Инициатива по просьбе избирателей

Валерий Дмитриев
То, что нам нужны хорошие дороги и невысокие налоги, знает каждый. Так же, как и то, что надо развивать малый бизнес. Но вот как это все совместить? Как найти верное, справедливое решение, чтобы не пострадали интересы избирателей, - об этом разговор с депутатом Законодательного Собрания Тверской области Александром Васильевичем Козловым, который в порядке законодательной инициативы внес на рассмотрение Законодательного Собрания проект закона «О внесении изменений и дополнений в закон Тверской области от 23.11.2000 № 133-ОЗ-2 «Об установлении ставок налога с владельцев транспортных средств». В представленном законопроекте предлагается снизить ставку налога с владельцев транспортных средств для грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. и разрешенной максимальной массой менее 2000 кг с 15 до 3 рублей с каждой лошадиной силы. И хотя законодательная инициатива пока не реализована, Александр Васильевич, твердо следуя принципу – «забота не на словах, а на деле», намерен выполнить все свои обещания избирателям.

- Александр Васильевич, в третье тысячелетие Россия вступила с законодательством, существенно ухудшающим финансовую подпитку автодорожной отрасли. С 2001 года отменены налоги на реализацию горюче-смазочных материалов и на приобретение автотранспортных средств. Ставка налога на пользователей автомобильных дорог уменьшена с 2,5 до 1 процента, право законодательных органов повышать или понижать эту ставку отменено. В результате изменений законодательной базы в полтора раза уменьшился приток средств, направляемый из областного бюджета на развитие дорожной сети области. Основная нагрузка легла на налог с владельцев транспортных средств. Однако Вы, Александр Васильевич, в подготовленном Вами законопроекте предлагаете снизить ставку налога, взимаемого с автовладельцев, ни много ни мало в пять раз!
- История вопроса такова. Поспешное изменение федерального законодательства в 2000 году поставило под угрозу качество содержания, я бы сказал, само существование автомобильных дорог в Тверской области. Тогда стало ясно, что резко ухудшающееся положение с финансированием автодорог федеральный центр исправлять не будет. Законодательным Собранием было принято единственно возможное по закону решение об увеличении ставки налога с владельцев транспортных средств. И это правильно! Зачем автомобиль без дорог?
На разработку и принятие решения согласно Налоговому кодексу РФ у области было всего 5 дней. В такой спешке ошибки неизбежны. Договорились, что в ходе исполнения закона в него будут внесены коррективы. Часть изменений провели. Однако владельцы грузовых малолитражек – «Москвичей» и «Жигулей» с кузовом «пикап» или «фургон» - были поставлены перед необходимостью платить налог с автовладельцев по пятикратно увеличенной ставке. К ним применена ставка налога 15 рублей с лошадиной силы против 3 рублей для таких же автомобилей с кузовами «седан», «универсал» и «комби». Эта категория автомобилистов по налоговым платежам оказалась в одинаковом положении с владельцами грузовых автомобилей, которые значительно больше разрушают дороги. Поэтому многие автовладельцы отказались не только от использования грузовых малолитражек, но и от их приобретения.
- Не может быть - эти автомобили пользуются заслуженной популярностью у населения, особенно у представителей малого бизнеса. Без малолитражного «грузовичка» не обходится практически ни одно крестьянское (фермерское) хозяйство или малое предприятие.
- Вот именно! Мы на всех углах трубим о поддержке малого бизнеса, о развитии предпринимательства. Принимаем многочисленные законы, а на деле ставим натуральную подножку и так не шибко шагающей отрасли. Поэтому малый бизнес и не хочет расти, что кругом одни ограничители. Я считаю, что трудно нанести нашей экономике больший вред, чем принятие законов, снижающих деловую активность населения.
В истории с этим налогом есть и нравственная сторона. Одним махом обидели не просто категорию автомобилистов, но фактически целый слой малых предпринимателей. Они рассматривают принятый закон не просто как дополнительную преграду малому бизнесу, но, подчеркиваю, как вмешательство в добросовестную конкуренцию предпринимателей. Обратите внимание на следующее обстоятельство – те же «Москвичи» и «Жигули» с кузовами «седан» или «комби», снабженные прицепом, имеют даже большую грузоподъемность, чем «пикапы», но налог на их владельцев в 5 раз меньше.
- Надо полагать, вы подняли этот вопрос по просьбе своих избирателей?
- Да, конечно. После выборов, за пять прошедших месяцев, у меня как у депутата Законодательного Собрания на личном приеме побывали 79 человек. В мой адрес пришли и мною направлены в различные инстанции 83 письменных обращения и запроса. Все это - людские судьбы, все поставленные вопросы требуют консультаций, проработки. И, разумеется, решений. Если я принял проблему к разрешению, значит встал на сторону избирателя и обязан ему помочь. Форма помощи может быть разная: законодательная инициатива, публичное выступление, переговоры с чиновниками. Главное, чтобы вопрос нашел правовое разрешение. Если нельзя по каким-то причинам разрешить его сегодня, надо решить завтра, главное – не забыть. Избиратель должен чувствовать, что о нем кто-то думает, заботится, его поддерживает.
- И каков результат?
- К сожалению, исправить положение по ходу налогового года не удалось. Но надеюсь, что эта задача, решится на будущий год, когда будет приниматься новый закон о ставках налога с автовладельцев или когда произойдут изменения федерального налогового законодательства в связи с внесением в Государственную Думу предложений Правительства РФ по замене этого налога.
- Таким образом, результат не достигнут.
- Я бы этого не сказал. И вот почему. Интересы налогоплательщиков были учтены неправильно, законодатели допустили в своей работе брак. Это надо признать. Исправить ошибку сразу помешала дезорганизация работы Законодательного Собрания во втором полугодии 2001 года.
Сейчас внести коррективы невозможно чисто по регламентным причинам. Никто из депутатов, экспертов не возразил, что я не прав с точки зрения экономики, соблюдения равенства прав налогоплательщиков. Юридически я тоже прав. Решение вопроса уперлось чисто в техническое препятствие – невозможность произвести пересчет этого налога, то есть этот год людям придется вынужденно помучиться.
Почему я внес законодательную инициативу? Как видите, возникли проблемы на стыке налогового законодательства, развития малого бизнеса и дорожной сети. Но самое главное – обидели людей, которые одновременно являются и предпринимателями, и автовладельцами, и налогоплательщиками.
Знаете, за большим иногда трудно разглядеть малое. Но как часто в жизни именно малое становится большим! Так и с законами Принимаем их много, подолгу и с жаром обсуждая многословные труды, которые в результате иногда либо оказываются не востребованными жизнью, либо тормозят движение вперед.
При принятии любого закона нужна взвешенная оценка. Не зря в народе говорят: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

«Тверские ведомости»