Смысл жизни

Мила Левицкая
               
 Послышался скрип ключа, и Марина почувствовала приход дочери, вышла в прихожую, и на её плечо упала  голова Танюшки. Она гладила её по волосам, и поцеловав, сказала: -
 - Дочурочка, не расстраивайся, не прошла собеседование, бог с ним. Ещё найдёшь хорошую работу, не сразу Москва строилась. Успокойся, ничего страшного не произошло.

Татьяна вытерла слезы, сказав, - всё у меня хорошо. Из двадцати претендентов выбрали меня.  - Ты думаешь, я плачу от счастья? Казалось,  надо бы радоваться, а я не могу понять, зачем училась в университете, напрягала мозги на инъязе и что получила?  - Самый слабый «Б» класс и зарплату дворника. Кому нужен мой английский и французский языки, чтобы стать консультантом по телефону в «Евросети» с зарплатой в три раза выше школьной. Почему так? Почему я должна уйти из профессии, потому что наша страна обедняла до такой степени, что отказалась платить нам зарплату, если можно её  назвать зарплатой.   Я не пойду на эту работу, принципиально. Я синхронный переводчик,  преподаватель и педагог. Я не хочу размениваться  своим образованием из-за каких-то шести тысяч.

- Я всё поняла.  Переодевайся, мой руки и пошли обедать.
- А у тебя вкусненькое что-нибудь есть? – шмыгая носом спросила Танюшка.
- Есть! Вареники и мороженное с бананом.
Хлопнув дверью, Татьяна закрылась в своей комнате.

А Марина с досадой занялась  приготовлением вареников с картошкой. Про мясо  уже давно забыли, - подумала она. Живых денег нет от завода, живём бартером. Намедни, принесла консервы, да батон колбасы на талоны. Выжить можно, но годы-то не идут, а  уходят, а мы только  выживает. При коммунистах в очередях простаивали   за всякой мелочью, а при Ельцине вообще про деньги забыли. Активный народ челноками стали, называют себя предпринимателями, но это не каждому дано, да и страна не может существовать из одних продавцов, да покупателей. А кто будет производить, чтобы было чем торговать.

Всё в нашей жизни закольцовано, все движения по кругу снова и снова заставляет нас свершать одни и те же ошибки в надежде, что однажды поднимемся на новый виток этой вечной лестницы. Нет ничего больнее, чем жалеть об ушедшем времени. Гнев, честолюбие, жажда мести порождает в народе самые отвратительные мысли отчаяния, беззащитности, отсутствия справедливости и мы идем на работу по привычке, опустошённые и стыдливо думая, что это временно, всё будет хорошо. Да не будет этого.
 
Забудьте, учитесь думать по-другому, говорят с  экрана телевизора. А как думать? Прежде всего   - подумала Марина, надо жить будущим, но прошлое торчит везде, скалит зубы, хохочет и угрожает этим будущим. Как пережить всё? У судьбы есть любимчики, которым ещё до рождения даётся всё, о чём только можно мечтать. Бывают и те, кто добивается её расположения долгим и мучительным трудом. Другие умеют повернуть судьбу так, что она сама добивается их расположения. Но это не про нас. Хотя как сказать? Я считаю, что мои родители счастливые люди. Отца оберегала планида. Вернула его с фронта целенького, вложила в руку доверия высокого начальства, а бог позаботился о его здоровье. Разве не так, рассуждала Марина.

А моя взрослая жизнь началась с колдобин и оврагов и моей дочери тоже ничего не светит, решила она.  Прошлое уже ушло, будущее непредсказуемо, надо жить сегодня, запоминать счастливые мгновения из мелочей, а радость должна уравновешивать печаль. К сожалению, мы носим в себе злейшего врага, это разум, который в вечном разладе с нашими действиями. Но, увы! Это не от нас зависит,- подумала Марина
Танюшка переоделась и на ходу завязывая стёганый халат вышла на кухню со словами, - мамочка какая ты у меня мастерица, за десять минут вареники на лепила. Знаешь, что я их люблю.

- Лучше бы  пельменями тебя кормить, сколько месяцев уже мясо не покупаем.
- А колбаса разве не мясная?
- Хотелось бы. Если бы да кабы! Я вот лепила вареники и подумала может быть ты поступишь в аспирантуру? – не уверенно спросила Марина. Ты сама видишь, что творится в стране, это надо пережить. После революции Ахматова торговала селёдкой на базаре. А что делать? Кормить семью то надо. А у тебя трудовая жизнь только начинается, будут и взлёты, и падения. А сейчас надо перетерпеть и мне кажется это хорошее предложение.
- Ма-ма! А что потом. Я опять сяду на твою шею и буду ждать золотого ливня от Фортуны. Нет уж, я должна что-нибудь придумать.

- Ну, ладно! Придумает что-нибудь. Только прекрати лить слёзы. Жизнь не бывает лёгкой, в основном, одни валуны, камни, овраги и всё это надо преодолеть. «Лучший пророк для будущего – прошлое». Оно наш столб, опора. Прав Байрон.

- Мама, хорошо тебе говорить, ваше поколение ни о чём не думало. Учились в вузе, имели стипендию, на которую можно прожить, потом распределились на работу, получили подъёмные, живи и радуйся. А мы что имеем? У меня нет будущего.
- Вся наша жизнь – синусоида. За свои пятьдесят лет я поняла, что в нашей жизни всё  предрешено. Хотим мы этого или нет, а оно произойдёт.

- С каких пор ты  философией стала увлекаться?

- Жизнь научила. Мечтала о науке. Ходила в институт Марксизма –ленинизма, чтобы потом философию сдать при поступление в аспирантуру. Получила диплом строителя коммунизма, а потом поняла, что в нашем университете  наукой не занимаются. Диссертация это не наука, а статус и то не для всех. А когда во времена Брежнева сделали послабление при защите, столько кандидатов наплодили, что в каждом ауле по кандидату стало. Да и вузы обязали на выходе в новую жизнь, потери должно быть десять процентов. Не хило. Не как мы учились.

Наша группа состояла из двадцати пяти студентов и пяти вольников.  В первую сессию все вольники откололись, а с ними шесть студентов. Кто-то ушёл в армию, кто переместился в вечерники.  А в летнюю сессию ушло ещё пять человек. Нас осталось пятнадцать в группе, но на втором курсе пришли с академических отпусков и с других факультетов.  На выходе из вуза нас вышло 17 человек.

-Мам, скажи что влюбилась, А? Поэтому и не стала поступать в аспирантуру.
- Я же замужем была, какая любовь?
- Мама. Я же знаю, как смотрит на тебя Юрий Игоревич. Совсем не дружески.
- Мы о тебе разговор ведём, не забывай.

- Ну ладно, забыли. Я с отличием закончила институт. Ну и кому это надо? Жила на твоём обеспечении. Как можно так жить? Ты сама молишь бога, чтобы доработать до пенсии, лишь бы не сократили, готова работать бесплатно, чтобы заработать хотя бы стаж.  Хотя могут  и  пенсию отменить. Будет как в Китае, где родителей кормят дети, поэтому они много их и рожают. - А я замуж боюсь выходить, пойдут дети, и что они будут иметь? Сможем ли мы с мужем   обеспечить их, дать хорошее образование. Борис уже надоел своим домогательством, постоянно твердит, когда поженимся? Никогда! Ничего не хочу, ни мужа, ни детей, ни денег. Всё!
.
—ДА,  мам, забыла тебе сказать,  звонила Зойка из Москвы, знаешь, где она работает? Не поверишь. Она закончила курсы молодого бойца, получила удостоверение охранника  и с винтовкой стоит на вышке в тюрьме. Там по всему периметру её территории стоят шесть вышек. Представляешь -  я не ожидала от неё такого,  кнопка, а какая смелая.  Андрея приняли на работу разводящим зеков, дали звание капитана и сказали, что дадут комнату в общежитие и  место в детском саду для ребёнка, если  жена будет работать у них. Ей ничего не оставалось делать, как стать охранником. Она говорит, что ей интересно. Так что ей теперь совсем другой язык учить надо. Как там говорят? Я поздравила её с новой работай и сказала, что она стала полиглотом,  знает русский, узбекский, киргизский, английский, французский языки, а теперь  ещё блатной.

- Да Зоя смелая девушка, молодец, - сказала Марина. Она одна одинешенька, на этом свете. Пережила предательство матери, выстояла, набралась смелости приехать к малограмотной тётке в Нижний Новгород. Это для неё совершенно другой мир, после столичного Ташкента. Поступила в университет, получила российскую прописку. Многие люди из бывших республик годами ждут разрешения на российское гражданство. У неё получилось, в университете её заметили. Умница.
- Я тоже за неё рада, - ответила Татьяна. Добрей людей я не встречала, она живёт не для себя, а для других. Тётка у неё пережила инсульт, она её в полном смысле поставила на ноги. А  вот с мужем мне кажется, ей не повезло.  Она вышла за него замуж только из-за российского гражданства. Дай бог, чтобы у неё всё сложилось. Но сомневаюсь. Он работал в тюрьме вместе со своей матерью. У них была служебная квартира у каждого своя. Зарплаты маленькие. Тюрьма далеко от города. Зоя уговорила Андрея переехать в Москву, он отказался.  Ты представляешь, сама собрала документы и поехала в Москву на приём к генералу   тюрьмы. Мне трудно это представить, а она рада до смерти, что ушла из этого тюремного ада и пьянства мужа.

- Да, в Москве всё-таки порядка побольше, - сказала Марина. И я в этом уверена, у неё действительно бойцовский характер.
- Мама, а почему ты думаешь, что я слабохарактерная. Просто, когда училась в вузе, я жила по течению, на всём готовом, а когда закончила институт, стала задавать себе вопрос, что я хочу по жизни. У меня появилась ответственность, как только я переступила порог 5"Б" класса. Борис мне сделал предложение. Я сказала, что подумаю. А что думать? Я  полгода назад закончила университет. Я хочу сделать карьеру, заработать деньги на квартиру, чтобы ни от кого не зависеть, а потом строить семью. Борис обиделся. У него есть хорошая работа, она ему нравится и уезжать он никуда не собирается. В нём нет искорки, любопытства. Мне хочется обсудить с ним какую-нибудь книгу, а он не читал. Он умный сам по себе, не читая книг. Как так можно. Хотя я читала в журнале «Октябрь» повесть, где герой произведения учёный, математик, профессор. Студенты задали ему вопрос: - хватает ли у него времени на чтение художественной литературы. Он ответил, что забыл, когда читал последнюю книгу и пошутил, - я уже читаю минус одну книгу в год. Вот так.

- Мне правится Борис, - сказала Марина. Мне жаль его. Хороший умный парень, он не виноват, что ты его не любишь. Не могу понять тебя, почему ты нос от него воротишь.
- Почему ты решила, что я его не люблю. Может быть я не знаю, что такое настоящая любовь? Как ты думаешь? Да, он спокойный, выдержан, как  Штирлиц с нордическим характером. Ему бы в разведке работать, а он в банк ушёл. Это не мой психотип. Я ему скажу, что уеду на поиски смысла жизни, а там будет видно. Мне здесь душно. В конце концов, я должна стать самостоятельной, ни от кого не зависеть. Надоела всё, ничего мне не нужно, кроме свободы.  Проверим его и мою любовь. Да!

- Конечно согласна. Только я не могу понять, как может быть тесно в городе миллионнике. А как люди себя чувствуют в посёлках и маленьких городах. Главное ни где жить , а как. Это главное. Подумай. Надо себя познать, а остальное приложится. Ты молодая, тебе и карты в руки и ничего не бойся. Твоё взросление произошло только после окончания университета, ранее жила  не замечая вокруг себя окружающий мир. Так что тебе надо маленькими шашками вписываться в новую действительность. А любовь почувствуешь, когда придёт. Лишь бы не было солнечного удара, с сожалением сказала Марина.
-Какой ещё солнечный удар, о чём ты?
Когда получишь, поймёшь.
Это всепоглощающая страсть.