НемногооВМШукшине

Попов Федор Алексеевич
В.М. Шукшина мне приходилось встречать еще в мои школьные годы, поскольку жил я с родителями тогда в с. Сростки - родине Василия Макаровича, где и закончил в 1964 г. Сростинскую среднюю школу, в здании которой ныне расположен его музей. Он частенько приезжал туда с друзьями, устраивал встречи с населением в клубе, рассказывал вначале о своем студенческом, а затем и актерском житье-бытье. Как-то однажды состоялась моя встреча с ним в доме его матери (а может, сестры, точно не помню),  где жил тогда на квартире мой одноклассник. Нужно сказать, что особого впечатления он на меня тогда не произвел, хотя и старался, рассказывая в красках подробности съемок фильма ЖИВЕТ ТАКОЙ ПАРЕНЬ.
Да и у местного населения он тогда особым авторитетом и известностью не пользовался, при упоминании его имени оно обычно реагировало примерно так: "Это который Шукшин? Васька, что-ли?". Иногда добавляли в шутливой форме, но не всегда лестную характеристику.    Дело же в том, что относили его в тот период к ЧУДИКАМ, которых В.М. впоследствии и описывал. Все работают, кто в поле, кто в огороде, а Василий книжки читает, что-то пишет, о чем-то мечтает. А иногда и горькую выпивает. Не один, конечно, с друзьями. К последнему, впрочем, народ относился с пониманием. Особенно, если не один, а со школьными товарищами.      
  Услышал я о нем впервые как о писателе лишь в 1965 г. в г. Томске, будучи студентом мехмата ТГУ.  Тогда ребята показали мне какой-то журнал с одним из его произведений со словами: "..смотри, как твой земляк здорово пишет". Что это за произведение было, я уже подзабыл, но впечатления оно на меня не произвело, как и он сам ранее. Не произвело потому, что все, что он описывал, я наблюдал в своем селе и без него. И лишь много лет спустя, уже после ухода В.М. из жизни, прочитав все его произведения и посмотрев все его фильмы, я понял, в чем секрет его популярности: все, что он описывал и представлял, было известно и привычно нам, его землякам, но абсолютно неизвестно и ново людям, живущим вдали от наших мест, особенно в больших городах.
Ради справедливости хочу заметить, что наши места вообще щедры на талантливых людей. Вспоминаю одного из них, которого наблюдал в школьные годы на сенокосе и которого тоже можно отнести к местным ЧУДИКАМ.  Мужик среднего возраста регулярно устраивал представления для нас во время обеденного отдыха, очень виртуозно выражаясь в наш адрес с использованием ненормативной лексики и идиоматических выражений. Чтобы этого добиться, мы привязывали проволокой колесо его телеги к березе, а он, распутывая эту проволоку, излагал свое отношение к нам не просто матерясь, но в стихотворной форме и без повторений! Это могло продолжаться минут по 15-20, а дальше либо проволока распутывалась,  либо обеденный перерыв заканчивался и нужно было всем возвращаться к работе. Так мне и не удалось узнать, где же предел возможностей этого артиста. Как-то однажды, в разговоре с сотрудниками музея-заповедника я рассказал об этой истории, добавив, что если бы этот мужичок прошел все стадии становления, пройденные Василием Макаровичем, то еще неизвестно, какое соотношение было бы между ними в творческом плане.  Чем их страшно обидел. Но В.М. прошел, для чего нужны были немалый талант и мужество, а вот этот мужик остался только в моей памяти.
Что касается личности В.М. Шукшина, то он, конечно, является уникальным представителем мира литературы и кино. И, естественно, того мира, который его и породил - мира Алтая.  И уникальность эта заключается не только в многогранности его таланта, но и в том, что ему удалось заставить обратить внимание на наши места и на их жителей представителей высших слоев Советского общества, далеких от народа. Как творческих, так и партийно-номенклатурных.
          В какой-то мере это пошло на пользу и с. Сростки: поток туристов, особое внимание властей обеспечивают селу довольно сносное существование в современных непростых условиях. Но настораживает тот факт,   что многие из туристов сегодня не знают, кому принадлежит это имя -В.М.Шукшин. Был свидетелем, как возле памятника ему на Пикете двое туристов среднего возраста переговаривались: "А кто такой Шукшин?", "Да точно не знаю, но вроде писатель какой-то". Шукшинские Дни из всенародного праздника все более превращаются в мероприятия. Как-то меньше стало и творческих коллективов, съезжавшихся ранее на Шукшинские Дни со всех концов Руси Великой и из-за рубежа.  Но это - особая тема, которая требует и особого внимания. Я же пока не хочу переходить за пределы моих личных воспоминаний и впечатлений. На чем и останавливаюсь.