Долгий поединок летчика Пилютова

Нина Битяй
Недавно мне пришлось редактировать воспоминания Тамары Петровны Пилютовой, дочери легендарного летчика. Привожу интересные отрывки из нескольких глав.

Каждый день мы ходим по этой улице, и кроме того, что она названа именем знаменитого летчика Пилютова, ничего о нем не знаем. Или не хотим знать? А ведь это был отважный ас, мастер высшего пилотажа, надежный товарищ, замечательный человек. Если бы мы жили в одно время, многие из нас искали бы дружбу с ним...

Истоки

Петр Андреевич Пилютов родился 23 октября 1906 года в селе Лучин Гомельского района, Белоруссия. Русский, происхождение из крестьян.
К началу Великой Отечественной войны этот отважный летчик-ас был награжден трижды: орденом Ленина за участие в спасении челюскинцев, медалью «За отвагу» и орденом «Красного знамени».

В небе асы: первая встреча

Война. Первая встреча с асом 1-го воздушного флота Германии произошла в конце ноября 1941 года. Четверка советских истребителей, возглавляемая заместителем командира 154-го авиаполка майором Пилютовым, патрулировала небо над «Дорогой жизни». На высоте в полторы тысячи метров группа Пилютова неожиданно была атакована четырьмя «мессершмиттами» последнего выпуска с более мощными моторами, да и скорость у «мессеров» была выше, чем у наших. Немцы обстреляли наших истребителей и быстро ушли в облака. В результате погиб один советский летчик, а грузовой самолет оказался подбит. Пилютов по радио приказал подбитому товарищу немедленно возвращаться на базу, а сам с ведомым ринулся на поиски врага. Он сумел отыскать «мессершмитты», причем вышел на них незаметно и стремительно атаковал вторую пару. От метких очередей Пилютова немецкий самолет загорелся сразу, а второго атаковал ведомый и сбил его. 3 декабря 1941 года Пилютова наградили вторым орденом Ленина.
Наши истребители подверглись атаке первой пары «мессершмиттов». То, что ведущий летчик немецкой группы – ас, Пилютов понял сразу. Это чувствовалось по всему: по технике пилотирования, по точности стрельбы, по осмотрительности, по реакции. Перед Пилютовым был пилот высшего класса. Он запомнил его бортовой номер – 19. А раз голова покрашена в желтый цвет, то и называть его стал «желтоносый». Противники друг друга стоили: атаковали поочередно, применяя все мыслимые и немыслимые фигуры высшего пилотажа. Тот бой закончился вничью. Израсходовав боеприпасы и топливо, оба ушли домой.

Из блокадного кольца: снова «желтоносый»

17 декабря 1941 года девять транспортных самолетов везли в Ленинград продукты, медикаменты, кровь для переливания. Их сопровождала группа из четырёх самолетов. В город прилетели благополучно и приземлились на Комендантском аэродроме.
Группа уже получила команду на взлет. Вдруг разорвался первый немецкий снаряд. Был подбит один наш самолет. Пилютов принял решение сопровождать транспортников в одиночку. Транспортные самолеты к тому времени успели построиться клином и взяли курс в сторону Ладожского озера. Взлетели. Пилютов решил не лететь рядом с группой самолетов, а отстал от них. «Буду идти повыше, чтобы видеть, а самому оставаться невидимым. Глядишь, и облака помогут, и фактор внезапности будет моим союзником».
Девять транспортных самолетов приближались к Ладоге. Ее ведущий стал резко снижаться. Сомкнув строй и снизившись до бреющего полета, группа стремительно неслась над заснеженными просторами озера. Погода начала портиться. За 5–6 минут небо затянули плотные облака – это было на руку одинокому советскому истребителю. Он внимательно всматривался вдаль, то и дело поворачивая голову то вправо, то влево, чтобы не прозевать врага. Его самолет маскировался в облаках...
Вдруг на горизонте появились шесть точек. Зоркий глаз Пилютова сразу определил шесть немцев. Они заметили наши транспортные самолеты, и шестерка фашистов стремительно ринулась в атаку. Пилютов твердо решил сбить ведущего, но ведущий проскочил мимо него, а ведомый немец не успел. Пилютов молниеносно настиг ведомого и сбил его. Пилютов вывел свой самолет из пике и осмотрелся. В группе вражеских самолетов был настоящий переполох. Они беспорядочно сновали в небе. Фашисты и подумать не могли, что их атаковал всего один советский самолет. Скорее всего, они предположили, что на них из облаков свалилась большая группа истребителей прикрытия транспортного каравана. Пока фашисты разбирались в воздушной обстановке, наши транспортные самолеты уходили все дальше и дальше – они уже едва виднелись.

Убедившись, что его успех ошеломил вражеских летчиков, Пилютов бросился за транспортными самолетами, постоянно оглядываясь на фашистов. Немцы поняли, что весь переполох наделал всего один советский летчик, и бросились за ним в погоню. Пилютов подпустил их на 200 метров и, силой нажав на педаль, сделал такой немыслимо глубокий вираж, что атаковавшие его фашисты проскочили далеко вперед. Атакующие его фашисты явно уступали нашему летчику.
Пилютов сразу заметил опасность позиции. Он решил ею воспользоваться. Когда во время очередной атаки три фашиста пытались зайти ему в хвост, он перевел свой самолет в глубокий вираж, вертелся, как юла, со снижением что ли не до 50 метров. Один из фашистов отважился догнать Пилютова на вираже и поплатился за это. Сделав полтора виража, Пилютов очутился в хвосте фашиста. Первая пулеметная очередь ударила по кабине фашиста, а вторая – по мотору. Фашистский самолет перевернулся и врезался в лед Ладоги. Самолет Пилютова оказался поврежденным, мотор начал сдавать, но на подбитом самолете ему удалось несколько раз отбиться. Видя, что советский летчик берет хитростью и умением виражировать, немцы пошли на обман. Двое продолжали гоняться за Пилютовым, а другая пара забралась повыше и ударила сверху. Пилютову приходилось бросать самолет из стороны в сторону.
На подбитом самолете ему удалось отбиться от фашистов. Он упорно направлял самолет к восточному берегу Ладоги. Теперь ему приходилось лететь на малой высоте. Атакующие немцы стали еще осторожнее: они боялись врезаться в лед. И вот мотор Пилютова совсем смолк. Пилютов был отличным планеристом: не выпуская шасси, он сел на снег озера. У него не было ни горючего, ни боеприпасов. Четыре фашиста кружили над ним: ведь при посадке самолет не загорелся и не разбился.
Немцы стали обстреливать стоящий самолет. Попали в кабину, где сидел Пилютов. Он получил осколки в спину, руки и в голову. Пилютов поднял колпак кабины. Схватив аварийным крючком сумку с картой и документами, он спрятался под мотор, замаскировался снегом, держа пистолет наготове. Немцы все же подожгли самолет и, выпустив все свои боеприпасы, улетели. И вот последнее, что увидел раненый летчик перед отлетом немцев, – «желтоносый» № 19 спикировал над ним. Отойдя от горящего самолета, Пилютов упал без памяти. Машина перестала гореть.

В это время за боем наблюдал колхозник из села Сумское, который приехал за дровами. Подойдя к летчику, неожиданный спаситель увидел, что наш пилот жив. Отвезли его в госпиталь морской авиации. Врач насчитал 23 осколка в теле, пулю в руке, констатировал обморожение рук и лица и обнаружил осколок в голове, который так и остался до конца его жизни.

Охота на «желтоносого»

Через 23 дня Пилютов досрочно выписался из госпиталя и прибыл в свою часть. Он спросил, летает ли еще «желтоносый». Ему ответили, что летает и сбивает летчиков, особенно молодых. О «желтоносом» асе уже ходили легенды. Пилютов попросил командира полка разрешить ему «свободную охоту на «желтоносого».
Вскоре над Дорогой жизни появились четыре истребителя фашистов во главе с «желтоносым». Пилютов передал по радио: «Желтоносый в воздухе!». Ведомый Пилютова, по-видимому, в это время отключил радио. Одна пара немцев отвернула и пошла выше, а другая прямо на Пилютова. Он успел отвернуться и взмыл вверх. Оглянувшись, увидел, что на хвосте ведомого повис «желтоносый» и сбил ведомого Пилютова. «Желтоносый» виртуозно взмыл круто в облака, а его ведомый не успел за ним. Пилютов тут же сбил ведомого «желтоносого». «Желтоносый» сообщил по радио: «Пилютов в воздухе!», и на Пилютова навалилась тройка МЕ-109 вместе с «желтоносым». Он дал по Пилютову две пулеметные очереди, но Пилютов успел от них скрыться в облаках. Он сообщил о «желтоносом», но наши советские самолеты не нашли их в облаках. Они ушли к себе домой.
По возвращении на аэродром состоялось совещание опытных летчиков у командира полка, который сообщил о приказе главнокомандующего 13-й воздушной армии Рыбальченко: сбить «желтоносого», молодых летчиков в воздух одних не выпускать – только со «стариками». Через три дня Пилютов вместе с Горбачевским вылетели двумя парами. Немцы заметили их, но почему-то не настраивались на атаку. Пилютов с ведомым стал набирать высоту, увлекая Горбачевского с ведомым.
Вдруг внизу пронеслись четыре «мессершмитта». Пилютов увидел «желтоносого». Он тут же сообщил по радио: «Желтоносый в воздухе! Беру его на себя! Горбачевский, прикрой нас!». Пилютов и Горбачевский зависли над замыкающей вражеской четверки, но появились еще три пары МЕ-109, и началась карусель. Бой длился 30 минут. Керосин кончался, но Пилютову никак не удавалось отколоть «желтоносого» от его ведомых. Он упорно держался в общем строю. У немцев тоже кончалось горючее, и они повернули на свой аэродром.

Так Пилютов встречался с «желтоносым» несколько раз, но эти бои не приносили победы. Небольшое преимущество всё же было на стороне Пилютова. Он атаковал чаще и отстреливался злее, напористее.
Однажды «желтоносый» вызвал Пилютова на поединок. Пилютов был уверен: «желтоносый» не отважится пойти на таран. Об этом говорило его поведение. В бою он дрался смело, но расчётливо, ни на секунду не теряя контроля над собой. Опять бой: очереди светящимися нитями на какое-то мгновение соединили оба самолета. «Желтоносый» бил длинными, Пилютов коротким очередями, и ни тот, ни другой не хотели первым подставить себя под удар - они едва не столкнулись. В самую последнюю секунду оба истребителя взмыли вверх, описали полукруг и где-то на середине сошлись носами. И снова безрезультатно: бой кончился вничью. Оборвался, как это случается: иссякли боеприпасы, на исходе горючее.

Через несколько дней они снова встретились. В этот раз Пилютов не пошел на сближение. Быстро отойдя в сторону, он набрал высоту. Зашел в облака и сквозь разрывы в них стал следить за «желтоносым». Тот в сопровождении трех ведомых спокойно барражировал в воздухе, выжидая очередную жертву. Не оставалось сомнения: никто из четверки фашистов не заметил советского самолета. И вот тогда-то Пилютов стремительно обрушился на «желтоносого» – из всех шести пулеметов! Фашист загорелся и вошел в пике – так яростно Пилютов атаковал немца! Внизу, на берегу Ладоги, объятый клубами черного дыма, горел сбитый «желтоносый». Так был побежден ас первого воздушного флота Германии.
Пилютов видел, как из горящего самолета немец выпрыгнул с парашютом, но это было на нашей территории. К нему уже бежали солдаты. Советские летчики не сбивали фашистских парашютистов. Так в начале 1942 года закончился самый долгий воздушный поединок.
За сбитого «желтоносого» Петр Андреевич Пилютов получил третий орден Ленина.

Мирное небо

Отгремела война. Весной 1952 года Петра Андреевича Пилютова с группой летчиков послали в командировку. Их пригласили коллеги из ГДР. По прибытии они зашли в кафе пообедать. За соседним столиком немцы что-то праздновали. Летчики стали просить Пилютова рассказать о бое с шестью немецкими самолетами. Пилютов рассказал о бое с «желтоносым». Вдруг из-за соседнего стола встает немец с двумя бокалами вина и на ломаном русском языке произносит:
– Я хочу выпить за русского аса, который сбил меня!
Пилютов сразу же узнал «желтоносого»: ведь во время войны они знали друг друга в лицо. Пилютов встал, подошел к нему, ненависть вскипела в груди. Сразу вспомнил товарищей, которых сбил «желтоносый», вспомнил и детей, которых поливали свинцом фашистские самолеты... Он ответил немцу:
– Я никогда не буду пить с врагами!
Вернувшись домой, он больше никогда не соглашался на приглашения в эту страну: слишком свежа была память о войне и погибших товарищах.

Последний полет

Его последний полет состоялся 12 января 1955 года. Ни у кого из летчиков нет такого количества боевых вылетов – 8788!
В военном госпитале в ночь с 23 на 24 марта 1960 года Петр Андреевич скончался.
Похоронен Петр Андреевич Пилютов в Александро-Невской лавре около Свято-Троицкого собора.

Награды летчика Пилютова

Высшая степень отличия – звание Героя Советского Союза 10. 02. 1943 г.

Ордена:
1. Ленина 21. 04. 1934 г.
2. Ленина 03. 12. 1941 г.
3. Ленина 10. 02. 1943 г.
4. Ленина 05. 11. 1954 г.
5. Красного Знамени 22. 02. 1941 г.
6. Красного Знамени 15. 03. 1942 г.
7. Красного Знамени 29. 06. 1949 г.
8. Красной Звезды 03. 11. 1944 г.
9. Красной Звезды 19. 04. 1954 г.
10. Крест Британской империи 19. 11. 1944 г.
11. Отечественной войны 1 степени 15. 06. 1945 г.

Медали:
1. «За отвагу» 10. 03. 1940 г.
2. «За Оборону Ленинграда» 22. 12. 1942 г.
3. «Золотая Звезда» 10. 02. 1943 г.
4. «За Победу» 09. 05. 1945 г.
5. «30 лет Советской Армии» 22. 02. 1948 г.
6. «250 лет Ленинграду» 30. 05. 1956 г.



Источник: Т.П. Пилютова. Летчик Пилютов. Жизненный путь моего отца. СПб, 2019