях, что любовь, верность  и преданность пса семье были невероятные. Князья ходили с ним на охоту и довольно удачно, принося иногда пару уток на ужин. Как думается нам, скорее они даже не охотились, потому что старый князь жалел живность, а просто часами бродили по лесам своих земель, наслаждаясь духом свободы и тишины. Время неумолимо бежало в припрыжку, обгоняя жизнь и заботы семьи. Прошли годы. В 1821 году старый князь, после тяжкой простуды на охоте, и скорее от старых ран, беспокоивших его ещё с молодости, умер. Собака, более месяца ждала его у его кровати,что стояла в спальне на втором этаже, почти ничего не принимая из пищи от повара-француза Жака,оставлявшего по привычке тому лучшие косточки и кусочки паренного мяса. Постепенно  и с трудом, спустя год, собака оттаила и стала вновь весёлой и игривой с дворовыми и княгиней Ольгой Мироновной. При этом пёс никогда не забывал помянуть и старого хозяина, его могилу, что была возле сельского Храма  Во Имя Иконы Казанской Божией Матери. Он иногда мог часами лежал на ней. Когда, в связи с событиями на Петровской площади  14 декабря 1825 года, сына князя арестовали и в усадьбе осталась лишь одна княгиня, в последствии уехавшей в столицу в квартиру князя и жившая там с перерывами почти двадцать лет, собака вновь затосковала и всё чаще убегала на могилу Александра Ивановича, очевидно чувствуя там упокоение для себя. В один из таких осенних дней 1826 года, её не дождались в усадьбе. Были объявлены поиски. Собаку нашли на другой день, безутешно лежащей у пантеона - княжеской могилы. Управляющий, не беспокоя хозяйку, приказал домашним слугам привести её домой, но пёс уходить категорически отказался. Через три дня он умер. Крестьяне говорили, что умирал он тихо и беззвучно, тяжело дыша, лишь изредка поскуливая, и как отметили свидетели оного, плача...