Командиры разведывательной эскадрильи Легиона Конд

Павел Селезнев
На фото: пара Не-70 из разведывательной А/88.

История разведывательной эскадрильи Легиона Кондор началась с доставки в Испанию для нужд националистов (по просьбе немецкой военной миссии) в начале сентября 1936 года 20 разведчиков Не-46 – одномоторных монопланов-парасоль с неубирающимся шасси.
Именно на них в октябре выполнили первые разведывательные вылеты в Испании немецкие пилоты, однако, в дальнейшем, немецкие подразделения этот самолет не использовали. Также есть информация о "неучтенных" вылетах на разведку в этом месяце на Не-45 и Не-70.

На момент формирования Легиона Кондор (конец октября – начало ноября 1936 года) штат разведывательной эскадрильи – Aufklarungstaffel (А/88) был утвержден следующим образом:
первое и второе звено на бипланах Хенкеля Не-45 (по 3 машины), третье на скоростных монопланах Не-70. В некоторых исследованиях утверждается, что это были отдельные эскадрильи, даже появляются аббревиатуры типа «2./А88».
С этим сложно согласиться, так как численность разведчиков всегда была не значительной, и гордо делить их на эскадрильи просто не имело смысла. Ради справедливости надо отметить, что задачи перед авиаторами ставились не одинаковые – только это было продиктовано характеристиками самолетов, а не каким-то разделением на отдельные «разведывательные эскадрильи», суммарной численностью от 8 до 16 машин.

Теперь, все по-порядку:
В октябре 1936 года в Испанию для нужд будущего Легиона были доставлены 6 разведчиков-бипланов Не-45В, получившие бортовые номера от 11-171 до 11-176.  В дальнейшем поставлялась более совершенная модификация самолета Не-45С. Данные машины использовались А/88 практически до осени 1938 года, когда им на смену пришли "Хеншели" Hs-126A. Основная задача – ближняя разведка и корректировка артиллерийского огня.
Первыми пилотами «Хенкелей»  были: Gerster, Datz, Kowollisch*, Sicking, Bombach, Lampe.
Их летчики-наблюдатели: von Recken, Stage, Meier, Cherubin, Bertram, Flug, Ciekert, Loytved, Wein.

Насчет звена "Молний", Не-70 Blitz, информация весьма противоречива. Как их пилотов называют лейтенантов Бернетзедера (Bernetzeder) и К. Штpюмпеля (Strumpell), летнабами - Бальтазара (Balthasar) и Кальдрака (Kaldrack), хотя в других источниках эти авиаторы приписываются к штабному звену бомбардировочной К/88, тоже использовавшей Не-70.
В 1936 в Испанию доставили 6 таких машин, получившие бортовые номера от 14-31 до 14-36. Самолеты распределили между штабом бомбардировочной группы и разведывательной эскадрильей. Использовались они для оперативной разведки и нанесения точечных ударов по особо важным целям в ближних тылах республиканцев. Первый (боевой?) вылет "Молнии" в Испании датирован 30.10.1936. с аэродрома Таблада (Tablada).

Не совсем ясно и на какой машине летал первый командир А/88 гауптман Хайнсинус (Heinsius).

Еще один образец скоростного разведчика (с возможностями бомбардировщика), двухмоторный "Дорнье" Do-17, стал поступать в состав эскадрильи из экспериментальной бомбардировочной VВ/88 позже, в 1937 году.
Так или иначе первый боевой вылет новое подразделение совершило 13.11.1936.

Ну, а теперь, собственно, командиры:


Heinsius Heinz, 19.05.1906., гауптман, октябрь 1936 –  январь 1937.
Во время Второй Мировой войны командовал рядом подразделений, служил в штабах.
Окончил войну в звании оберст-лейтенанта.
Дальнейшая информация отсутствует.

von Kessel Hans-Detlef, 22.04.1910., обер-лейтенант, январь – сентябрь 1937.
Обер-лейтенант Ганс-Дитлеф фон Кессель погиб 04.09.1937., когда его Do.17 был сбит зенитным огнем в районе Льянес (Llanes).
Награжден Немецким Испанским крестом с мечами и бриллиантами (06.06.1939., посмертно).

Gerndt Joachim, гауптман, сентябрь 1937 – февраль 1938.
Во время Второй Мировой войны командовал рядом подразделений, служил в штабах.
По состоянию на 1943 год – оберст-лейтенант.
Дальнейшая информация отсутствует.

Hentschel Karl Aloys Franz, 23.09.1899., гауптман (майор), февраль 1938 – январь 1939.
Участник Первой Мировой войны, служил в пехоте. 05.09.1916 попал в русский плен.
В Люфтваффе с 1934 года.
Слушатель технической академии Люфтваффе (Берлин-Гатов).
В Испании с декабря 1937 по январь 1939 года.
Во время Второй Мировой войны командовал подразделениями, служил в основном на штабных должностях.
Окончил войну в звании генерал-майора.
Умер 12.12.1956.

Matussek Paul (Paul-Robert), майор, январь – апрель 1939.
Во время Второй Мировой войны командовал учебными и боевыми подразделениями.
31.03.1943. в звании оберст-лейтенанта подал рапорт об увольнении из Люфтваффе и был призван на общевойсковую службу. Командовал рядом подразделений.
С высокой долей вероятности, в звании оберста являлся командиром гарнизона немецкого города Гох, который тяжелораненым попал в плен к союзникам 17.02.1945.
Дальнейшая информация отсутствует.


Прошу обратить внимание уважаемого читателя на то, насколько бережно руководство германских ВВС относилось к командирам с опытом боевой работы - ни один из них не погиб во время Второй Мировой войны.

_____________________________
* так в англоязычных публикациях. Скорее всего, фамилия "Kowаllisch", т.е. пилот, впоследствии воевавший в истребительной группе Легиона.

Автор заранее благодарен за конструктивную критику и исправление фактологических ошибок с указанием источника информации. Пишите комментарии.
С уважением Павел.

Версия от 01.02.2020.