На острие реформ

Валерий Дмитриев
Постоянный комитет Законодательного Собрания Тверской области по экономике, аграрной и промышленной политике действует второй депутатский созыв. О его работе в первом полугодии 2002 года рассказывает председатель комитета Сергей Киселев

- Сергей Николаевич, на днях исполнилось два года, как Вы были избраны депутатом Законодательного Собрания второго созыва и стали заместителем председателя постоянного комитета по экономике, аграрной и промышленной политике. В новом, третьем, созыве Вы возглавили этот комитет. Полгода в председательском кресле – срок, конечно, небольшой но, учитывая ранее накопленный опыт и напряженный ритм работы областного парламента, видимо, есть что сказать избирателям.
- Название нашего комитета начинается со слова «экономика». Вот о ней и поговорим. В том, что показатели экономики области постепенно растут, есть заслуга и областных законодателей, создающих для этого соответствующую нормативную базу. Конечно, хотелось бы, чтобы темпы роста не замедлялись, а, наоборот, стали выше. В целом комитет стремится планировать свою деятельность так, чтобы в ближайшем будущем люди почувствовали плоды оздоровления экономики, подъема промышленности и сельского хозяйства.
- Как Вы оцениваете работу комитета?
- Комитет работал стабильно, в спокойной и одновременно творческой обстановке. В его состав входят опытные руководители-хозяйственники, которые представляют и отстаивают в Законодательном Собрании интересы промышленности и сельского хозяйства. Это депутаты Ю.А. Небольсин, Н.В. Булычев, А.В. Грибов, Л.Н. Корниенко, В.В. Максимов, К.Г. Ильин, В.А. Орехов, Н.И. Попов.
За полгода проведено 13 заседаний, рассмотрено 70 вопросов. Работа велась над 20 законопроектами, в соответствии с программой законопроектных работ на текущий год. Путевку в жизнь получили 19 законов, все они, за исключением принятых на последнем заседании Законодательного Собрания 27 июня, подписаны Губернатором и вступили в силу.
- Что Вы относите к числу несомненных удач в деятельности комитета?
- Отмечу один момент, скорее из разряда психологических, но, на мой взгляд, очень важный. Удалось изменить в лучшую сторону отношение к дотационным районам. Меньше стало заявлений, что экономически слабо развитые районы существуют за счет так называемых районов-доноров. Особенно меня возмущают претензии администрации города Твери. Никто не спорит, что этот город – административный центр области, что он должен выглядеть достойно. Но те 40 процентов в областной бюджет, о которых столько много говорят в последнее время, дает не сама Тверь, а предприятия, построенные еще в советское время. У жителей других районов области, не избалованных благами цивилизации, столичные замашки на особую роль Твери вызывают только раздражение. Хватит делить, давайте созидать! Придерживаюсь мнения, что во все времена Тверь по праву, без всякого закона, с достоинством выполняла обязанности административного центра области. Поэтому мне как-то неловко, даже совестно за эту политическую суету, ничем не оправданный шум вокруг законопроекта о статусе Твери. Целиком и полностью поддерживаю взвешенную позицию депутатов, которые решили перенести на осень принятие закона о статусе Твери, сгладив, по возможности, возникающие противоречия.
- То есть Вы выступаете за планомерный процесс преодоления экономической отсталости большинством муниципальных образований области.
Да, пока мы не начнем помогать дотационным районам поднимать их экономику, туда придется вкладывать из областного бюджета все больше и больше средств.
К сожалению, несмотря на наши усилия, не удалось создать фонд поддержки и развития территорий. Надеюсь на решение вопроса в 2003 году.
- Расскажите поподробнее об идее фонда?
- Фонд развития территорий – это финансовое выражение компромисса между районами-донорами и районами-реципиентами. Он должен быть устроен таким образом, чтобы 50 процентов фонда шло на рост экономического потенциала районов и городов-доноров, а оставшиеся 50 процентов на развитие дотационных территорий. Деятельность фонда позволит совместно решить проблемы и Твери, и других районов области, а не тянуть «бюджетное одеяло» каждому на себя. Если город Тверь претендует на роль старшего брата, то должен заботиться о младших братьях.
Посмотрите, насколько велика разница между уровнем жизни населения, например, в Твери и где-нибудь в глубинке. В первом квартале этого года уровень доходов населения в среднем по области вырос на 12 процентов, в основном за счет Твери и районов-доноров, а где-нибудь в Жарковском или Молоковском районах он стоит на месте, что равносильно падению.
То есть рынок там ничего не восстановил. Необходимо в таких местах планировать размещение производственных сил и планировать инвестиции. Планирование – не пережиток командно-административной системы, оно было, есть и будет.
- Формирование инвестиционной привлекательности области в последнее время приобретает целенаправленный характер: регулярно проводятся инвестиционные форумы, выставки. Но инвесторы к нам идут неохотно. В чем дело?
- Хотя относительное улучшение достигнуто, финансово-экономическую ситуацию нельзя назвать стабильной. Это главная причина низкой инвестиционной активности.
Другая причина – неэффективное инвестиционное законодательство. Законы области о предоставлении льгот инвесторам устарели и уже не соответствуют изменившемуся федеральному законодательству. Их нужно срочно перерабатывать. Комитет усиленно занимается этой проблемой и есть надежда, что во втором полугодии она будет разрешена. Мы постараемся учесть все слабые места в действующих на сегодня законах и подготовить эффективные правовые акты.
Обращает на себя внимание не только факт отсутствия активности инвесторов со стороны, но больше удивляет то, что нет и своих, внутренних, инвесторов. Принижена в этом и роль областного бюджета. На мой взгляд, областной бюджет должен находить средства для подъема экономики области. Он должен стать бюджетом развития.
- Так какие же инвесторы предпочтительнее – внешние или внутренние?
- Мое отношение к инвесторам таково – оценивать их по критериям полезности Тверской области. Не важно, как говорится в китайской пословице, какого цвета кошка, важно, чтобы она ловила мышей. Перемены в лучшую сторону все-таки есть: за прошлый год область улучшила свой инвестиционный рейтинг, к нам пришла сильная структура – агропромышленный холдинг «Росагрокапитал», который приобрел Ржевский комбинат хлебопродуктов. Мы приветствуем таких инвесторов. Нужно в впредь продолжать поиски крупных инвесторов.
С другой стороны, не дело, когда наши предприятия превращаются в филиалы, как это произошло с Калининской АЭС. В таких делах сначала надо внимательно посмотреть: можно ли получить дополнительные налоги, дополнительные рабочие места и прочие выгоды. Все это должен отрегулировать закон.
- Что, на Ваш взгляд, не удалось сделать?
- Не удалось - и я об этом сожалею - отстоять на январском заседании Законодательного Собрания предложение нашего комитета о снижении с максимальных пяти процентов до четырех ставки налога с продаж. Депутаты не приняли во внимание аргументы о том, что при максимальной ставке потери будут не только у потребителей, но и у производителей, так как сработает цепочка: «рост цен – падение спроса – снижение доходов производителей – уменьшение поступлений в бюджет».
- Малый бизнес не хочет расти. Сколько уже было принято правовых актов по содействию малому предпринимательству, а благополучным его положение по-прежнему не назовешь.
- Именно поэтому депутаты очень серьезно отнеслись к обсуждению законопроекта «Об областной целевой программе поддержки развития малого предпринимательства в Тверской области на 2002-2004 гг.». Что такое поддержка? Это нормативно-правовое обеспечение, устранение административных барьеров на пути малого бизнеса. На реализацию программы намечено направить приблизительно 24 млн. рублей. Этот проект закона не прошел первое чтение и сейчас дорабатывается субъектом законодательной инициативы.
Я сторонник того, чтобы программы лучше финансировались и разрабатывались не на 2-3 года, а на более длительный срок, скажем, 5 лет. В противном случае малоэффективные попытки их реализации больше напоминают действия пожарной команды, а не планомерную работу на перспективу.
- Приоритетным направлением в работе комитета явилось создание нормативной правовой базы, направленной на развитие агропромышленного комплекса?
- Практически ни одно заседание комитета не проходило без обсуждения вопросов аграрной политики. Приняты законы о целом ряде областных целевых программ: об увеличении производства овощей, о развитии льняного комплекса, о производстве продовольственного зерна. Были внесены изменения и дополнения в программы о развитии молочно-мясного животноводства, о стабилизации и развитии птицеводческого комплекса. Срок действия всех этих программ рассчитан до 2005 года.
По инициативе комитета Законодательное Собрание приняло обращение к Правительству России, в котором содержится предложение о создании для сельских товаропроизводителей, а также для предприятий ЖКХ и транспорта более благоприятных условий реструктуризации задолженности по налогам, пеням и штрафам.
Благодаря усилиям членов нашего комитета в текущем финансовом году изменен подход к финансированию АПК. Уменьшен срок – с 15 мая он перенесен на 1 апреля, до которого должно быть обеспечено 40-процентное финансирование агропромышленного комплекса. Для сельских товаропроизводителей это очень важное решение: на поступившие до весеннего сева деньги можно закупить горюче-смазочные материалы, технику и запчасти. Как говорится, «дорого яичко к христову дню». К сожалению, в полном объеме к указанному сроку так и не удалось профинансировать сельское хозяйство области, так как деньги пошли на выплату возросшей зарплаты бюджетникам. Деньги выделены с опозданием. Но в следующем году мы будем твердо добиваться своевременного финансирования сельхозтоваропроизводителей.
- Сергей Николаевич, как движется работа над проектом закона «О кадровом потенциале сельскохозяйственных организаций Тверской области»? Работа над ним идет уже около двух лет.
- В марте закон принят в первом чтении, сейчас в комитете идет работа над поправками. Закон очень нужный: с кадрами на селе плохо, их не только не хватает, но и те, что есть, не всегда отвечают современным требованиям. Достаточно сказать, что по сравнению с 1991 годом численность занятых в сельскохозяйственном производстве сократилась на 47 процентов. Закон направлен на привлечение на село как опытных руководителей, так и молодых специалистов, для чего предусматриваются меры материального стимулирования, обеспечение жильем, доплаты к зарплате и к государственной пенсии, а также стипендии Губернатора области студентам, обучающимся в Тверской сельскохозяйственной академии. Надеюсь, в третьем квартале депутаты примут этот закон.
- Государственная Дума приняла закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Какова Ваша оценка этому, без преувеличения, историческому событию?
- Я поддерживаю закон в том виде, в котором он принят. По многим вопросам позиции депутатов Законодательного Собрания и Госдумы просто совпали. Это не случайность: регионы активно обсуждали законопроект о земле, наш комитет на своих заседаниях дважды обращался к этому вопросу, проведены депутатские слушания. Были высказаны и были услышаны все, порой прямо противоположные, точки зрения. Я считаю, разговор получился, он был весьма полезным.
- На последнем заседании Законодательного Собрания 27 июня был принят закон области «Об установлении в Тверской области предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков предоставляемых гражданам в собственность».
-Да, этот закон внесен Председателем Законодательного Собрания М.Ж. Хасаиновым и проходил обсуждение на заседании комитета по экономике, аграрной и промышленной политике. Закон очень нужный, он регулирует земельные отношения, предусматривая выделение предельных размеров предоставляемых в собственность земельных участков.
- Ваш комитет, Сергей Николаевич, находится, что называется, на острие реформ. Каковы подвижки в создании правовых условий реформирования жилищно-коммунального хозяйства?
- Закономерным итогом работы стало принятие на последнем заседании Собрания программы по подготовке теплового хозяйства муниципальных образований к осенне-зимнему периоду. Депутаты поставили перед собой задачу подготовить и принять такую программу, чтобы после ее реализации население не на словах, а на деле почувствовало улучшение работы жилищно-коммунальной сферы.
- Что еще Вы хотели бы отметить в своем отчете перед избирателями?
- В марте принят закон «Об управлении государственным имуществом в Тверской области». Наш комитет подошел с тщательностью к его прохождению через Законодательное Собрание. Уверен, что цели законы – наиболее полное и эффективное использование государственного имущества, его сохранность - будут достигнуты.
- В России две беды, одна из них – дороги.
- Практически целое заседание Законодательного Собрания в мае было посвящено проблемам дорожной отрасли. Дело в том, что Правительство планирует с 1 января 2003 года отменить налог на пользователей дорог, ввести вместо налога на автовладельцев транспортный налог. Эти изменения больно ударят по дорожному хозяйству области. Его финансирование, и без того урезанное предыдущими изменениями в налоговой сфере, может сократиться чуть ли не вполовину. Комитет обеспокоен судьбой дорожной отрасли, подготовил на этот счет несколько обращений и поддержал проект федерального закона, подготовленный группой депутатов Госдумы и представителем Законодательного Собрания в Совете Федерации В.А. Петровым. Законопроект предусматривает сохранение целевых источников финансирования дорожного хозяйства. Сейчас работает согласительная комиссия. Надеюсь, она учтет мнение тверских законодателей.
Комитет также инициировал принятие постановления по реструктуризации задолженности в территориальный дорожный фонд. Это очень важное решение, так как оно позволяет при уплате задолженности списать до 85 процентов пеней. Соответственно уменьшится недоимка, скопившаяся на расчетных счетах предприятий, что оживит их деятельность.
На июньском заседании в первом чтении принят проект областного закона «Об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Тверской области».
- Расскажите о планах на второе полугодие?
- Главное – активное участие членов комитета в разработке и прохождении через Законодательное Собрание проекта закона об областном бюджете на 2003 год. Будут изменения и в законе о бюджете на 2002 год, соответственно изменится финансовая часть целевых программ. Все-таки на этапе бюджетного планирования основа всего – финансы, мы ответственны за ту их часть, которая заключена в курируемых комитетом разделах бюджета.
Предстоит серьезная работа над законопроектом «О государственном заказе на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд Тверской области». В нем мы должны четко определить, что такое госзаказ, кто и как может участвовать в поставках для государственных нужд области.
Члены комитета займутся также подготовкой к принятию программ по развитию хлебопекарной промышленности. Наши хлебозаводы нуждаются в техническом перевооружении. Люди привыкли к хорошему хлебу. Чтобы его качество не снижалось, а росло, нужны капитальные вложения для модернизации хлебозаводов. Этому также послужит программа областная целевая программа, связанная с производством продовольственного зерна.
В наших планах на осень принятие законов о торговле, о бытовом обслуживании, об аграрной политике, о жилищной политике.
Пока же начались депутатские каникулы. Но депутаты, члены нашего комитета, время отдыха будут использовать для встреч с избирателями, решения их насущных проблем. Я планирую также посещение строительных объектов с целью контроля за использованием капитальных вложений.

«Тверские ведомости», №54 (1292) 5 – 11 июля 2002