Второе поколение

Свой Среди Своих Олег Кузьмин
Большинство родителей хотят, чтобы их дети были лучше них самих. Родителям хочется, чтобы их дети имели больше чем они, родителям хочется, чтобы дети страдали меньше, чем они, родители хотят, чтобы дети осуществили те мечты, которые не смогли осуществить сами. В основном родители понимают, что они оставляют, что-то после себя, в-первую очередь, в своих детях и в своём родословии. Даже современная эстрада, время от времени, подчёркивает эту мысль, как например, в песни «Сансара»:

«Они сказали - нас поздно спасать и поздно лечить.
Плевать, ведь наши дети будут лучше, чем мы.
Лучше, чем мы… Лучше, чем мы…»

«Когда меня не станет - я буду петь голосами.
Моих детей и голосами их детей».

С этой точки зрения родословие важнее жизни и важнее любви, важно не просто прожить жизнь – это сможет каждый так или иначе, и важно не просто любить, того в кого влюбился, важнее всего какое наследие оставляешь после себя. И наше наследие – это наше родословие. Родословие – это плод нашей любви и жизни, и если с жизнью и любовью всё в порядке, то и плод будет хорошим, а если нет – тогда нет.

В Библии есть цитата, о том, что грехи отцов ложатся тяжким бременем на плечи детей и наоборот праведные дела, становятся благословением рода:

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».
Исход.20:4-6

Праведная жизнь одного человека, может стать благословением для всех его потомков, а жизнь грешника может стать проклятием его детям и внукам. Даже без Библии – это легко понять. До трёх лет у детей формируются основные линии поведения на всю жизнь, если родители не смогли показать достаточно убедительный пример своим детям и не смогли наполнить их любовью, дети столкнуться с проблемами в жизни. 

И всё же дети не во всём должны отвечать за дела своих родителей, и хотя родители и родословие влияют на нас самым существенным и непосредственным образом, у нас есть свобода выбора меняться и менять свою судьбу. Дети могут быть слишком маленькими и неспособными, чтобы понять или остановить своих родителей от совершения зла.

«Вы говорите: "почему же сын не несет вины отца своего?" Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив».
Иезек.18:19

А вот родители всегда несут ответственность за поведение своих детей и за то воспитание, которое они им дают. Такая традиция началась от самого Бога, который будучи Родителем людей, берёт ответственность за грехи своих детей и без жалоб и сомнений старается исправить сложившуюся ситуацию после грехопадения. Конечно Его способы и методы в различные эпохи и в различных культурах разные, однако Его желание помочь человеку стать счастливым и выпутаться из сетей греха на протяжении всей истории остаётся неизменным.

Если наши дети, что-то делают не так, то это не только их вина, но и наша. По детям судят о родителях. Более того, даже Бог будет спрашивать с нас не только то, как мы сами прожили нашу жизнь, но и то, что мы вложили в наших детей.

Был в Израиле Судья Илий, который в целом был хорошим человеком и 40 лет исправно служил Господу, однако его вина заключалась в том, что он не смог хорошо воспитать своих сыновей, и именно его сыновья разрушили дело всей его жизни.

«Илий же был весьма стар и слышал все, как поступают сыновья его со всеми Израильтянами, и что они спят с женщинами, собиравшимися у входа в скинию собрания. И сказал им: для чего вы делаете такие дела? ибо я слышу худые речи о вас от всего народа [Господня]. Нет, дети мои, нехороша молва, которую я слышу [о вас, не делайте так, ибо нехороша молва, которую я слышу]; вы развращаете народ Господень… Но они не слушали голоса отца своего».
1Царст.2:22-25

В доме Илия рос Самуил, который позднее стал последним Судьёй в Израиле и помазал на царство Саула и Давида. Самуил был долгожданным ребёнком, его родители долго не могли иметь детей и искренне молились о том, чтобы родился ребёнок, обещая отдать, в этом случае, его Господу. Именно Самуилу Господь открыл, что произойдёт с Илием и его родословием.

«И сказал Господь Самуилу: … Я исполню над Илием все то, что Я говорил о доме его; Я начну и окончу; Я объявил ему, что Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их; и посему клянусь дому Илия, что вина дома Илиева не загладится ни жертвами, ни приношениями хлебными вовек».
1Царств.3:11-14

Вина Илия не в том, что он сам вёл беспечный образ жизни, а в том, что он был слишком гуманистичным в отношении своих детей и даже зная о их прегрешениях, ничего не сделал, чтобы повлиять на них. С одной стороны, мы легко можем понять Илия, так как родительская любовь, готова простить своим детям любую вину, и родители любят своих детей, даже когда дети совершают серьёзнейшие ошибки, однако часто родители из-за своей любви становятся слепы к проступкам своих детей. Понимая важность своего родословия и той роли, которую играют в этом родословии дети и внуки – второе и третье поколение, и действовать нужно соответственно.

Несмотря на то, что Илий был потомственным священнослужителем и его роду были даны огромные привилегии, ещё со времён Аарона, поставив гуманистическую любовь к своим детям выше Господа, он фактически разрушил свой род.

«Посему так говорит Господь Бог Израилев: Я сказал тогда: "дом твой и дом отца твоего будут ходить пред лицем Моим вовек". Но теперь говорит Господь: да не будет так, ибо Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены. Вот, наступают дни, в которые Я подсеку мышцу твою и мышцу дома отца твоего, так что не будет старца в доме твоем [никогда]».
1Царств.2:30,31

Эта история заканчивается тем, что именно во времена Илия, главная святыня Израиля – Ковчег Завета, была похищена и во время этого события и Илий и его оба сына погибают.

Одна из десяти заповедей гласит:

«Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе».
Исх.20:12

И даже с человеческой точки зрения, можно легко понять, почему нужно уважать и почитать старших, особенно своих родителей.
Однако не стоит забывать о не менее важной заповеди данной Богом о воспитании детей:

«Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд».
Быт.18:19

Это ответственность родителей, сделать всё возможное, чтобы оставить после себя наследие любви и праведности в своих детях и внуках.