Торжок вчера, сегодня, завтра

Валерий Дмитриев
Торжок - город особенный. Знаменитый своей тысячелетней историей, многократным чудесным возрождением после бесчисленных нашествий, новаторством в развитии ремесел, культуры. Город-борец, город-созидатель, город - хранитель традиций и духовности нашего народа.
О новой жизни Торжка», о городских проблемах и планах на будущее беседуем с главой города депутатом Законодательного Собрания Тверской области Ниной Пушкиной.

- У вас фамилия знаменитая, Нина Алексеевна!
- Известная, знаменитая - все это правильно. Но согласитесь, что эта фамилия ко многому обязывает. Быть Пушкиной в городе, где каждая пядь земли помнит шаги великого поэта, не так-то просто.
Новоторы бережно хранят память о великом поэте, согласно его же словам: "Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно: не уважать оной есть постыдное малодушие".
К потомкам Александра Сергеевича я отношения не имею, но фамилией горжусь. Пушкинские произведения очень люблю и многие знаю наизусть.
- Что побудило вас стать депутатом Законодательного Собрания?
- Этот вопрос мне неоднократно задавали в ходе избирательной кампании. Я отвечала, что, во-первых, статус депутата необходим мне для того, чтобы максимально помочь моему городу и моим избирателям; во- вторых - существующее законодательство не позволяет решить очень многие проблемы муниципальных образований. Прежде всего требует изменения система межбюджетных отношений, когда, например, Торжок не может позволить себе самое необходимое: реконструировать жилищно-коммунальную систему, восстановить дороги и тротуары, направить средства на ремонт и строительство объектов социально-культурной сферы. Но и для дотационных районов существующая система межбюджетных отношений далеко не благо, ибо не стимулирует экономику. И хотя кое-кому сегодня это удобно, пора осознать, что нельзя жить подачками, не думая о будущем. Я верю, что придет время, когда все муниципальные образования будут функционировать, опираясь на принципы рентабельности, потому что нормальная рыночная экономика без самоокупаемости невозможна.
Меня как главу города сегодня волнует проблема разработки закона о государственных минимальных стандартах. На мой взгляд, этот закон позволит избежать кризиса городского хозяйства, перейти от его деградации к развитию. Именно такой закон должен стать основой процесса межбюджетного регулирования.
- В межбюджетных отношениях применяется принцип равнодоступности всех муниципальных образований к бюджетным ресурсам.
- Это так, но там, где есть деньги и при этом отсутствуют государственные стандарты, всегда присутствует некоторый субъективизм в распределении денег. Нагружают, как правило, больше тех, кто везет, а тех, кто не платит налоги, жалеют, дают беспроцентные ссуды, им прощают долги.
Государство берет на себя обязательства перед гражданами, которые власть не в состоянии выполнить, так как имеет бюджет выживания, а не развития. В результате страдает авторитет власти всех уровней, в первую очередь - муниципальной. Нужно изменить законодательство так, чтобы полномочия были четко разграничены и финансово обеспечены. Районная и городская власть должны быть уверены, что есть закрепленные законом источники доходов, которые стабильны в течение 5 лет и более. Тогда муниципальная власть проявит инициативу, увеличит собираемость налогов, предпримет максимум усилий для развития производства на своей территории.
- Каково финансовое самочувствие Торжка?
- Бюджет - основа жизнедеятельности города, дело сложнейшее. Понимание этого повлияло на мое решение войти в бюджетный комитет Законодательного Собрания. Сегодня городу не хватает денег на все: на жилищно-коммунальное хозяйство, на повышенную зарплату бюджетникам, на решение других социально значимых проблем. Проблем выше головы, хочется сделать много и сразу - а не получается.
Формирование местных бюджетов в значительной мере происходит за счет отчислений от регулирующих налогов и трансфертов из региональных бюджетов. В значительной мере ущемили права местного самоуправления принятые Бюджетный и Налоговый кодексы. Фактически местное самоуправление лишается собственной налоговой базы.
Центр снизил ряд тех налогов, которые как раз и поступают в региональные местные бюджеты. Практически отменены местные налоги и сборы. Поэтому доходы местного самоуправления уменьшились, а расходы, наоборот, возросли.
- Что можно сделать на законодательном уровне?
- Закрепить определенные налоги за местными бюджетами и тем самым укрепить их доходную базу. Основными муниципальными налогами должны быть налоги на землю, недвижимость и подоходный.
Распределение налоговых поступлений должно соответствовать разграничению обязанностей между муниципальной, региональной и федеральной властью. К примеру, если федеральный центр принял решение увеличить зарплату бюджетникам в 1,89 раза, то он и должен производить выплаты, а не местный бюджет, в котором эти расходы не предусмотрены. Возможен и другой вариант - правительство оставляет региону, органам местного самоуправления финансовые средства на повышение зарплаты учителям. А так получается, что центр берет на себя полномочия, а ответственность перекладывает на регионы.
На мой взгляд, финансирование здравоохранения, образования, культуры и других составляющих социальной сферы вообще должно осуществляться из федерального бюджета. Но в строгом соответствии с утвержденными минимальными социальными стандартами, когда каждый гражданин независимо от места проживания знает, что ему положено по закону.
- Вы любите свой город?
- Роднее и любимее Торжка для меня места нет. Я здесь родилась и живу, здесь живут мои родители. Уезжала из Торжка только на 5 лет для учебы в Ленинградском финансово-экономическом институте. Вернулась после окончания института в Торжок и начала трудиться на "Пожтехнике". Сейчас возглавляю городскую администрацию. Считаю, что с Торжком связано у меня в жизни очень многое и самое хорошее. Торжок прекрасен! Это отметит каждый, кто его впервые увидит. И эти слова абсолютно справедливы. Город замечателен своей историей, архитектурой, планировкой, неповторимым обликом.
- Легко ли управлять городом? Чего больше приносит работа: радостей или огорчений?
- Управлять городом, в котором органически соединяются тысячелетняя история и современность, трудно и ответственно, а потому - интересно. Это творческий труд.
Сегодняшний Торжок - это сгусток проблем, многие из которых быстро решить невозможно. Но сами по себе проблемы не существуют: за каждой из них стоят конкретные люди, которые не могут и не хотят ждать.
Вначале меня обижало, что, что бы ни случилось в городе, виновной считают меня, главу. Но вскоре я поняла, что отвечаю за все, что происходит в городе, за жизнь каждого новотора. И мои избиратели вправе спрашивать с меня за недоделки, независимо от причин, по которым эти недоделки существуют.
Кроме того, главе города всегда приходится выбирать из двух зол меньшее. К примеру, как вы думаете, что болезненнее - недоплатить бюджетникам или оставить город без тепла?
Легко ли управлять городом? Очень трудно. Может быть, кому-то и кажется кресло главы привлекательным, а для меня оно означает, прежде всего, постоянную тревогу за город, отсутствие свободного времени и тяжелый труд.
- Назревает кризис жилищно-коммунального хозяйства. Его реформирование пока больше похоже на рост квартплаты, а не на шаги по модернизации ЖКХ.
- Эта реформа затрагивает саму основу нашей жизни - жилище и все связанное с ним. По плану правительства до 2010 года будут отменены субсидии на коммунальные услуги и введены адресные льготы для малоимущих. Другими словами, заботу о развитии жилищно-коммунальной сферы государство снимает и перекладывает на плечи граждан. На самом деле население и так уже исправно платит налоги. Ведь налоги - одна из главных составляющих любого бюджета. Значит, дело в том, как эффективно используются средства от поступления налогов. Наверное, с такой ревизии, а также с ревизии жилищно-коммунального хозяйства, установки индивидуальных счетчиков отпущенного тепла, воды, газа и надо начинать реформу, а не драть три шкуры с народа.
Нужно на областном уровне принять такую программу реформирования ЖКХ, чтобы не взваливать расходы на восстановление и функционирование этой сферы на малообеспеченные слои населения, а наоборот, обеспечить им адресные льготы.
- Что удалось сделать для горожан? Какими делами вы гордитесь?
- С момента моего избрания на должность главы прошло немногим больше года. За это время облик города изменился. В лучшую или худшую сторону - судить новоторам. Рост производства промышленной продукции за январь 2002 года составил в сопоставимых ценах к январю 2001 года 139,6%. Местными производителями выпущено потребительских товаров на 18% больше, чем за январь 2001 года. Заработная плата по городу в январе 2002 года возросла на 67% по сравнению с прошлым годом. За январь - февраль на 46,2% выросли доходы бюджета города по сравнению с фактом того же периода прошлого года. Удалось подремонтировать дороги, привести в порядок скверы. Прекратились отключения электроэнергии, в дома горожан стабильно подается тепло и горячая вода. Сегодня в Торжке нет задолженности по зарплате бюджетникам. Стабильно выплачиваются детские пособия.
Но я не успокаиваюсь на достигнутых результатах, потому что нерешенных проблем гораздо больше, чем решенных.

«Тверские ведомости», №27(1265) 29 марта – 4 апреля 2002 года