У власти должны стоять патриоты

Валерий Дмитриев
Только такие люди смогут улучшить нашу жизнь, - так считает глава Бологовского района Анатолий Лебедев.

Власть, земля, собственность. И наоборот - собственность, земля, власть. В любой последовательности - это главные вопросы жизнеустройства, решение которых во все времена определяло характер общественно-экономических отношений, волновало людей и являлось основой программы политиков. Решены ли они в нашей стране? Нет. Как их решить, как сделать, чтобы каждый житель Верхневолжья зажил достойно, разговор с главой Бологовского района Анатолием Лебедевым.

- Анатолий Михайлович, начну, наверное, с неожиданного для Вас вопроса. На июльском заседании Законодательного Собрания депутаты приняли решение прекратить досрочно Ваши полномочия депутата от избирательного округа № 20, по Вашей просьбе. Поступок мужественный и редкий по нашим временам. Как правило, политики стремятся захватить побольше власти, Вы же от нее отказались. Чем это вызвано?
- Я рассматриваю власть прежде всего как ответственность перед людьми, которые мне эту власть доверили. Каждый человек может нести на своих плечах только определенную долю ответственности. Для каждого человека здесь есть свой предел. Совмещать работу главы района и депутата Законодательного Собрания невозможно просто физически. А ведь как депутат я был обязан защищать интересы 80 тысяч человек в трех муниципальных образованиях. Так как я привык отвечать за свои действия, привык держать слово, привык думать, прежде чем принимать решение, я написал заявление о сложении полномочий депутата. Поверьте, сделать это было нелегко: исполнение обязанностей депутата этого и предыдущих двух созывов дало мне богатый политический опыт, осмысление причин всех наших бед и неурядиц, видение перспективы подлинных преобразований.
- Вам нравилась работа в Собрании?
- Да. Законодательное Собрание за эти годы стало авторитетным органом власти, создана солидная законодательная база, регулирующая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, приняты важные законы экономической и социальной направленности. Но совмещение работы депутата и главы района противоречит логике реформ. Исполнительная и представительная власти субъекта Федерации должны быть разделены.
- Что Вы пожелаете своим бывшим коллегам-депутатам?
- Побольше чувства реальности, быть ближе к людям. Ведь законы пишутся для них, а не для красного словца. Главная проблема нашего законодательства в его недостаточной эффективности, оторванности от жизни.
- Почему так получается?
- Причин много. Например, несовершенство устройства законодательной ветви власти. Вряд ли оправдано резкое уменьшение численности законодательного органа: в областном Совете было более чем 200 депутатов, в действующем Собрании только 33. Уровень представительства, а значит, и связи с избирателями значительно сузились. К тому же по сравнению с прежней системой советской власти у нас нет "вертикали" не только исполнительной, но и законодательной власти. А она нужна, так как устранит оторванность законодательных органов различных уровней друг от друга. И народ, рядовой избиратель, таким образом не будет отстранен от повседневного участия в делах региона да и всей страны.
Сам процесс законотворчества тоже достаточно несовершенен. Не успели закон принять, вносят изменения, дополнения. Законодательное пространство все больше превращается в труднопроходимый лабиринт даже для знатоков права. А ведь законы устанавливают правила жизни, управления. Любые их изменения дезорганизуют жизнь.
Конечно, для решения текущих задач в областное законодательство следует вносить отдельные изменения и дополнения. Например, в бюджетно-финансовой сфере. Однако при этом надо просчитывать негативные последствия для экономики в целом, которые могут появиться в будущем в результате непродуманного, скоропалительного латания дыр в бюджетном и налоговом законодательстве. Достаточно вспомнить эпопею с принятием областного бюджета прошлого года в увязке с налогом продаж.
Ну а главная причина - несовершенство федерального законодательства, заключающееся в его противоречивости, низком уровне систематизации и координации действующих законов.
- Попытка привить ростки органов местного самоуправления на древо системы государственного управления оказалась неудачной. Плоды получились горькие, нежизнеспособные. Все чаще звучит вопрос: «А не вырастить ли новое дерево государственного устройства?». Понятно, что речь идет о возврате к жесткой централизованной системе управления. В качестве первых шагов в июле текущего года Госдумой приняты три известных закона, в том числе Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Какое, на Ваш взгляд, влияние окажут эти законы на деятельность органов местного самоуправления?
- Позитивное. Хотя и они все не решат, надо идти дальше. Возьмем наш районный уровень. До 80 процентов полномочий, осуществляемых районными органами власти, - государственные. Это образование, здравоохранение, культура, социальная и иные сферы обеспечения. То есть в районной администрации практически те же подразделения, что и в областной.
У нас сосредоточены подразделения региональных и федеральных служб - милиция, налоговая инспекция, пенсионный фонд, казначейство, МЧС, военкомат и т.д. Какой же это муниципальный уровень? Самый что ни на есть государственный.
То есть местное самоуправление в его нынешнем виде сложная государственно-самоуправленческая структура. Однако в этом заложено противоречие. Государственные функции мы не можем выполнять по закону, а самоуправленческие - организационно: вопросы местного значения все-таки не в районе, а в населенных пунктах.
По моему мнению, районное управление должно быть государственной структурой. Ведь в прежние времена - советские, да и раньше - уезды, районы создавались для функционирования в их границах государственной власти. Сюда эту власть и надо переместить. Тем самым будет восстановлена властная вертикаль, о которой так много говорят. Районная - государственная власть будет заботиться о муниципальных образованиях, лелеять их и пестовать.
Самоуправление же нужно перенести на уровень сельских и поселковых округов. В этом случае органы самоуправления оправдают свое название и предназначение, так как будут осуществлять свою деятельность по месту жительства граждан. Этого требует и федеральный закон.
Конфликт между региональным центром и органами местного самоуправления запрограммирован федеральным законодательством. Вдумайтесь: органы местного самоуправления независимы, никому не- подконтрольны и не входят в общую систему власти страны. Нормально ли, что отношения между властными структурами и их руководителями базируются исключительно на договоренностях и взаимных компромиссах. Здесь нужны четкие правовые нормы. И они должны быть заложены в Устав, чтобы создать в области единую вертикаль исполнительной власти. Федеральный закон тоже надо подправить.
- Всем изрядно поднадоела выборная круговерть, но в демократическом обществе, которое мы строим, выборность власти является основным политическим институтом. И 10 декабря бологовцам вновь придется идти к избирательным урнам, чтобы выбрать депутата Законодательного Собрания и депутатов районного Собрания. Какова готовность к выборам? Кого избирать будете?
- Говорят, нужны новые люди. Не согласен. Что такое новое? Это хорошо забытое старое. Из недалекого прошлого надо взять в новую жизнь все хорошее.
Сейчас перед обществом встал вопрос, что делать дальше. Как заставить заработать на полную мощность новые, рыночные механизмы в промышленности и в сельском хозяйстве, каким образом преодолеть глубокий идейный и политический раскол в обществе. Кто это сможет сделать? Как и всегда, в переломные исторические моменты, остро встала проблема кадров.
Где их взять? Новые люди появятся лет через двадцать. Мы же все из того времени, когда людей объединяло чувство любви к Родине, к родному краю - патриотизм. Многим не нравится это слово - патриоты. Но сейчас нужны именно они. Патриоты своего района, своей области, люди прежде всего ответственные. А кого они будут представлять - коммунистов или демократов-неважно: всех их должна объединять потребность в созидании.
Убежден, что только такие избранники народа, которым присуще чувство патриотизма, ответственности за судьбы района и его жителей, способные, как и раньше, консолидировать все здоровые силы, пожертвовав узко партийными и конъюнктурными интересами, смогут обеспечить движение вперед, улучшить саму нашу жизнь.
Требует совершенствования и выборное законодательство. Почему-то так у нас получилось, что на управление транспортным средством нужны права, а на управление людьми - одно желание да деньги. Вот и приходят зачастую к власти крикливые и наглые, заботящиеся только о своих личных интересах. Раньше была одна крайность - выбирали уже фактически назначенных депутатов, секретарей, потом назначили богатых, теперь вот выбираем из богатых и остро желающих. Что-то надо переделать в системе выдвижения кандидатов, ведь большинство населения лишено возможности направить своего представителя во власть.
Организация выборов - довольно сложный вопрос. То, как они проходят последнее время, у многих людей вызывает отторжение. Но район к выборам готовится. Сложность заключается в том, что, если раньше выборы проводились по смешанной системе, то теперь они пройдут по одномандатным округам. Идет их формирование, кое-где болезненно, но идет. Надеюсь, выборы пройдут успешно, избиратели придут и сделают свой выбор.
- В борьбе за власть, землю и собственность наступает решающий момент. То, что сделано с властью и собственностью, не удовлетворяет общество в целом. Приватизация воспринимается как большой обман. На селе тоже произошла своего рода приватизация - коллективные хозяйства превратились в акционерные общества, их члены стали собственниками земельных паев, но жить лучше и богаче не стали. Теперь вот последняя попытка - решить вопрос с землей, ее куплей - продажей. Чем-то это все обернется?
- Вот именно - чем? В степени разрешения земельного вопроса надо учитывать силу или слабость государства, национальные традиции, отечественный и зарубежный опыт. Я бы на эту тему наложил мораторий. Пока не разберемся, кто мы, откуда, пока не увидим, куда скатились, пока не напишем программу действий.
Конечно, земля должна быть общая: областной, районный земельный фонды. Любое хозяйство - АО, товарищество, совхоз, колхоз, фермер - может взять надел, проявить инициативу, предприимчивость. Это первое.
Второе. Кто купит землю. У крестьян денег нет. Значит, купят спекулянты, свои и зарубежные, через подставных лиц. Выведут землю из оборота и тем самым лишат людей последней надежды. Не зря говорят: отобрать имущество - это будет кража, отобрать же землю - это будет просто грабеж.
Возможно, в будущем общество созреет для осуществления цивилизованных форм продажи земли. При этом, конечно, земли сельскохозяйственного назначения не должны выводиться из сельхозоборота. В нынешних же условиях криминализации общества, негативного опыта приватизации госсобственности разрешение свободного оборота земли приведет к очередной волне насилия за захват лучших участков. Такова моя позиция.
Говорить-то надо о другом. И делать. Снизить искусственно заданные накрутки на горючее, ликвидировать ножницы между ценами на технику, запчасти и на сельхозпродукты. Ведь на селе давно ничего не строят, а скоро и сеять перестанут. Трактор не на что купить. Земля ждет пахаря, а не спекулянта с долларами.
Крестьянин может и должен стать ключевой фигурой в превращении нашей страны в процветающую. Но никто - ни районные, ни областные инстанции - не имеет права принуждать крестьян к чему-либо. Только экономический интерес должен побуждать людей работать.
- Еще один важный вопрос - о соотношении между собственностью федеральной, региональной, муниципальной. Нередко слышишь от представителей муниципалитетов: отдайте нам в собственность то или это.
- Собственником в широком смысле слова в один час не станешь. Собственником нельзя назначить, собственником надо вырасти. По нашим временам, быть собственником, с одной стороны, престижно, с другой -хлопотно и рискованно. Главное здесь - не форма собственности: государственная, коллективная или частная. Главное - экономическое стимулирование хозяйственной деятельности. К сожалению, у нас все наоборот. Работать стало практически везде невыгодно.
Многие ринулись в торговлю, в посредничество. Зато не хватает технологов любого производства. На мой взгляд, в торговле и сервисе частник необходим как воздух - сдвиги положительные в этих сферах налицо - а вот в производстве, особенно крупном - вопрос спорный. В любом случае критерием использования собственности должна стать эффективность.
Мы должны думать не о том, как переделить государственную собственность, а о том как оптимизировать управление собственностью с целью повышения эффективности производства. Если предприятие исправно платит налоги, не задерживает заработную плату, вкладывает деньги в развитие производства, создание рабочих мест - какие к нему могут быть вопросы. Если предприятие гибнет, в интересах населения инициировать смену собственника. Если при приватизации был грубо нарушен закон, то целесообразно отменить ее итоги. Этого требует не только социальная справедливость, но и интересы государства. Поэтому наведение порядка в вопросах собственности - это как социальная проблема, так и экономическая, ибо незаконность собственности является препятствием для экономического развития.
Начинать же надо с усиления государственного сектора экономики и организации управления им. Можно по-разному называть эту акцию: национализацией, деприватизацией или возвращением незаконно награбленного. Главное, чтобы при этом не были нарушены действующие законы и не была бы создана правовая основа для перераспределения неэффективно используемой собственности.
- Ну, и последние актуальные темы: газ, электроэнергетика и подготовка к зиме
- Как и везде. Энергоснабжение поддерживается с большими трудностями. Аварии на теплосетях происходят все чаще, последствия их устраняются все труднее. Люди с тревогой ждут зимы - вот вам и выборы, вот вам и результативность существующей системы местного самоуправления и государственной власти.
Очень остро встала проблема неплатежей за газ и электроэнергию. Туго идут платежи населения. В бюджете области и в нашем районном бюджете пока не предусмотрены необходимые средства на оплату газа и газовой составляющей в тепло- и электроэнергии и по расчетам с льготниками. Просто взять их неоткуда, эти средства. Оплатить энергоресурсы в полном объеме значит посадить на голодный паек сферы образования, медицины, культуры.
Проблему можно разрешить, если формировать бюджеты всех уровней снизу вверх, оставляя в бюджете муниципального образования до 60 % всего сбора налогов, пока остается только 38 %. Но для этого надо внести соответствующие поправки в федеральный закон о финансовых основах местного самоуправления. Это могли бы сделать наши тверские депутаты Госдумы. Нужно также поручить Правительству Российской Федерации разработать минимальные нормативы предоставления населению гарантированных Конституцией услуг в сферах образования, здравоохранения, судебной защиты, жилищных услуг. Исходя из этих нормативов и должны формироваться муниципальные бюджеты.
Пока же, что в наших силах, делаем - запасаем топливо, ремонтируем сети, котельные. Но без жесточайшей экономии не обойтись.

Справка
Анатолий Михайлович Лебедев. Родился 10 февраля 1947 года в Рамешковском районе Калининской области. В 1970 году окончил Ленинградский сельскохозяйственный институт, специальность - инженер-механик. Служил в Советской Армии, в ракетных войсках. С 1972 года - в Бологовском районе. Прошел путь от главного инженера совхоза "Тимково", затем директора сельскохозяйственного предприятия "Воля" до главы Бологовского района. Женат, имеет сына и дочь. Любит спорт, особенно футбол. Очарован природой родного края. Но главное хобби - работа.
* * *
Площадь Бологовского района 2460 кв. км, население 52 тыс. человек (2000г.). До образования района территория входила в Валдайский уезд Новгородской губернии. Район образован в 1927 г. в составе Ленинградской, а с 1935 г. - Калининской области.
* * *
Бологое - город (с1917 г.) областного подчинения, центр Бологовского района (с 1927 г.), крупный железнодорожный узел. Население 31 тыс. человек. Известен с 1495 г. как погост Деревской пятины.
* * *
В Бологовском районе действуют заводы: "Строммашина", арматурный, стеклозавод им. Луначарского, мебельная и швейная фабрики, подотдел Московского отделения Октябрьской железной дороги, предприятия железнодорожного транспорта и пищевой промышленности. Объем произведенной продукции в фактических отпускных ценах предприятий за I полугодие 2000 года составил около 140 млн. рублей. В городе и районе также действуют: совхоз-колледж, 12 средних, 7 основных общеобразовательных и 7 начальных школ, 2 детские школы искусств и спортшкола, два ПТУ.
Издается районная газета "Новая жизнь". Работают две телестудии.
* * *
В последние годы в аграрном секторе района заложены основы многоукладной экономики. Функционируют 11 сельскохозяйственных производственных кооперативов, 92 фермерских хозяйства.
Доля фермеров в производстве продовольствия невелика - 1 %. Зерна они выращивают 0, 7 %, мяса и молока производят 1,5 %. В последние годы наблюдается снижение производства продукции фермерскими хозяйствами.
Садоводов-огородников - 6079 семей, им отдано 602 га земли. Удельный вес сельскохозяйственных кооперативов в производстве валовой продукции снизился с 39 % до 25 %. Возросла на 14 % доля продукции личных хозяйств населения.

«Тверские ведомости»