Законы сохранения

Сергей Козырев 2
               

              Истории, которые я хочу рассказать, произошли в годы юности. Замечу, что это правдивые истории.
            Небольшой дом, в котором мы жили с дедом, был моей Родиной, всё детство прошло там. Дом, двор и всё, что там было, снятся мне до сих пор. Сейчас этот район застроен многоэтажными домами, а тогда там были свои дома, сады, виноградники, огороды. Ничего этого больше нет, но мне часто снится, что я снова там, что вокруг мои близкие…
             Видимо все, у кого было счастливое детство, не могут его забыть, оно живёт внутри, став частью нашей души, нашего существа…
            Вначале мы жили все вместе - бабушка, дед, мои родители и я. Позже родители получили квартиру и стали жить отдельно, а я жил на два дома - то с ними, то с бабушкой и дедушкой. После смерти бабушки меня оставили жить в доме, и я был этому очень рад: я люблю жить в своем доме, жить в квартире многоэтажного дома для меня и тогда и сейчас не комфортно. К тому же родители постоянно на работе, очень заняты, а дед был на пенсии и мы с ним прекрасно уживались.  Моего деда звали Игнатием.
            Надо сказать - он был прекрасным человеком, добрым и честным, он проработал всю жизнь бухгалтером – начинал, конечно, счетоводом, но со временем дослужился до главного бухгалтера большого строительного треста. Он был исключительно добросовестным, в бухгалтерии у него всегда был порядок, поэтому его часто направляли в качестве ревизора для участия в проверках других предприятий. Все уважали его; дедушка был родом из крестьянской семьи. Думаю, он не получил серьёзного образования, да и какое образование можно было получить в сельской школе в те годы.
            Вместе с тем природные ум и сообразительность, а, главное, исключительная честность и добросовестность деда дала ему возможность отлично справляться с обязанностями главбуха и получить заслуженное уважение коллег и начальства. Ещё дед был прекрасным садоводом - его сад и, особенно, виноградник были одними из лучших в нашем городе.
          Днём дед занимался хозяйством, я учился в школе. После обеда учил уроки, а вечером пересказывал ему содержание всего того, что усвоил за день. Не знаю, как сейчас, а тогда применялась такая практика - для того, чтобы лучше закрепить изученный материал, ученик должен был его пересказывать, обычно кому - то из домашних. Считалось, что тогда лучше развивается память, ученику легче отвечать на будущем уроке. Не знаю, как это выглядит с точки зрения сегодняшней педагогики, но считаю, что такая методика была очень успешной.
              Я довольно легко запоминал всё прочитанное, пересказывать было легко и приятно. Надо сказать, что деду это занятие тоже нравилось. Он лежал на диване с книжкой – учебником, который я ему давал, а я, сидя за столом, бойко пересказывал всё, что запомнил.
         Дед, читая нужный параграф, сверял его с тем, что говорил я, иногда поправлял, дополнял, иногда спрашивал что - то, уточнял - в общем, наши занятия шли полным ходом.
          Я видел, что деду было интересно почти всё, что я ему рассказывал. Это были разделы истории, географии, литературы, а также физики, астрономии и других наук. Помню, с каким интересом он слушал материалы по истории – о войнах, различных походах, восстаниях… Думаю, что многие вещи он слышал впервые в жизни, а образование получал вместе со мной.
           Однажды вечером я пересказывал параграф из учебника физики, в котором приводились опыты Ломоносова и Лавуазье и формулировался закон сохранения массы вещества. Всё было хорошо, я бойко пересказал этот параграф, но здесь мой дед задумался.
      - Не пойму, - сказал он, - если там горело, значит, вещество исчезло?
      - Нет, не исчезло, - я стал повторять описание эксперимента, доказывающего, что вещество в реторте (если не ошибаюсь, ртуть) в процессе сгорания превращалось в газ, и масса этого газа вместе с кислородом воздуха, который участвовал в горении, осталась неизменной.  Весы в опыте Ломоносова как раз это подтверждали.
       - Это я понимаю, продолжал упорствовать дед, - но вот если у нас сгорели дрова в печке - так они же исчезли!
       - Нет, не исчезли, - убеждал я, - они превратились в дым, дым вылетел через трубу, вот и всё…
        Дед не унимался.
       - Не может быть, дым - лёгкий, а дрова тяжелые. Нет, мне что-то не верится. 
             Он продолжал ещё и ещё раз перечитывать параграф, покачивая головой; я понял, что закон сохранения вещества моему деду не понравился и вызвал сильное недоверие ...
           Я тоже начал сомневаться - действительно, дым ведь очень лёгкий, почти неосязаемый, а дрова – твёрдые, тяжёлые… Хотя, с другой стороны, дыма ведь очень много, да и кто его взвешивал, а вот дров всегда не хватает. Интуиция подсказывала мне, что закон сохранения вещества все - такие правильный; я поверил Ломоносову и его закону сохранения, хотя дед был для меня и всегда остаётся величайшим авторитетом…

                ……………………………………….

             Да, законы сохранения очень сильны ... По - видимому, они являются основополагающими, действуют везде - в химии, физике, в ботанике и биологии, в человеческой среде, в чувствах и поступках людей. Вот ещё один случай.
           У моего деда Игната было очень серьёзное хобби - он вёл дневники наблюдений за погодой. Были тетради, в которых каждый день, месяц за месяцем и год за годом он записывал всё, что происходило в природе. Температура воздуха утром, днем, вечером, атмосферное давление, осадки, какое небо ( пасмурное или солнечное ), дождь, снег - всё это добросовестно было записано. Ещё дед заносил туда всё, что происходило в саду, винограднике и в огороде: что когда посадил, что взошло, что зацвело, что поспело и так далее и тому подобное. Ещё были записи о том, каких птиц, насекомых и когда он видел - все эти записи велись многие годы. К сожалению, из – за наших переездов эти записи не сохранились, и я сильно сожалею об этом.
             Для измерения атмосферного давления у деда был прибор – барометр, там была шкала и стрелка, которая показывала давление в миллиметрах ртутного столба. Ещё на приборе был регулятор, который позволял настраивать прибор, сравнивая его показания с образцовым барометром. Однажды я заметил, как дед, услышав сообщение диктора о погоде в Москве, стал активировать стрелку на барометре.
         - Зачем ты это делаешь? - спросил я.
         - Ну как же, - ответил дед, - диктор в Москве сказал, что температура такая –то, давление такое-то, вот я и выставляю стрелку так, чтобы на нашем барометре было такое же давление…
         - Но ведь это в Москве, - возразил я, - там другая температура и другое давление, мы живём на расстоянии 1000 километров южнее Москвы.
          - Э нет, - хитро ответил дед, - температура там может и другая, потому что Москва севернее, а вот давление должно быть одинаковым там и у нас - атмосфера у нас общая, значит и давление одинаковое…
           Я стал объяснять деду, что давление воздуха связано с температурой - солнце нагревает землю в одних местах больше, а в других меньше, тёплый воздух расширяется и там, где теплее, давление поднимается и возникает перепад давления, что вызывает ветры. Они приводят к перемещению облаков, и снова изменяется нагрев земной поверхности в разных местах… Так происходит постоянно.
          Дед слушал внимательно, но я видел, что он не согласен со мной. Вот вам еще один пример действия законов сохранения ...

                …………………………………..

            Я подумал - постоянство человеческих черт передаётся из поколения в поколение, и это тоже один из законов сохранения.
           Моя мама, которую звали Галина Игнатьевна, была дочерью деда; она унаследовала такие его качества, как честность и добросовестность, эти же качества унаследовал и я.
           Иногда эти черты, а именно: честность, добросовестность и ещё принципиальность, создают проблемы в жизни. Мама работала преподавателем в горно-рудном институте; дисциплины, которые она читала, были одними из самых трудных, по крайней мере для студентов – горняков, это теоретическая механика и сопротивление материалов.
            Была даже такая шутка: студент может жениться только после того, как сдаст экзамен по сопромату и теоретической механике, и это правда, потому что науки сложные, очень много теорем и формул - если сдашь эти предметы, остальные кажутся не такими сложными ...
            Мама была очень строга со студентами, не терпела халтуры, подхалимажа и вранья, студенты побаивались её, но, с другой стороны, старались и предметы её изучали особенно прилежно. Одно время маму приглашали в приёмную комиссию; как известно, приемная комиссия всегда создавала много соблазнов для преподавателей - родители абитуриентов пытались как-то задобрить экзаменаторов. Часто это были даже не какие-то денежные взятки, а подарки, например, продукты, цветы (хотя это тоже взятки).
            Мама ничего не брала и не давала делать это другим, поэтому её перестали приглашать в приемную комиссию.
           Была одна категория студентов, которым было очень легко сдавать экзамены и зачеты - это были беременные ... Студентка в положении приходила на зачет или экзамен к маме как на праздник. Она прекрасно знала, что получит хорошую оценку, даже если ничего не усвоила… не знаю, как это выглядит с точки зрения педагогики, но с человеческой точки зрения это было прекрасно. Многие вспоминают её  и сейчас с благодарностью и теплотой.
            Были случаи, когда мои знакомые обращались ко мне с просьбой замолвить словечко перед мамой, чтобы получить хорошую оценку или хоть как-то сдать экзамен по её предмету. Так делали те, кто плохо знал мою маму и её принципы, а те, кто знал, никогда не обращались. Мне приходилось объяснять своим знакомым, что я могу поговорить с мамой, но тогда будет только хуже, и примеры такие были…

                .....................................
           Что касается меня, то я тоже унаследовал эти качества. Я ненавижу воров и лжецов, стараюсь поступать всегда честно, добросовестно и правдиво. Вначале было очень трудно, но со временем я понял, что так жить не только приятно, но и очень полезно и даже выгодно, если говорить о занятиях бизнесом.
           Кстати о ворах. Я ещё могу понять людей бедных и несчастных, которые крадут, чтобы хоть как-то прожить. Ведь на самом деле эти люди должны были получить подаяние от состоятельных людей - в виде колосков - как сказано в Писании. Если они этого не получили, то вынуждены воровать и их грех лежит на богатых…
           А вот что я ненавижу всей душой - когда богатые воруют у бедных для того, чтобы стать еще богаче.
          Можно было бы привести ещё очень много примеров того, как действуют законы сохранения - не только массы, но человеческих чувств и поступков – доброты, честности и благородства …
         Хорошо, что есть эти законы, законы сохранения ...

 
                Январь 2020