Шейка

Саша Шульман
 
  - Как я люблю школьные каникулы, когда ко мне внуки приезжают!!! - восклицала бабушка  каждый раз, когда меня мама или папа привозили. Даже если это был обычный выходной.
 О том, что бабушки и дедушки говорили не совсем так, как говорят люди вокруг, я заметил, уже учась в школе. Даже было желание исправить их произношение. Потом мне было откровенно смешно.
- Абраша, брось свою газету и подойди сюда! Дай я тебя поцелую за твою любовь к моим внукам! (вроде это и не его внуки)
Дед очень любил целоваться. Когда приезжали родственники, никто не мог пройти мимо него, пока он не поцелует... А целовал он, меня во всяком случае, на пол лица. Потом, годы спустя, когда в программе "Время" показывали, как целуется Леонид Ильич,  я деда вспоминал с улыбкой...
- Какую курочку купил, Сашенька, посмотри: Вся шкурка целая и шея длинная. А жьирная какая!
Бабушка произносила  звук жи очень мягко и по тому вместо ы, слышали и... Прописать это невозможно. Но я попробую.
В комнате на стене висел дедушкин солдатский ремень. Пряжкой вниз. Дед взял нож, подошёл к ремню, взял его за пряжку плюнул на ремень и начал заправлять нож, как каждый день заправлял бритву. Если он принёс курицу и бабушка довольна, лучше ножик приготовить вовремя.
А бабушка,тем временем ,уже в переднике, снимает с полки муку, перец, лаврушку и всё складывает под стеночку на столе.
- Обязательно на досочке готовить надо. Дедышка приклеил пласмаску на деревянный стол. И стол всегда должен бить чистым.
  Дверных глазков тогда ещё не было. Поэтому, приходя, гости стучали в окно, чтобы можно было посмотреть, кто пришёл и радоваться  уже, торопясь к двери, открывать. И когда  открывали дверь, то уже не хватала воздуха от избытка восторгов! Всегда это было громко и шумно!
Мой батя, например, когда приходил, всегда кричал с порога:    Ассалям алейкум!, на что ему, как правило, смеясь отвечали:  Шулем алейхем, Янкеле!
  Пришла соседка.
Она жила в двух кварталах от бабушки.  Да, тогда это считалось по соседству.
Из рукомойника над миской помыла руки, взяла табуретку и села в сторонке, чтобы всё видеть, но не мешать. Села и молчит.
  - Сашенька, набери стаканчик водички из бидончика. Дай тёте Розе.
- Какая я ему тётя? Я старее тебя на полтора года!
- Пей, не разговаривай, когда кушаешь...
-Немножечко посерединке ми надрезаем шкурочку вокруг курочки и пробуем снять её, очень аккуратно, чтоби не порвать и не порезать. До самих крылышек... Крылышки вырезаем по суставчикам. Не повредить. Где шкурочка сама не отстаёт, ми ножечком помогаем. Теперь ми вивернем её и помоем со всех сторон.
Ой, как много внутреннего жьира! Его должно бить как полная ладошка! Ми его порежьим...  Сашенька, покажи мизинчик, вот, как твой ноготочик на мизинчикэ.
Теперь посолим, поперчим и будем насипать муки столько, сколько нужно. чтоби шейку всю заполнить.  Перемешали хорошеничко. Еще перемешали... Пусть немножечко пропитается, ми пока горлышко заштопаем. Как носочек, иголочкой с нитками, только без лампочки...
- Паша, - раздался голос из тети Розы, - почему ты не хочешь порезать и добавить печеночку, пупикэ, седечко? Я всегда даю.
Бабушка прикусила нижнюю губу и начала наполнять зашитую с узкой стороны шкуру курицы. Не плотно так, насыпет, потрсясет в воздухе...
- Эту твою требуху я Абраше в бульончик дам. Он так любит. А моя мамочка никогда не добавляла ничего и все были сыты. И всем хватало...
Люди разбогатели. Это хорошо... Но, вэйзмир! куда девался цимис?
- Мой Додик, - продолжала соседка,- кончил на фортепиано. Циля кончила на бугалтера. Не плохо устроились... Сашик, я тебе не родная бабушка Песах, но имею сказать: Чтоби в этом мире чем-то бить, нужно на кого-то кончить... Иначе никак!
И снова замолчала.
- Вот теперь ми будем зашить с этой широкой стороны. О! Ви только полюбуйтесь! Шейка с крилышками! В кастрюльку её. Водичку посолим, лавровий листочек, душистого и черного перца пару горошен. И на печь его... Покипит минут сорок. Я никогда не смотрю на часы. Знаю, когда снимать. Остынет немножечко, вимем на досочку и пусть совсем остынет. Потом Абраша положит в холодильник.
Абраша ты слышал?
- Дед медленно снимает очки, кладет в футляр, плотно закрывает и отправляет в карман. Аккуратно складывает газету, кладет её на край стола, ближе к стенке, чтобы не упала. Медленно поднимается. Подошёл к дивану, возле которого стояли его хромовые военные сапоги. Намотал портянки, натянул сапоги. Пойдем, Сашенька пройдемся за уголечком. Может Роза без мене разговориться...
Мы пошли с дедушкой в сарай. Он поставил поленце на большой пень и начал мне показывать, как дрова рубят.
- Если сразу не взял его пополам, переверни и обухом по пню... Обязательно расколется...
Потом приготовленная бабушкой шейка остынет совсем в холодильнике и будет легко резаться ножом и рассыпаться, когда берешь ее вилкой...
  - Абраша, ты полюбуйся! Наш внук, таки крылышко любит... Годен йорн... Голден йорн... (золотые годы).

  ПРИЯТНОГО АППЕТИТА, РЕБЯТА!