Владимиру Кавинову 70 лет!

Вячеслав Чебышев
Сегодня – 25 января 2019 года – легенде мирового мотокросса Владимиру Кавинову исполняется 70 лет! Я сердечно поздравляю своего замечательного давнего-давнего друга с эти славным юбилеем и по-христиански желаю Володе многая лета!

Не скрою, к этому юбилею Владимира Ивановича Кавинова я начал подготовку практически год назад. Систематизируя свой немалый архив прошлой зимой, и помня о предстоящем 70-летии нашего выдающегося мотокроссмена, я в отдельном пластиковом боксе собрал воедино всё, что было у меня о Володе – фотографии, вырезки из газет, статистические данные, книги… Продумал, как лучше подать этот материал читателям и начал работать. То, что из этого получилось, друзья, вы и увидите ниже.

Начну с того, что предлагаю вам, вместе со мной, воспользоваться виртуальной машиной времени и переместиться на 30 лет назад – в 1989 год.  Дело в том, что к 40-летию Владимира Кавинова я проделал определённую работу и, не предупреждая его, опубликовал в газете «Вечерний Киев» от 1 февраля 1989 года свою статью о нём «Гонка длиной в жизнь», которая вышла под рубрикой «Герои пьедестала». Скажу, что «Вечерний Киев» была самой читаемой газетой в столице Украины (тираж 460 100 экземпляров) и её очень любили киевляне. Предлагаю и вам ознакомиться с этим теперь уже действительно историческим материалом о гранде мирового мотокросса и размещаю  на своей страничке в Facebook упомянутую выше статью с автографом Володи Кавинова.
Обязательно её прочтите, предварительно увеличив текст, и вы узнаете о некоторых интересных моментах спортивной жизни самого титулованного мотокроссмена Украины.

Прочитали? А теперь расскажу о реакции героя этой публикации на мой материал. Володе очерк понравился, НО!!! Замечание он мне сделал! И касалось оно фотографии, где он сфотографирован без шлема сразу после сложного заезда, что проходил после дождя на грязной с лужами трассе. Он сказал буквально следующее: – Слава, я на фотографии получился каким-то лысым. Ты, что, не мог другое фото опубликовать? На самом деле, Володя был с мокрыми от пота волосами, и создалось обманчивое впечатление, что по бокам, как бы, есть залысины, что абсолютно не соответствовало действительности! Скажу больше! И в свои 70 лет у Владимира Ивановича шикарная шевелюра! А в молодости у него всегда была модная причёска в стиле «The Beatles»! Чтобы в этом убедиться, вам достаточно посмотреть фотографии Владимира Кавинова того времени. Кстати, в редакции газеты эту фотографию обрезали и поэтому не видно футболки, на которой налипли куски грязи. Заретушировали грязь и на лице Володи. По моему мнению, фотография от этого только проиграла.  Я нашёл оригинал этого снимка   в своём архиве и тоже публикую его.

Продолжаем путешествие в прошлое. В 1990 году я опять написал статью о своём друге Володе Кавинове «Виражи удачи» и снова, втихаря, разместил её в популярной газете Киевского военного округа «Ленинское знамя» от 6 июня 1990 года. На этот раз мой сюрприз не просто удивил чемпиона. Он остался доволен публикацией и поблагодарил меня. И эту статью я предлагаю вашему вниманию.

Тут же вы имеете возможность прочитать очерк «Время больших стартов» Эдуарда Першина. Этого человека я упоминаю в своей работе «Гонка длиной в жизнь», однако расскажу о нём чуть подробнее. Эдуард Першин – член Союза журналистов СССР, корреспондент газеты «Літературна Україна». Он – талантливый литератор-публицист, который написал документальную повесть «Вершины Владимира Кавинова», вошедшую в сборник «Сильные, смелые, ловкие…», выпущенный в Москве в издательстве ЦК ДОСААФ СССР в 1984 году. В своей книге «Спорт высоких скоростей», выпущенной киевским издательством «Здоров’я» в 1986 году, Эдуард Григорьевич Першин тоже отвёл немало страниц киевскому армейцу Владимиру Кавинову. Вы имеете возможность увидеть лицевую часть обложек этих книг и развороты с фотографиями Владимира Кавинова и его автографами, что он давным-давно дал по моей просьбе.

Теперь о том, что я никогда не публиковал. Мне не довелось видеть выступления Владимира Кавинова в этапах чемпионата мира. Ведь то было совершенно другое время! Простые смертные в СССР практически не имели возможностей выезжать за границу и жили в совершенно замкнутом пространстве. К их числу относился и я. Зато мне посчастливилось комментировать чемпионаты СССР и Вооружённых Сил СССР, этапы которых проводились в УССР. Я с упоением комментировал эти гонки, внимательно наблюдая за перипетиями  на трассе. Теперь, с позиции многих прожитых лет, понимаю, что больше всего из того времени мне запомнилась постоянная бескомпромиссная и интригующая борьба нашего Владимира Кавинова и московского армейца Михаила Серафимовича в классе 350 куб.см. Это действительно было что-то! В недавней беседе со мной это подтвердил и Володя. Хотя, скажу честно, перед моими глазами и сейчас эпизоды многих других гонок того времени, когда мы были молодыми…

Отдельный блок моей публикации представлен фотографиями. Там есть мои авторские работы и снимки не моего авторства. В подписях к фото я это указываю. Эти фотографии уникальны и нигде ранее не публиковались. Они имеют большую историческую ценность и возвращают нас в прошлое… Ностальгия…

Среди фотографий есть и снимки подарков Владимиру Кавинову к его 70-летию. Это сувениры и спортивная атрибутика двух клубов – Футбольного клуба «Александрия» (президент Сергей Кузьменко) и Спортивного клуба «Европа-кросс» (президент Юрий Гугленко). Есть там и футбольный мяч. И этот подарок совершенно неслучайный! Вот и пришло время рассказать вам ещё об одной малоизвестной широкому кругу людей черте характера заслуженного мастера спорта Владимир Кавинова и о его страсти. Все, кто хорошо знают Владимира Ивановича и те, кто когда-либо рассказывал о нём в своих публикациях, подчёркивают его уравновешенный характер. Это действительно факт. Он – очень сильный духом и в любых ситуациях весьма спокойный, никогда внешне не показывая своих эмоций. Однако Владимир Иванович резко преображался, играя в футбол со своими подопечными из киевского СКА. Да, да, да! В своё время Володя обожал играть в футбол! И играл он неплохо! Говоря современной футбольной терминологией – он был настоящим плеймейкером своей команды. А каким он был эмоциональным во время этих футбольных баталий одноклубников! Это нужно было видеть! Поделюсь воспоминаниями своего друга – тоже легенды мотокросса – Саши Морозова (в составе Спортивного клуба «Европа-кросс» он выступал с 1994 по 2003 год) о тех футбольных поединках.

– В футбол мы играли на хоккейной площадке, что в обиходе называли «коробкой», поскольку она была ограждена невысоким деревянным сплошным частоколом. Эта площадка находилась неподалёку от нашего СКА по улице Ивана Кудри во дворах жилых домов. Главным футбольным руководителем у нас был наш тренер Владимир Кавинов, который уже в то время был в звании капитана. Он всех нас разбивал на две команды, в одной из которых играл и он сам. Играли одноклубники – от рядового и до офицера, а также мотогонщики не из СКА. Назову некоторых. Это Анатолий Ефимов, Вячеслав Руденко, Вячеслав Краснощёков и другие. Владимир Иванович давал сигнал и начинался наш «междусобойчик». Скажу, что я приходил играть в футбол, рассматривая это, как общефизическую подготовку, и для меня было важно побегать, а количество забитых или пропущенных мячей меня не сильно волновало. Совсем по-другому к этим играм относился наш тренер. Он весьма эмоционально реагировал на наши ошибки, пропущенные мячи и был весьма доволен, когда гол на свой счёт записывала наша команда. Поскольку я несилён в футболе, мне иногда доставалось от Владимира Ивановича Кавинова больше всех. – Саша! Не умеешь играть в футбол, так стань за воротами и стой себе спокойно! – громко делал замечание раздосадованный Владимир Кавинов, после моей очередной ошибки. Игры проходили с таким азартом и спортивной злостью, что по периметру нашу игровую площадку окружали болельщики из числа местных пацанов. А случалось, что и взрослые прохожие останавливались, чтобы понаблюдать за событиями, которые разворачивались на поле, ведь шум от нас стоял неимоверный! После этих поединков мы направлялись в баньку, где живо обсуждали моменты прошедших игр. То было славное время…

Короткая историческая справка.

Владимир Иванович Кавинов родился в Ковровском районе Владимирской области 25 января 1949 года. Мотокроссом начал заниматься с июня 1965 года в мотосекции ковровского завода им. В.А.Дегтярёва под руководством тренера Юрия Игнатьевича Трофимца. Он является двукратным чемпионом мира по мотокроссу в командном зачёте. В составе сборной команды СССР в 1978 году он выиграл командный чемпионат мира Кросс наций, который разыгрывался в классе  500 куб.см, а в 1979 году – выиграл Трофей наций – командный чемпионат мира, что разыгрывался в классе 250 куб.см. В чемпионатах мира в личном зачёте в классе 250 куб.см, Владимир Кавинов в 1976 и 1979 году становился бронзовым призёром, а в 1977 году стал обладателем серебряной медали. Он семнадцать раз становился чемпионом СССР. Девять раз выигрывал серебряные медали и трижды бронзовые в чемпионатах Советского Союза по мотокроссу.

Дважды подряд – в 1966 и 1967 годах В.Кавинов  выигрывал первенство СССР (название того времени) по мотокроссу среди юношей.

В этот перечень не вошли титулы Владимира Ивановича Кавинова в чемпионатах Вооружённых Сил СССР, которых очень-очень много и которые я, честно говоря, все и не помню. Следовательно, мне есть ещё над чем работать! (Здесь смайлик)

…Вот уже 51 год я знаю Владимира Ивановича Кавинова и горжусь этой дружбой. Счастлив, что своими публикациями я помог любителям мотокросса лучше узнать их кумира – Владимира Кавинова. С первых тренировок этот легендарный рыцарь мотокросса исповедовал философию победителя и достиг вершины спортивного Олимпа. Этому способствовал не только талант от Бога, а и невероятное трудолюбие, целеустремлённость, сила духа и характера, стальная воля и  незыблемая вера в свои силы. Добавлю, что этот замечательный человек НИКОГДА не болел «звёздной» болезнью, всегда оставаясь одним из нас. Честь и хвала Вам, Владимир Иванович! Вы – ЛУЧШИЙ!

P.S. Результаты Владимира Кавинова в чемпионатах мира (личный зачёт)

Год 1969 1970 1971 1975 1976 1977 1978 1979 1980
Класс 250 250 250 500 250 250 250 250 250
Место 9 10 8 23 3 2 4 3 12

Вячеслав Чебышев,
член Национального союза журналистов Украины,
член Ассоциации спортивных журналистов Украины
Фото автора