Золотая эпоха БДТ. Евгений Лебедев

Виктор Кутуркин
Так получилось,  что вторым спектаклем, а первым был Ревизор,  на который мне посчастливилось достать билеты, был Мещане.  Перечень действующих лиц впечатлял: - Лебедев,  Лавров,  Трофимов,  Панков, Макарова,  Попова,  Призван-Соколова  и другие известные актеры.  Почти все они были мне знакомы по художественным фильмам и рассказам моей мамы.  Е. Лебедева я хорошо помнил по кинофильму  Два капитана, где он играл негодяя  ‘Ромашку’/Ромашова/  и  фильму  Свадьба в Малиновке.   Билеты я купил абсолютно случайно в театральной кассе, где в нагрузку предложили билеты в театр Ленинского комсомола.   Название спектакля забыл,  но помню, что чуть не заснул во время действия.
            Спектакль Мещане по пьесе Горького казался довольно скучным. Череда скандалов, выяснение мелочных отношений,  семейные разборки обывателей.  Но то, что удалось сделать Товстоногову – уму непостижимо!  Игра актеров была потрясающей!  Главному герою, которого играл Лебедев, больно, из-за того, что рушатся устои родительского дома,  разваливается семья,  отворачиваются и уходят от него дети.  Он с каким-то упоением  играет эту трагедию и показывает одиночество купца Бессеменова.  Если в начале спектакля  главный герой вызывает неприятие,  то ближе к концу появляется антипатия к его детям,  а старик вызывает сочувствие.  Становится жалко старика,  который  всю жизнь морочил себе голову и портил жизнь всей семье.  Позднее, Евгений Алексеевич напишет книгу Мой Бессеменов, в которой расскажет о работе над ролью и своем понимании мыслей и поступков хозяина дома.  Эта роль считается одной из лучших работ артиста. 
            Спектакль Энергичные люди поставленный Товстоноговым по рассказу Василия Шукшина  запомнился  пройдохой Аристархом, которого блистательно сыграл Лебедев.  Зритель наблюдает пьяные забавы главного героя и его товарищей –жуликов и спекулянтов.  Но когда нависает угроза разоблачения,  хмель сразу улетучивается, и рука твердо держит стакан со спиртным.  Эпизод,  в котором Лебедев демонстрирует, как из штанов сделать костюм,  восторженно принимают зрители.  И ближе к концу спектакля зал уже не хихикает, а сочувствует беде, в которую  попал бедняга Аристарх.  А  фокус со штанами превратится в самостоятельный номер, и его в дальнейшем Евгений Алексеевич будет включать в свои выступления. 
             Невозможно смотреть без улыбки на Крутицкого в спектакле На всякого мудреца довольно простоты.  Заплесневевший, неопрятный,  обсыпанный перхотью сморчок.  Вроде генерал, но похож на обезьяну.  Возраст – лет 100, а по уму 5-6 лет.  Консерватор, не приемлющий ничего нового и прогрессивного.  Блестяще сыграна сцена диалога Крутицкого/Лебедева/ и Мамаева /Басилашвили/,  в  которой генерал переворачивает стол, ходит на полусогнутых ногах, корчит гримасы и издает неприятные звуки.  Выживший из ума отставной генерал заставляет зал умирать от смеха в попытке присесть на стул, а когда это ему удается, Мамаев облегченно вздыхает.  Артисты продемонстрировали виртуозный диалог двух ограниченных людей.  Недаром этот эпизод спектакля был исполнен на юбилее Георгия Александровича Товстоногова в 1986 году.  Это было 30 – летие работы режиссера в БДТ.
              В классической постановке Дядя Ваня  Лебедев играет профессора Серебрякова.  Человека не глупого, не легкомысленного, у которого своя драма в личной жизни.  Когда-то он был нужен, ему аплодировали, испытал почести, его забрасывали цветами. Именно тогда за него вышла замуж красавица Елена Николаевна. А через десять лет наступает разочарование и он всеми забыт. Мне очень нравится этот спектакль, и я не раз пересматривал его в исполнении актеров других театров,  сравнивая с постановкой Георгия Александровича Товстоногова.  Режиссер Андрон Кончаловский, в своем варианте Дяди Вани, отвел роль профессора Серебрякова Александру Филиппенко, замечательному актеру.  Получился комедийный забавный образ, вызывающий взрывы смеха у зрителей.  Серебряков у Лебедева трагичен, ему сочувствуешь, и это исполнение мне нравится  больше.
              Мне посчастливилось видеть Лебедева в спектаклях Дачники, Общественное мнение, Перечитывая заново, На дне,  Фома Опискин /Село Степанчиково и его обитатели/.  Но хотел бы подробнее остановиться на роли Холстомера в Истории лошади.  Купить билеты на спектакль было практически невозможно, а когда это удавалось,  то спектакль переносили.  Евгений Алексеевич болел.  Говорили, что у артиста случился инсульт, и он долго лечился.  И вот у меня в руках долгожданные билеты на второй ярус,  где мои места располагались  в  последнем ряду.  Те, кто бывал в БДТ, знают, что на этих местах приходится стоять,  для того, чтобы увидеть происходящее на сцене.
                Идея Холстомера возникла у режиссера Марка Розовского,  затем ее развил Товстоногов.  Сыграть лошадь, наделив этот образ человеческими чувствами и ощущениями, удалось великому актеру.   Эта работа стала вершиной творчества Лебедева.  Роль сыграна им виртуозно,  артист воспроизвел все повадки животного – молодость, скорбную старость.    Лебедев играет историю лошади как историю человека и людское проступает в истории лошади. Короткая счастливая молодость Холстомера, за которой следует старость, окрашенная неизбывной печалью. Он имитирует лошадиные повадки, но и очеловечивает лошадь – рыдает, ржет, завывает. Он и человек и конь одновременно.  Нельзя без волнения смотреть сцену превращения коня в мерина – эта картина очень реалистична.  Тяжело видеть непереносимую боль и мучение животного как человека.  А когда в конце спектакля Холстомеру перерезают глотку, потому что он болен и стар,  а артист выбрасывает красную ленту,  я увидел у своих соседей слезы на глазах. 
                Спектакль История лошади покорил весь мир от Японии до Америки, с севера до юга.  Как выразился Олег Валерианович Басилашвили,  исполнитель роли князя Серпуховского,  Лебедев протащил наш театр,  запрягшись в эту упряжь Холстомера, по всем городам и весям.
                Животное в исполнении Лебедева наделено особым чутьем, которое позволяет проникнуть в тайны человеческой души.  Нет сомнений в том, что без Евгения Алексеевича Лебедева,  этого театрального шедевра никогда бы не получилось.  Известно, что Марк  Розовский писал инсценировку этого спектакля, рассчитывая  только  на  Лебедева в главной роли.
                Дружба и не только творческая связывала великого режиссера Товстоногова и великого русского актера.  Они познакомились в Тбилиси в 1940 году.  В 1949 году Товстоногов пригласил Лебедева в Ленинград в театр Ленинского комсомола, а в 1956 году в БДТ.   Их квартиры располагались на одной лестничной площадке и соединялись между собой.  Сестра Товстоногова Натела была женой Лебедева.  Когда поженились, прорубили в стене дверь и зажили одним домом.  Их многое объединяло и прежде всего любовь к театру. У обоих большевики уничтожили отцов, поэтому на предложения вступить в партию отвечали отказом.  Личная и творческая судьбы Товстоногова и Лебедева объединились навсегда. 
                После ухода из жизни в 1989 году Товстоногова работы в БДТ  не стало,  а просто числиться в театре  Лебедев не хотел.  Лавров, принявший по просьбе труппы руководство театром, ничего не мог предложить Евгению Алексеевичу.   Подходящих спектаклей в те девяностые годы не ставили, и Лебедев перешел в Малый драматический театр,  где Лев Додин предложил ему роли в спектаклях Любовь под вязами, Роберто Зукко и Вишневый сад.  Роль Фирса стала последней в творчестве великого мастера.
                В этом коротком повествовании я отразил лишь малую часть тех ролей,  сыгранных  выдающимся русским актером.  Это те работы, которые произвели на меня наибольшее впечатление. 
                Е. А.  Лебедев родился в 1917 году в Балаково Саратовской губернии.  Отец – священник.  В середине 20 – х  отцу пришлось уехать из Балаково.  Он менял приходы, переезжал с одного места на другое, пытаясь спасти семью от антирелигиозных кампаний.  В  1933 шестнадцатилетний Женя  переехал в Москву и поступил в студию при Театре Красной Армии.  Работал на стройке, затем на маслозаводе,  на кондитерской фабрике.  После окончания училища в 1940 году получает диплом и становится ведущим артистом Русского ТЮЗа в Тбилиси.  В  это время и происходит знакомство с Г. А.  Товстоноговым.  В 1949 году переезжает в Москву,  а затем в Ленинград по приглашению ГАТ.   За роль Сталина в спектакле  Из искры…, который был поставлен Товстоноговым в Театре имени Ленинского комсомола, становится лауреатом Сталинской премии.  В 1951 году избран депутатом Ленгорсовета.  Заслуженный артист РСФСР.  В 1956 году вместе с Георгием Александровичем перешел в БДТ.  В 1968 году присвоено звание Народный артист СССР. 
                В послужном списке Лебедева орден Ленина, медали.  Артист удостоен Государственных премий СССР за роль Бессеменова и РСФСР  за участие в фильме Блокада.  Он стал лауреатом  премий мэра Петербурга,  КГБ,  награжден медалями за доблестный труд и Оборону Кавказа.   
                Евгений Алексеевич пользовался высочайшим авторитетом и уважением в актерской среде.   Вот несколько высказываний:
                Татьяна Доронина  -  Он работал на сцене, как работает справный мужик в поле, до черного пота на рубахе, до самозабвения…!
                Александр Белинский, режиссер: - Импровизационный дар Лебедева был огромен.  Кроме Аркадия Райкина, я ни у кого не встречал подобного.  Он был настоящим лицедеем, наследником традиций Щепкина, Тарханова, Меркурьева… Блистательный импровизатор, но, в то же время, беспрекословный исполнитель воли режиссера, сумевший обуздать феноменальную фантазию.   
                Михаил Ульянов – В мире найдется немного равных ему по таланту.  Просто нас мало знают, но я думаю, что Женя был не хуже Дастина Хофмана, да и Николсона он если не переиграл бы,  то был бы с ним на равных.   Такие роли как Бессеменов и Холстомер вошли в историю. На все времена, потому что не могли не войти.  Тем более, что сейчас в ту сторону,  куда ходили Товстоногов и Лебедев,  никто и не ходит.
                Эдуард Кочергин, художник: - Лебедев был рожден для лицедейства.  Не стал актером,  а таким родился.     Конечно, сейчас не хватает такого артиста. Не только в БДТ,  но и вообще русскому театру не хватает.  Куда они подевались?  Ушли в прошлую сказку.  Слава богу,   повезло видеть его и работать с ним.
                Натела Товстоногова: -  Он пережил инсульт – тяжелейший, с  потерей речи,  когда ему пришлось и к жизни и в профессию возвращаться заново.  Он учился ходить, двигаться, разговаривать.  Однако, после этого  и  Холстомера играл и профессора Серебрякова, я  уж не говорю о ролях, сыгранных у Додина.  Смерти Евгения Алексеевича могло бы и не быть,  он был очень сильным человеком даже в свои  восемьдесят…  Если бы его не уговорили на абсолютно не нужную ему операцию,  которую к тому же не сумели сделать,  он бы еще играл в театре.
                Скончался Евгений Алексеевич Лебедев  9 июня 1997 года в Петербурге.  Похоронен на Волковом кладбище.