Государство должно быть гарантом реформы ЖКХ

Валерий Дмитриев
О проблеме реформирования жилищно-коммунального комплекса заговорили с 1993 года. Концепция этой реформы утверждена Президентом РФ в 1997 году. Потом в целях ее реализации была принята федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы. В ноябре 2001 года Правительством РФ утверждена подпрограмма о реформировании и модернизации ЖКХ. Документы приняты «наверху», а выполнять их приходится «внизу», в муниципальных образованиях. Гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Не все получается по написанному, возникают, как говорится, вопросы. Та ли модель реформы выбрана? Оптимальные ли сроки назначены? Кто должен за все это отвечать? Об этом рассуждает глава Бологовского района, депутат Законодательного Собрания Тверской области Анатолий Лебедев.

- Анатолий Михайлович, Президент России В.В. Путин в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации подчеркнул, что «главная цель реформы – это улучшение качества услуг при одновременном снижении затрат на их предоставление». Как реализуется эта задача?
- Достижение этой главной цели, которая является условием успешности реформы ЖКХ, неразрывно связано с постепенным, полным прекращением дотирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Основополагающим фактором является сближение тарифов, оплачиваемых населением, и себестоимостью коммунальных услуг. Именно сближение, а не одностороннее повышение уровня платежей населения. Для снижения себестоимости и повышения качества предоставляемых услуг в муниципальном образовании «Бологовский район» разработаны программы модернизации ЖКХ и энергосбережения, которые позволят сократить потери на производстве и транспорте тепла, воды и электроэнергии. Часть этих мероприятий уже реализуется.
- Когда стало ясно, что население не сможет полностью оплачивать издержки по содержанию жилья и коммунальные услуги, сроки перехода жилищно-коммунальной сферы на бездотационный режим были перенесены Правительством с 1998 года на 2003 год, а потом и еще на более поздний срок (2008 год). Не понадобится ли переносить в очередной раз?
- В настоящее время предпосылок для этого нет. Более точно сказать сложно, так как все будет зависеть от социально-экономического развития страны в целом: инфляции, роста благосостояния населения, цен на энергоносители и многого другого.
- Процесс муниципализации жилых зданий практически завершен. Почему муниципалитет неохотно принимает ведомственные объекты в муниципальную собственность?
- Не согласен. Наоборот, я сторонник того, чтобы избавить хозяйствующие субъекты от непосильной ноши – содержания жилья. Люди со своими жилищными проблемами все равно придут в муниципалитет.
Главным препятствием завершения этого процесса является то, что местная власть не может содержать принадлежащий ей жилой фонд в надлежащем состоянии из-за дефицита бюджета района. Федеральная власть не помогает, не компенсирует увеличения расходов, связанных с муниципализацией жилья, хотя она обязана это делать в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». И это вопрос номер один. Много ветхих аварийных домов. Кстати, в Тверской области более 25 тысяч семей проживают в ветхом и аварийном жилищном фонде. В разрабатываемой сейчас концепции по совершенствованию жилищного законодательства РФ следовало бы предусмотреть специальную программу или закон, разрешающий эту проблему. В связи с этим в Законодательном Собрании поддержано обращение депутатов Свердловской области к Президенту с предложением принять специальный закон «Об организации реконструкции ветхого и аварийного жилого фонда и отселения из него граждан».
- С 1994 года в России началась реформа оплаты жилья и коммунальных услуг. Доля оплаты жилья в доходах семей возросла в десятки раз. Как платят за жилье в Бологовском районе?
- Администрация района взвешенно относится к росту уровня платежей за коммунальные услуги для населения. Сейчас он составляет 63 %. Для сравнения: в 1993 году он составлял 2-3 %. Собираемость платы за коммунальные услуги у нас составляет в среднем 85 %.
- Каковы меры социальной защиты населения?
- Совершенствование системы оплаты жилья и дальше пойдет в направлении максимального учета доходов граждан. Жесткий контроль со стороны администрации за деятельностью предприятий ЖКХ по качественному и надежному обслуживанию потребителей, защита населения через механизм адресной выплаты жилищных субсидий – приоритеты в нашей работе.
Количество семей, обратившихся за субсидиями, в настоящее время составляет всего около 4 %, что меньше чем средний показатель по стране, который приблизительно равен 9 %. Людей сдерживает обращаться за получением субсидии на жилье наличие долгов за квартплату, может быть, недостаточная информированность в средствах массовой информации об этой помощи, а также возможная проверка доходов.
- Как идет процесс реорганизации системы управления жилищным сектором: формирование служб заказчика, организация товариществ собственников жилья, введение договорных отношений?
- Несмотря на то, что квартиры в жилых домах находятся в частной собственности, управляет домами по-прежнему муниципальная власть или организации, на чьем балансе они находятся. Фактически население распоряжается только своими квартирами, а не домами. Что касается внеквартирных помещений и оборудования, то частные собственники не озабочены их содержанием. Психологически владельцы жилья не ощутили себя собственниками, которые кроме прав имеют и обязанности. Но иждивенчество это вынужденное, так как у собственников жилья денег порой не хватает на питание, не говоря о других проблемах. К тому же содержание жилья и поставки коммунальных услуг по-прежнему дотируется из муниципального бюджета. Поэтому домовладельцев трудно привлечь к управлению жилищным фондом.
- В Послании Президента РФ отмечено, что «очень многие наши граждане имеют тяжелые жилищные условия». Как обстоят дела в строительстве и капитальном ремонте жилищного фонда?
- В последние годы происходило падение объемов жилищного строительства и капремонта жилфонда. Ввод жилья в 1994 г. составил 9431 кв. м, в 1997 г. - 5594 кв. м., в 2000 г. 1923 кв. м.
Особенно трудно улучшить свои жилищные условия работникам бюджетной сферы, получающим скромную зарплату. Они не в состоянии приобрести жилье даже на вторичном рынке. Определенные надежды по решению данного вопроса связываем с Тверским фондом ипотечного кредитования.
- Что ограничивает индивидуальное жилищное строительство?
- Опять же иждивенчество. Бывают случаи, когда в сельской местности предлагается достроить практически готовые дома. Все есть – фундамент, стены, крыша. Сельхозпредприятия предлагают свою помощь в достройке, но желающих не находится.
Но основная причина – низкие доходы большей части населения. Были б деньги – построили себе дома многие, особенно молодежь.
- Может, дать им взаймы? Вы упомянули Тверской фонд ипотечного кредитования. Президент России считает, что развитие системы долгосрочного кредитования должно стать сферой приоритетного внимания и федерального Правительства, и региональной власти.
- Отсутствие долгосрочного кредитования населения также сдерживает индивидуальное жилищное строительство. Хотя надо отдать должное инициаторам тверской ипотеки - заместителю Губернатора А.А. Тягунову и генеральному директору областного фонда ипотечного кредитования Н.А. Зименкову. Благодаря их энергичным усилиям в области начала действовать программа ипотечного жилищного кредитования. Эту программу мы развиваем и в нашем муниципальном образовании, обращая особенное внимание на строительство доступного жилья для работников бюджетной сферы и молодых семей. Хотелось порекомендовать организаторам ипотеки смелее применять различные формы финансирования жилищного строительства: выдачу государственной субсидии заемщику, покрывающую часть ипотечного кредита; аренду жилья с последующим выкупом; продажу жилья молодежи по льготной цене. В любом варианте ипотечного кредитования участие государства необходимо.
- В каком состоянии находятся системы инженерного обеспечения ЖКХ?
- Системы инженерного обеспечения, особенно теплоснабжения и водоснабжения, имеют высокую степень износа. До 70 процентов их нуждается в капитальном ремонте, значительная часть - в незамедлительной замене. Но для этого нужны крупные капиталовложения.
На этом этапе жилищной реформы просматривается необходимость строгого выполнения федеральной программы модернизации инженерной инфраструктуры ЖКХ. Цели реализации программы должны найти выражение в конкретных законах. В законодательном закреплении нуждается положение об использовании средств федерального бюджета для поддержания жилищно-коммунальной инфраструктуры в рабочем состоянии. Бюджеты области и муниципальных образований не в состоянии обеспечить не только развитие системы ЖКХ, но и ее нормальное функционирование.
- Создается ли в жилищно-коммунальной сфере конкурентная среда и рынок коммунальных услуг?
- К сожалению, нет. Какой может быть рынок в условиях монополизма энергетиков и газовиков?
Рынок этих услуг пока не сложился. Механизм конкуренции работает только в процессе привлечения тех или иных подрядчиков для выполнения ремонтно-строительных работ на объектах ЖКХ. Обслуживать жилой фонд и содержать его в надлежащем состоянии мало кто стремится, создать конкуренцию муниципальным службам пока некому.
Положение усугубляется тем, что многие коммунальные предприятия находятся на грани банкротства. И их банкротят, и часто незаконно. Об этом ярко и точно сказал Президент РФ В. Путин в послании Федеральному Собранию – «поточное банкротство» уже успело статьи доходным бизнесом.
Отсюда – предложение о корректировке Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». В новой его редакции надо пересмотреть и признаки банкротства, и процесс его преодоления, установить более прозрачную процедуру банкротства по сравнению с существующей.
- Существенную экономию населению дает установка квартирных счетчиков воды и тепла. Устанавливаются ли у вас приборы учета?
- Вообще приборы учета должны стать основным звеном в цепи мероприятий реформы ЖКХ. Но население пока не озабочено установкой приборов, регулирующих и контролирующих потребление услуг, поскольку оплачивает их по дотируемым потребительским тарифам, то есть не в полном объеме (63 %).
Приобретение и установка приборов также проблематичны. Но от решения этого вопроса нам не уйти. Без приборов учета жилищно-коммунальные службы основывают свои расчеты на умозрительных расчетах. Без приборов учета потребители не могут измерить количество и качество предоставляемых услуг. Без приборов учета взаимоотношения коммунальщиков с гражданами превращаются в общение глухого со слепым. Вообще реформу ЖКХ и надо было начинать с установки счетчиков, а не с повышения тарифов.
- Повсеместная установка счетчиков сейчас не по карману ни государству, ни населению. Их можно было бы устанавливать пока выборочно, поэтапно, насколько хватает средств и позволяют технические возможности.
- Чтобы процесс установки счетчиков шел быстрее, рассматриваем вопрос предоставления льгот гражданам и товариществам собственников жилья, платящим по счетчикам и устанавливающим приборы регулирования потребления тепла и воды.
Пока приборы учета устанавливаются поквартирно только во вновь вводимых в эксплуатацию малоквартирных зданиях. Техническая сложность установки теплосчетчиков в обычных квартирах, обусловлена схемой теплоснабжения зданий. Не случайно Госстроем России с 2003 года будут предъявляться новые требования к вновь вводимых а эксплуатацию зданиям, где в обязательном порядке должна быть горизонтально-поквартирная схема теплоснабжения.
Федеральный закон об энергосбережении, принятый еще в 1996 году предусматривал, что с 2000 года вся России должна платить за тепло и воду по счетчику. До настоящего времени все, что сделано в этом направлении, финансировалось из местного бюджета. Хочется надеяться, что финансирование этого закона из федерального бюджета в первую очередь будет направлено на обеспечение приборами учета предприятий бюджетной сферы.
- Каковы «взаимоотношения» районного бюджета и жилищно-коммунального комплекса?
- Жилищный сектор оказывает огромное влияние на бюджет района. Муниципалитет вынужден нести огромные расходы, чтобы не ухудшить условия проживания населения. В бюджете района доля расходов на жилищно-коммунальное хозяйство составляет более 30 процентов. Ситуация в жилищном секторе сказывается и на областном бюджете, поскольку нехватка средств на местах требует от районных администраций отстаивать свои права при распределении средств бюджета области. Монополисты – «Газпром» и РАО «ЕЭС» - могут в течение финансового года, когда в бюджетах всех уровней уже исчерпаны резервы на компенсацию, повысить цены на энергоносители. Это загоняет муниципальные образования в тупик.
Для поддержания жилищного сектора, безусловно, должны использоваться средства федерального бюджета. Иначе основные фонды жилья и инженерной инфраструктуры будут просто «проедены». После чего проблемы хлынут лавинообразно. Тогда для их разрешения потребуются огромные капиталовложения.
- Однако реформы пошли по пути максимального сокращения затрат федерального бюджета на реформу ЖКХ. Анатолий Михайлович, на ваш взгляд, какова должна быть роль государства в реформировании этой жизненно важной отрасли.
-Решение начать реформирование жилищно-коммунального хозяйства – единственно возможный выход. Коммунальная отрасль хронически недофинансировалась последние десять лет, хотя и в советские годы далеко не процветала. Естественно, пришла в упадок. Промедление привело бы только к ухудшению ситуации. Экономия электрических и тепловых ресурсов стала жизненно необходимой. Поэтому реформировать ЖКХ надо.
Но концепция реформы, заключающаяся в переводе отрасли ЖКХ на самоокупаемость, отказе от ее бюджетного финансирования, не совсем верна, если не сказать резче – совсем не верна.
Именно государству следовало бы найти средства на замену устаревшего оборудования, сетей, установку счетчиков, и только потом, что называется «с чистого листа», увеличивать оплату жилья и коммунальных услуг.
Бюджетные деньги нужно не убирать из жилищно-коммунальной сферы, а заставить их работать на модернизацию отрасли. Деньги эти нужно направить в муниципальные образования
На федеральном уровне, несмотря на принятые документы, до сих пор отсутствует полная систематизированная законодательная база реформирования ЖКХ. Ее нужно создать.
Муниципальные органы власти кровно заинтересованы в проведении жилищно-коммунальной реформы. Но если курс на реформирование отрасли провозглашен на государственном уровне, то гарантом курса должно выступать государство.

«Тверские ведомости», №42 (1280) 24 – 30 мая 2002 года