Ч. 13 Красные и белые

Владимир Врубель
Предыдущая страница   http://www.proza.ru/2020/02/02/1752

Как любая колониальная империя, Россия старалась привлечь к сотрудничеству аборигенов. Поляки не поддавались, считали, что взаимодействие с царскими властями – это предательство.

Но маркиз Александр Велепольский  посчитал, что такую возможность необходимо использовать. Он вошёл в состав правительства Королевства Польского.

Благодаря его деятельности удалось добиться введения польского языка наряду с русским в государственных учреждениях и в системе образования, вновь открыть университет в Варшаве, уравнять в правах с другими гражданами евреев, чего не было в российской метрополии.

Несмотря на это, политику сотрудничества с царскими властями осуждали как умеренные, так и радикалы.  Умеренных называли белыми, а радикалов – красными. Белые утверждали, что землю у помещиков крестьяне должны выкупать сами, а красные – пусть за них платит государство.

Белые были против вооружённой борьбы, а красные не видели иного выхода, как восстание. Они создали подпольное польское государство со всеми его атрибутами. Руководил этой подпольной организацией Центральный национальный комитет, который считался будущим польским правительством.

В 1857 году в Петербурге офицеры, поляки и русские, которые им симпатизировали, создали тайную организацию, целью которой была борьба с самодержавием. Возглавлял её капитан Зыгмунд (Сигизмунд) Сераковский.

Офицеры установили связь с Герценом и Чернышевским, как идеологами движения. Сераковский занимался вопросами военно-уголовной статистики. В 1858 году его послали в командировку в Западную Европу для изучения опыта содержания военных тюрем.

За границей капитан время даром не терял: встречался с деятелями польской эмиграции: Гарибальди, Герценом, читал запрещённые в России сочинения Прудона. Его соратником стал другой генштабист, Ярослав Домбровский.

Домбровского по службе перевели в Варшаву. Там он стал активно участвовать в деятельности красных, разработал план восстания. Между тем белым стало известно о готовящемся восстании.

Велепольский, возглавлявший гражданское правительство при наместнике в Польше, чтобы сорвать восстание, сообщил о его подготовке наместнику.  Власти отреагировали немедленно:

в Королевстве Польском объявили чрезвычайный рекрутский набор. На службу стали призывать не крестьян по жеребьёвке, а политически неблагонадёжных молодых людей в городах.

Основа любой революции – молодёжь, а её самую активную часть отправляли на 10 лет в армию. Молодые люди стали спасаться от рекрутчины в лесах.

В частях царской армии, расположенных на землях в Королевстве Польском, Литве и Белоруссии,  революционно настроенными офицерами был создан интернациональный «Комитет русских офицеров в Польше».

Организация была раскрыта. За пропаганду среди солдат революционных идей и раздачу запрещённой литературы поручиков Арнгольдта, Сливицкого, унтер-офицера Ростковского расстреляли, рядового Щура забили до смерти шпицрутенами, остальных приговорили к тюремному заключению.

В отместку подпоручик Андрей Афанасьевич Потебня, дезертировавший из армии, совершил покушение на наместника генерала Александра Николаевича Лидерса, но только ранил его в шею. В дальнейшем Потебня участвовал в восстании и погиб в бою.

Лидерса сменил брат царя великий князь Константин Николаевич. На него в 1862 году тоже было совершено покушение. Стрелял в великого князя девятнадцатилетний Людовик Ярошинский, но только легко ранил его. Юношу схватила охрана. После скорого суда Ярошинского повесили.

Великого князя на посту наместника сменил генерал граф Фёдор Фёдорович фон Берг. Учитывая многочисленные аресты, Центральный комитет решил перенести восстание с весны на январь.

Домбровский в это время уже сидел в Варшавской цитадели. Но он умудрился оттуда поддерживать контакты с восставшими. После подавления восстания его приговорили к 15 годам каторжных работ в Сибири.

В декабре 1864 года с помощью членов революционного кружка Николая Андреевича Ишутина он бежал из московской пересыльной тюрьмы. Погиб в 1871 году, сражаясь вместе с коммунарами в Париже.

10 января 1863 года Центральный  национальный комитет объявил себя Временным национальным правительством. Временное правительство опубликовало манифест: «К оружию, народ Польши, Литвы и Руси, к оружию! Ибо час совместного освобождения уже пробил, старый меч наш обнажён, святое знамя Орла, Погони и Архангела развёрнуто».

Это было восстание отчаявшихся людей. Никаких шансов на победу у них не было.

Продолжение http://www.proza.ru/2020/02/04/1699

На фотографии: русские войска в Варшаве