Работа будет напряженной

Валерий Дмитриев
Беседа с председателем постоянного комитета Законодательного Собрания по государственному устройству и местному самоуправлению Надеждой Егоровой
Все, кто знаком с Надеждой Александровной, отмечают в ней удивительное сочетание множества замечательных качеств: привлекательность и природный ум, знание дела и умудренность жизненным опытом, простоту в общении и, пожалуй, самое главное – поразительную энергию, которой наполнен каждый ее жест, каждый шаг и быстрый взгляд проницательных карих глаз. Сегодня она - наша собеседница и любезно согласилась рассказать о себе и о планах деятельности постоянного комитета Законодательного Собрания по государственному устройству и местному самоуправлению, председателем которого избрана на первом, январском, заседании Законодательного Собрания.

О законотворчестве
- Надежда Александровна, о новых руководителях Законодательного Собрания читатели представление имеют. Вы же пока не дали ни одного интервью. Почему?
- Не было предмета для разговора. Вот сейчас, когда прошел месяц после избрания меня председателем постоянного комитета, можно поговорить не только о планах на будущее, но и уже о конкретных результатах работы.
- Комитет провел за это короткое время 5 заседаний. Чем вызван такой высокий темп?
- Законодатели в большом долгу перед своими избирателями: не принят областной бюджет, отсутствуют важные законы о системе государственного управления областью. Надо привести в соответствие с федеральным законодательством ряд законов области. Изменения коснутся и Регламента Законодательного Собрания. Над этими проблемами члены комитета усиленно работают.
- Много разговоров об Уставе области.
- Уверена, в ближайшее время эта тема будет закрыта. Комитетом, а затем Законодательным Собранием принято решение о создании рабочей группы по подготовке изменений и дополнений в Устав. Совместно с работой над Уставом идет работа над проектами законов об Администрации области и о схеме управления областью. Комитет рассмотрел эти законопроекты, после чего Законодательное Собрание приняло их в первом чтении. Эти три документа составляют единый блок законов, поэтому и работа над ними идет параллельно.
Хочу подчеркнуть, что принятие важнейших законов приведет систему государственного управления областью в соответствие с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации». Будут определены полный состав органов, входящих в систему госвласти области, и их статус.
Много внимания комитет уделяет проблемам информатизации. Приняты в первом чтении проекты законов об информационном обеспечении органов власти и экономической поддержке районных газет.
- Какой стиль руководства Вы предпочитаете?
- Привыкла работать в команде, доверять, чувствовать поддержку и понимание.
- Что нового хотите привнести в деятельность комитета?
- Среди целей и перспектив в работе постоянного комитета я назвала бы также усиление результативности в реализации принятых законов. Как этого добиться? Ну, во-первых, тщательнее работать с законопроектами на стадии их разработки, исключить принятие «сырых», наспех сделанных документов. Чтобы поменьше было законов с названием: «О внесении изменений и дополнений в закон такой-то…»? Такие названия свидетельствуют не только о меняющемся законодательстве, но и о законодательном браке. Недоделки и переделки не прибавляют законодателям авторитета.
Во-вторых, следует усилить контроль за соблюдением и исполнением принятых законов. На мой взгляд, такой контроль отсутствует. Что-то не припомню, чтобы в повестках дня заседаний Законодательного Собрания предыдущего созыва значился вопрос об исполнении какого-либо закона в порядке контроля, за исключением, пожалуй, бюджета. В то же время проблема исполнения законодательства стоит очень остро. Без ее решения законотворческая деятельность бессмысленна. Я – за строжайший контроль исполнения.
- Вы были одним из руководителей муниципального образования. Проблемы органов местной власти знаете не понаслышке, а, что называется, из первых рук. Каковы планы по формированию законодательной базы в сфере местного самоуправления?
- Для начала мы уже установили конкретную связь с муниципальными образованиями – направили обращение с просьбой представить предложения в программу законопроектных работ на этот год. И такие предложения поступили, их мы учтем обязательно. Полная же программа законопроектных работ на текущий год формируется, и уже сейчас видно, что она будет весьма напряженной. Это первое.
Второе. В соответствие с действующим законодательством приводится ряд законов области: о статусе депутата представительного органа местного самоуправления, о муниципальной службе, о порядке отзыва выборных лиц местного самоуправления, о судебных участках и мировых судьях.
На очереди – проекты законов о сельских старостах, территориальных органах самоуправления и другие.
- Что будет приоритетным в сфере совершенствования законодательной базы местного самоуправления?
- Ключевое звено – разграничение полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления. На сегодняшний день в муниципальных образованиях сложилась ситуация, когда, с одной стороны, органы местного самоуправления отвечают за все проблемы на их территории, но, с другой стороны, не располагают всей полнотой полномочий. Такие права не предоставлены ни федеральными, ни областными законами. Однако всем ясно, что только реальные полномочия могут быть основой для реальной ответственности и, что не менее важно, заинтересованности в результатах своей деятельности.
В качестве примера можно привести мой Конаковский район. Для формирования бюджетов района с 1995 по 1998 годы в распоряжении местных органов власти оставалось более 40 % собираемых налогов. В 1999 – 2000 годах их было уже около 20 %, а в 2001 году эти средства составят всего примерно 10%.
-  Если бюджет пустой, то и полномочия ни к чему: рычагом управления являются деньги. Без денег нет власти.
- При таких межбюджетных отношениях у органов местного самоуправления пропадает всякая мотивация к улучшению экономических показателей. Нет экономической заинтересованности, чтобы на территории каждого муниципального образования зарабатывать как можно больше средств в местный бюджет. Чуть больше денег собрали в районе – тут же урезали поступление средств из областного бюджета. Нужно срочно искать законодательное решение проблемы реальных полномочий на основе реальных бюджетов.
- Более пяти лет идет разговор о государственных минимальных социальных стандартах.
- Без закона о минимальных социальных стандартах нам не построить справедливые межбюджетные отношения. Без стандартов так и не будет решена проблема выплаты зарплаты бюджетникам. По моему мнению, ее должен платить не местный бюджет, а государство. Везде учитель выполняет единый федеральный заказ на образование. Так же, как и работники здравоохранения, культуры. Но им зарплату платят либо из разных бюджетов, либо из местного бюджета, который зачастую пуст. Давно пора законодательным актом поставить все на свои места. Зарплату бюджетникам должно платить государство. Есть в районе возможность платить надбавку из местного бюджета - платите. Нет возможности – нет надбавки. При таком раскладе у местного самоуправления не будет болеть голова, как рассчитаться с бюджетниками по зарплате.
- Как известно, в Администрации Президента подготавливается пакет законопроектов, которые должны поднять местную власть на желанный уровень.
- Эти законы давно уже ждут в муниципальных образованиях. Однако ждать – дело неблагодарное. Поэтому, пока решение в Центре не принято, нужно в рамках полномочий Законодательного Собрания создать систему взаимодействия представительных органов государственной власти и местного самоуправления и тем самым выполнить решения первого областного Собрания депутатов.
- Выборы закончились – выборы продолжаются…
- Да. Совершенствовать процессы волеизъявления граждан, сделать их подлинно демократическими – задача комитета. Сейчас депутаты усиленно работают над проектом закона о референдумах Тверской области.
- В новый состав законодательного органа власти области избраны 13 депутатов из второго созыва, в том числе четверо – из первого. Как Вы к этому относитесь?
- Положительно. Это важно с точки зрения преемственности в работе и обучении. Что бы ни говорили, на первых порах депутаты-ветераны более профессиональны, чем новички. Например, опытнейший депутат из Старицы Александр Васильевич Козлов, член нашего комитета, - кладезь мудрости и фейерверк инициатив. Вновь избранные депутаты имеют возможность учиться у таких опытных законодателей, набираться бесценного опыта. Ветераны же, в свою очередь, получат от «молодых» новый импульс энергии, обновления и веры.

О работе в округе
- «Старый» трудовой багаж Вам пригодился на новом поприще?
- Конечно. Опыт общения с людьми, с различными государственными и общественными структурами, правовые знания – это мой деловой капитал. И все же многому предстоит научиться.
- Готовы ли Вы к компромиссам.
- Да, по мелочам – всегда, а в главном – до определенной степени.
- Кем Вы себя больше считаете – законотворцем или представителем избирателей в государственном органе законодательной власти?
- Одно от другого отделить невозможно. Законы возникают не из виртуального пространства, а должны отражать интересы населения. Не будешь общаться с избирателями, вникать в их нужды, просьбы, прислушиваться к их советам, предложениям, то есть выполнять представительские функции – ничего не получится.
- Практически как это будет выглядеть?
- Прием по личным вопросам в своем избирательном округе – дважды в месяц. Один раз – в Конакове, второй - в одном из населенных пунктов Конаковского района. Первый прием состоялся, пришли 26 человек. Постараюсь им помочь. В Конакове с избирателями постоянно работают мои помощники. Впрочем, я никогда не общалась с людьми по расписанию, двери моего кабинета открыты - всегда рада общению и благодарна за дельные предложения. Постараюсь в своей работе учесть все пожелания и замечания.
-  Что значит для Вас служба?
- Мне запомнилась одна встреча в период предвыборной кампании. Подошел мужчина и подарил мне книгу с дарственной надписью «Чиновнику за человечность». Для меня, чиновника, это высшая награда. Ради этого можно служить государству, людям.
- В период работы начальником управления социальной защиты населения, первым заместителем главы района по Вашей инициативе были открыты: приют для детей в поселке Редкино, дом «Милосердия» для престарелых граждан в селе Городня Конаковского района, отделение для детей с ограниченными возможностями, бюро медико-социальной экспертизы, молодежный центр «Иволга» в Конакове. Не жалко расставаться со своими детищами, которые Вы ставили на ноги и пестовали?
- Так я и не расстаюсь. Куда я без района: я работаю на избирателей, именно они - моя опора и поддержка.

О себе
-  Надежда Александровна, расскажите о себе.
- Родилась деревне Уразово Конаковского района в многодетной семье. Мама была добрейшим человеком. К сожалению, ее уже нет. Отец, сельский учитель, до сих пор является для меня примером служения людям, исполнения долга. Звонит каждый день, волнуется за меня. Мне очень повезло, что трудовую деятельность я начала в большом прославленном коллективе Конаковского фаянсового завода, где и получила трудовую закалку. Окончила Ивановский энергетический институт. С удовольствием работала инженером на заводе «Микроприбор», потом там же меня избрали секретарем партбюро. С этого момента начинается интересный и динамичный этап в трудовой биографии – партийная работа. Трижды избиралась секретарем горкома партии. Навыки, приобретенные на партийной работе, очень помогли мне в дальнейшем, когда перешла на работу в администрацию Конаковского района. Там я работала управляющей делами, начальником управления социальной защиты, первым заместителем главы района. Поскольку в наше в быстротечное время перемен руководителю необходимы юридические знания, в 1997 году получила второе высшее образование и квалификацию юриста, окончив юридический факультет тверского госуниверситета.
- Кто Вы по складу характера, по убеждениям?
- По гороскопу я Дева (Земля), так что о характере можете судить по этому знаку Зодиака – соответствует. Убеждения, мировоззрение вполне сложившиеся. Если кратко, то они базируются на принципах добра и социальной справедливости. Сказать, что я демократ, было бы неправильно, так как, на мой взгляд, в демократию впрыгнуть даже за десяток лет невозможно. Для этого требуется значительно больше времени - и для государства, и для граждан. Я и не коммунист-ортодокс, хотя 7 лет проработала секретарем по идеологии Конаковского горкома партии. Время не стоит на месте, и мы должны смело выйти за рамки устоявшихся доктрин. Я – за сильное государство, за сильную власть с опорой на национальные достоинство и интересы. Я исповедую эту систему ценностей, то есть моя идеология – эта.
- Если бы начать сначала, что изменили бы, исправили?
- Постаралась бы сразу получить хорошее юридическое образование.
- Какой стиль руководства вы предпочитаете?
- Привыкла работать в команде, доверять, чувствовать поддержку и понимание.
- Как проводите досуг?
- Работаю. Работа – мое любимое занятие. Если же выкраивается немного свободного времени, то провожу его в семье, с друзьями. Любим ходить в лес за грибами всей семьей: я, муж, дочь и зять.
- Как насчет физкультуры и спорта?
- Я кандидат в мастера спорта по спортивному ориентированию.
- Что Вам нравится в мужчинах?
- Надежность. Это главное качество моего мужа.
- Что Вы подарите ему на 23-е февраля?
- Традиционно – рубашку.
- Ваш любимый танец?
- Быстрые современные танцы.
-  Вы любите готовить?
- Да, люблю удивлять своих гостей изысканными кушаньями, а в повседневной жизни предпочитаю блюда быстрого приготовления.
- Несмотря на колоссальную нагрузку Вы, как свидетельствуют Ваши друзья, великолепная хозяйка, а в Вашем огороде всегда отменный урожай и обилие цветов. Ну, а самый любимый цветок – какой?
- Под окнами нашего дома растет огромный куст плетистой розы. Она – предмет нашей гордости и очарования всех окружающих. Каждый год куст украшается множеством алых роз. Люблю эти прекрасные цветы.
«Тверские ведомости»

Строго в правовых рамках

Постоянный комитет Законодательного Собрания Тверской области по государственному устройству и местному самоуправлению первое полугодие 2002 года работал в напряженном режиме. Проведено 11 заседаний. Весьма насыщенными были повестки дня: рассмотрено 95 вопросов, подготовлено и внесено на рассмотрение Законодательного Собрания более 70 проектов законов и постановлений. Причем сам комитет в порядке законодательной инициативы разработал и внес 17 законопроектов и 17 проектов постановлений.. В состав комитета входят депутаты Козлов А.В., Пенкин Ф.Ф., Савин В.В., Ткачев В.С. и Егорова Надежда Александровна – председатель комитета, с которой сегодня ведем разговор о результатах работы в первом полугодии первого года функционирования Законодательного Собрания Тверской области третьего созыва.

- Надежда Александровна, что было самым главным, самым важным в деятельности возглавляемого Вами комитета?
- Новый состав комитета, наконец, сумел перевести в практическую плоскость продолжавшиеся весь прошлый год бесплодные разговоры о необходимости приведения Устава области в соответствие с федеральным законодательством. Принят закон «О внесении изменений и дополнений в Устав Тверской области». Этому важному событию предшествовала напряженная деятельность рабочей группы, тесное сотрудничество с прокуратурой области и управлением юстиции. В обновленном Уставе прописана система органов государственной власти области и указаны их полномочия. Изменен порядок обнародования законов области, теперь их подписывает Губернатор. Новым является и увеличение с 4-х до 5 лет сроков полномочий депутатов Законодательного Собрания и Губернатора области, но только для избираемых на последующих выборах.
Нормы Устава о деятельности органов государственной власти области конкретизированы в двух других законах: «Об Администрации Тверской области» и «О схеме управления Тверской области». Эти законы создали правовую основу деятельности государственных органов законодательной и исполнительной власти области, определили их статус. Как того и требует Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». При подготовке законов использовался положительный опыт других субъектов Российской Федерации. На июньском заседании Законодательного Собрания к Уставу области приняты поправки и внесены изменения и дополнения в законы об Администрации и о схеме управления областью. Они касались структурных изменений в высшем органе исполнительной власти области. Цель – оптимизация структуры управления. Так, для консолидации усилий в развитии строительного комплекса создается новое структурное подразделение – департамент архитектуры, инвестиций и строительного комплекса. Также создан департамент транспорта и связи. Отдел науки и научно-технической политики передается в состав департамента экономики и промышленной политики с целью усиления научно-инновационной деятельности. Государственная жилищная инспекция отнесена в структуру управлений Тверской области.
Как видите, теперь Губернатор, Администрация области не могут произвольно, по своему желанию, изменять состав и структуру высшего исполнительного органа власти, все перемены в соответствии с законом должны быть утверждены законодательным путем.
- Очень много документов было принято по совершенствованию работы самого Законодательного Собрания.
- Внесены изменения и дополнения в закон области о статусе депутата Законодательного Собрания с целью приведения областного закона в соответствие с федеральным и областным законодательством. Уточнены определение депутата Законодательного Собрания и его социальные гарантии. Много уточнений также принято по Регламенту Законодательного Собрания. Все эти меры направлены на повышение эффективности работы областного парламента.
- Распространено мнение, что многочисленные проблемы местного самоуправления проистекают от отсутствия нужных законов.
- Это действительно так. Но этот упрек скорее надо адресовать федеральным законодателям, которые ограничили законотворчество субъекта федерации в сфере местного самоуправления очень жесткими рамками. Ждем, когда эти рамки будут либо расширены, либо произойдут какие-то другие радикальные перемены. Пока же делаем все от нас зависящее. Наш комитет подготовил изменения в законы: о статусе депутата представительного органа местного самоуправления, о местных референдумах.
Но, пожалуй, наиболее ярко выраженной линией в работе комитета является организация взаимодействия с представительными органами местного самоуправления. Заработал, наконец, обновленный состав Координационного Совета. Его члены не только собрались на первое заседание, но и приняли активное участие в депутатских слушаниях по проектам законов о статусе города Твери и об обороте сельскохозяйственных земель.
Важной формой нашего взаимодействия является заинтересованное обсуждение проектов федеральных и областных законов. В соответствии с Регламентом работы Законодательного Собрания области принятый в первом чтении проект нормативного правового акта направляется в органы местного самоуправления для рассмотрения и внесения в него поправок. Из многих муниципальных образований приходят очень интересные предложения.
Отмечу активную работу над областными законопроектами исполнительных органов местного самоуправления городов Твери, Вышнего Волочка, Кимр, Осташкова, Торжка, Андреапольского, Бологовского, Калязинского, Конаковского, Торопецкого, Удомельского и ряда других районов.
- Учитывается ли мнение органов местного самоуправления при формировании планов законопроектных работ?
- Конечно. Внесение предложений органов местного самоуправления в программы законопроектных работ, ежегодно принимаемые Законодательным Собранием, является еще одним направлением их непосредственного участия в областном законодательном процессе.
В начале года постоянный комитет по государственному устройству и местному самоуправлению обратился в муниципальные образования с просьбой направить в Законодательное Собрание предложения в примерную программу законопроектных работ на 2002 год. Из многих районов такие предложения пришли. Особенно актуальные темы предложены главами администраций Вышнего Волочка, Торжка, Торопецкого, Кашинского, Бельского, Кимрского, Кувшиновского, Максатихинского, Нелидовского, Старицкого районов и депутатами Тверской городской Думы. Постоянные комитеты учли ряд тем в процессе формирования примерной программы законопроектных работ. Так, включены в план законопроектных работ по разделу «государственное устройство и местное самоуправление» на 2002 год законопроекты: о статусе города Твери; о территориальном общественном самоуправлении; областная целевая программа «Развитие и государственная поддержка местного самоуправления в Тверской области» и другие.
Мы благодарны главам и депутатам муниципальных образований за участие в планировании работы Законодательного Собрания. Надеемся, что они этим не ограничатся и воплотят предложенные ими темы в конкретные законопроекты, выступив полноправными субъектами законодательной инициативы. Пока активность органов местного самоуправления явно недостаточна, так как предложения в программу поступили лишь от 18 муниципальных образований, причем в основном от органов исполнительной власти муниципальных образований.
Уверена, что при принятии программ законопроектных работ нужно более системно подходить к организации этой работы, учитывая не только текущие, но и перспективные цели и задачи. Возможно, принимать планы не только на очередной год, но и на более длительное время – 2 года, 5 лет. Надеюсь, что на всех стадиях разработки предусмотренных программой нормативных правовых актов представительные органы местного самоуправления примут более активное участие.
В Законодательном Собрании ежеквартально составляются графики заседаний представительных органов местного самоуправления. Однако наши контакты нельзя назвать регулярными. Хотелось бы, чтобы депутаты представительных органов местного самоуправления, в свою очередь, тоже проявляли инициативу и приглашали на свои заседания областных законодателей.
- Нормальное функционирование системы государственного и муниципального управления невозможно без хорошо подготовленных кадров.
- Комитет вел работу над рядом законов области о государственной и муниципальной службе. Закон о муниципальной службе дополнен нормами о присвоении квалификационных разрядов и установлении надбавок к должностным окладам муниципальных служащих. В законе об особенностях правового статуса лиц, занимающих муниципальные должности категории А, определены новые размеры должностных окладов. Официально разъяснен порядок применения отдельных норм Положения об установлении и выплате ежемесячной доплаты к государственной пенсии госслужащим области. Утвержден состав Совета по вопросам государственной и муниципальной службы, проведено его первое заседание.
- Кстати, это наглядный пример практического действия поправки, ранее внесенной в Устав области.
- В соответствии с измененной статьей 100 Устава Тверской области правом законодательной инициативы обладают как представительные органы местного самоуправления городов и районов, так теперь и главы муниципальных образований.
Таким образом, границы законотворчества значительно расширены. Юридически закреплено право руководителей исполнительных органов муниципальных образований наравне с другими субъектами законодательной инициативы участвовать в законотворческом процессе, что, несомненно, придаст ему новый импульс развития. Депутаты согласились с инициативой А.И. Шароватова, который предложил дать право представительным органам местного самоуправления устанавливать квалификационные требования к муниципальным служащим, замещающим главные должности. На месте, как говорится, виднее.
- Судя по названиям принятых законов, третья власть, судебная, также не осталась без депутатского внимания.
- Без преувеличения, вопросы, связанные с законотворчеством в судебной сфере, с назначением на должность судей – наиболее часто повторяющиеся в повестках дня нашего комитета.
Принят закон «О представителях общественности в квалификационной коллегии судей Тверской области». В соответствии с ним Законодательное Собрание уже назначило семь представителей в квалификационную коллегию судей. Это уважаемые в области люди: В.В. Будашов, А.В. Груздев, П.П. Кабанов, В.В. Красильникова, О.Н. Меренов, Л.В. Туманова. Уже состоялось первое заседание нового состава коллегии.
Заработал институт мировых судей. Сделаны первые назначения. Все кандидатуры назначенных Законодательным Собранием мировых судей были предварительно обсуждены на заседании комитета. Так как закон области о мировых судьях был принят год назад, пришлось и в него вносить изменения, чтобы не было противоречий с изменившимся федеральным законодательством.
- Надежда Александровна, почему так много и часто приходится вносить изменения в действующие законы?
- Меняется жизнь, изменяются законы. В первую очередь - федеральные. Мы же строго придерживаемся рамок правового коридора, обозначенных действующим федеральным законодательством.
В том, что изменения вносятся в недавно принятые нормативные правовые акты, тоже ничего удивительного нет: законы – живой организм, они не могут быть застывшими формами, их заставляет меняться либо время, либо они сами забегают вперед, диктуя новые правила игры.
Если мы сами не отреагируем на изменения федерального законодательства, нас к этому подтолкнут органы прокуратуры и юстиции. Если и после этого промедлим, в дело вмешается суд. Следует подчеркнуть, что подавляющее большинство законов с длинным названием, начинающимся со слов «Об изменениях и дополнениях…», – долги прошлого депутатского созыва. Все действия комитета по судебным решениям также связаны с огрехами в работе предыдущего состава комитета. Были и наши, оперативные, реакции на протесты прокуратуры, но без нарушений законности, строго в правовых рамках. Сейчас у нас долгов нет – ни прошлых, ни настоящих.
Бывают и другие причины внесения изменений, носящие уточняющий характер, расширяющие рамки закона. Например, мы продолжаем двигаться дальше по отработке закона о мировых судьях. На первый взгляд, они касаются вроде бы мелочей – отличительных знаков, удостоверений личности судей. С другой стороны, в устройстве системы власти, особенно судебной, мелочей не должно быть. Законы приходится дорабатывать уже в ходе практического применения.
- Комитет по госустройству и местному самоуправлению много внимания уделил теме о поддержке средств массовой информации.
- Члены комитета плотно занимались этой проблемой. Внесены изменения в областной закон «Об экономической поддержке районных (городских) газет, учрежденных органами местного самоуправления», утверждена областная целевая программа «Информационное обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления Тверской области на 2002-2004 гг.». Задача принятых нормативных правовых актов единая – повышение эффективности работы органов власти за счет информационных технологий. Также утвержден состав комиссии по районным (городским) газетам области.
- Чем вызваны изменения в законе «Об административно-территориальном устройстве Тверской области».
- Закон претерпел изменения в связи с необходимостью уточнения порядка прохождения документов об изменениях административно-территориального устройства. Теперь его надо выполнять. Проблем в этой сфере хватает. Например, в администрациях многих районов отсутствуют копии документов, которые подтверждали бы границы районов, сельских округов. К сожалению, таких документов нет и в областном архиве. Границы, которые мы видим на топографических картах, часто не подтверждаются документами. Поэтому предстоит большая работа по установлению (определению) границ районов, сельских округов.
Нужно сказать и о том, что за последнее время в Законодательное Собрание не поступали материалы об изменении границ сельских округов, об их объединении. Трудно поверить, что границы остаются неизменными. Из своего опыта знаю, что сельские округа с численностью 200 человек и менее, с точки зрения социально-экономического развития и управления, - малоэффективное территориальное образование. Можно подумать о возможном объединении сельских округов.
Не все благополучно обстоит с чертой городов и рабочих поселков. Их черта была установлена очень давно. За последние годы застроили новые улицы, некоторые из них оказались за городской чертой, на территории сельских округов. Сейчас Законодательное Собрание устанавливает черту некоторых городов, которую нужно было установить лет 30 тому назад.
- Что предстоит сделать комитету во втором полугодии?
- Некоторые законы «ушли» на осень, в том числе о статусе города Твери и о Народном Собрании области. Оба приняты в первом чтении. Однако если второй закон не вызывает волнений – есть уверенность, что в сентябре он будет принят депутатами, то закону о статусе Твери предстоит солидная переработка. Для этого создана специальная рабочая группа из представителей Законодательного Собрания, органов местного самоуправления города Твери и Администрации области.
В дальнейшем мы рассчитываем на более заметное участие депутатов представительных органов в областном законотворчестве, что, несомненно, позволило бы значительно повысить качество принимаемых законов. Пока этот процесс нельзя считать отлаженным. Поэтому иногда рождаются «мертвые», малополезные, а иногда и тормозящие социально-экономическое развитие законы. Наоборот, когда законопроект проходит «чистилище» на нижнем этаже представительной власти, вбирая предложения и замечания, он становится реальнее или на его пути ставится заслон. Сейчас мы направили в муниципальные образования законопроект «О Народном Собрании Тверской области». Рассчитываем на его заинтересованное обсуждение.
- Мы все больше о делах в масштабе области говорим, как бы нам не забыть о Конаковском районе и его жителях, которые избрали Вас депутатом Законодательного Собрания?
- Ну что вы! О конаковцах и их заботах я помню всегда. Здесь мы работаем при полном взаимопонимании с администрацией и главой района М.И.Поповичем. А с избирателями я регулярно встречаюсь как в городе, так и в районе.
Еще в ходе выборов учителя много говорили о необходимости усилить внимание к детям. Могу сказать, что по моей инициативе в областной программе предусмотрено строительство в старой части Конакова спортивно-оздоровительного комплекса. В том году разрабатывается проектно-сметная документация на сумму около 10 миллионов рублей, а возведение комплекса предполагается начать в следующем году рядом с фаянсовым заводом. Там же, на улице Строителей, прекращено строительство пятиэтажного дома. Мы сейчас рассматриваем этот вопрос, в случае его успешного решения квартиры в доме получат работники бюджетной сферы. Другая важная проблема -_строительство в Конакове новой школы на 600 мест. Всячески поддерживаю здесь усилия районной администрации. Много высказывалось просьб и пожеланий жителей по поводу благоустройства города, особенно старой его части. Дело наконец-то начинает сдвигаться с мертвой точки, город преображается на глазах.
В общей сложности на встречи со мной как с депутатом пришли более 100 жителей города и района. У каждого свои заботы, кому-то сумела помочь сразу, вопросы других решаются. Каждому своему избирателю я искренне рада.
- Не за горами выборы депутатов Госдумы, Губернатора области и Президента страны.
- Поэтому в ближайшей перспективе комитет настраивается на усиленную работу по совершенствованию областного избирательного законодательства. После глубоких, основательных изменений федерального законодательства предстоит привести в рабочее состояние девять законов области. Надо подумать, как это лучше сделать и по форме, и содержанию. Может быть, создать кодекс областных законов о выборах.
Кстати, и в сфере избирательного законодательства обновленный Устав области расширяет пределы законотворчества: правом законодательной инициативы наделена областная избирательная комиссия. При ней создана рабочая группа, в состав которой вхожу и я.
- Надежда Александровна, как будете проводить депутатские каникулы?
- Какие могут быть каникулы в своем избирательном округе?! Да и не в моем характере расслабляться!
 «Заря», №55 (9668) 23 августа 2002

Милиции надо помогать,

заявляет председатель постоянного комитета Законодательного Собрания Тверской области по государственному устройству и местному самоуправлению Надежда Егорова.

- Надежда Александровна, многие граждане называют главной причиной напряженной криминогенной ситуации на территории Тверской области неудовлетворительную работу органов внутренних дел. Ваше мнение?
- Не могу согласиться с подобным утверждением. Преступность порождает само общество, она имеет социально-экономические корни. Как правило, каждый второй из совершивших преступление не имел постоянного источника доходов. Значит, нужно дать людям работу. Снижение уровня безработицы повлечет за собой сокращение социальной базы преступности. Эффективная система профилактики правонарушений, воспитание нравственности у подрастающего поколения лишит криминал питательной среды. Мы сможем преодолеть тяжелое общественное заболевание, только объединив усилия правоохранительных органов, властных структур, всех граждан.
- Как Вы оцениваете работу нашей милиции?
- Положительные результаты в работе органов внутренних дел есть: возросла раскрываемость тяжких преступлений, снизилась подростковая преступность, наводится порядок в лесосырьевой сфере. Удалось больше выявить преступлений в сфере экономики. Стали более результативными меры по борьбе с коррупцией в органах власти и управления. Однако население не удовлетворено уровнем общественной безопасности, криминогенная обстановка остается сложной. Люди высказывают справедливые упрёки в адрес органов внутренних дел.
 За 9 месяцев текущего года в регионе отмечен рост преступлений - на 40 процентов. Их раскрываемость, наоборот, снизилась и опустилась ниже среднероссийского уровня. В полтора раза увеличилось число уличных преступлений. Идёт рост дорожно-транспортных происшествий. Возрастает и тяжесть последствий аварий на дорогах. Гибнут люди. Каждое десятое ДТП совершено с участием детей.
- Не представляет ли сама милиция угрозу для населения?
- Нет, конечно. Но проблема есть: у всех на слуху дела «оборотней в погонах», другие случаи коррумпированности и произвола отдельных милиционеров. Министр внутренних дел России признал, что с начала этого года число правонарушений среди сотрудников правоохранительных органов возросло более чем на 40 процентов. Источником проблемы является само государство. В последние годы из-за безразличной политики негатив в отношении сотрудников правоохранительных органов стал частью нашего менталитета. Не случайно телесериал «Бригада» бьёт все рекорды по телевизионным рейтингам, а молодежь увлеклась блатной романтикой.
Сегодня милицию обвиняют во многом. Но надо прямо сказать: честные милиционеры - а их подавляющее большинство – живут трудно. Тем не менее они выполняют очень тяжелую, порой неблагодарную, но очень нужную обществу работу.
- Служба в милиции не является престижной?
- Отсутствуют неотъемлемые составляющие престижности – материальная и социальная обеспеченность. Заработная плата в милиции – низкая. Система отбора кадров утрачена. Органы внутренних дел испытывают настоящий кадровый голод: например, патрульно – постовая служба укомплектована на треть. Велика текучесть кадров: больше половины сотрудников имеют срок службы не более трёх лет. Приходящие на службу люди зачастую имеют низкий образовательный уровень. Отсюда в отношениях с гражданами черствость, грубость, иногда переходящая в хамство.
Сил для наведения порядка не хватает. Из-за нехватки людей каждый третий участковый обслуживает по два административных участка. Значительное количество сил и средств милиции отвлекается на проведение антитеррористических мероприятий в Северокавказском регионе.
В бедственном состоянии находится материально-техническая база милиции. Зайдите в любой районный отдел внутренних дел. Вы увидите помещения, которые десятки лет не ремонтировались, сломанную мебель, допотопную оргтехнику. Нет опорных пунктов милиции. Где принимать граждан? Техническая оснащенность - никудышная. Например, обеспеченность автотранспортом составляет 58 процентов, но если учесть, что 40 процентов автомашин подлежит списанию, а горючего выделяется по минимуму, становятся понятными причины низкого уровня мобильности. Другими словами, нормальные условия работы для милиционеров отсутствуют.
 Милиции надо помогать. Она работает в условиях дефицита кадров, материально-технического и финансового обеспечения. Сначала следует создать условия для работы, и только потом строго спросить за её результат.
- Готовы ли граждане помогать милиции?
- Граждане оценивают результаты работы правоохранительных органов прежде всего по уровню безопасности на улицах и в общественных местах. Но сами не спешат поучаствовать в наведении дисциплины. За последние годы утрачены многие хорошо зарекомендовавшие себя формы привлечения общественности к охране правопорядка: добровольные народные дружины, молодежные оперативные отряды. Их надо возрождать.
Уместно подчеркнуть, что в соответствии со статьёй 15 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация охраны общественного порядка на территории муниципального района относится к вопросам местного значения. Муниципалитеты обязаны всерьёз озаботиться проблемой поддержания правопорядка на должном уровне.
- Как сделать, чтобы в работе сотрудников органов внутренних не было места небрежности и некомпетентности?
Разумеется, многое зависит от уровня воспитательной работы внутри милицейских коллективов, но это как говорится, не наш вопрос. Депутаты могут помочь органам внутренних дел только в рамках депутатских полномочий – принятием областных законов и инициированием федеральных.
- Пожалуйста, поподробнее.
- В целях наведения порядка на территории региона областным парламентом приняты целевая программа «Общественная безопасность и правопорядок на 2005 год», закон «Об административных правонарушениях» и ряд других нормативных правовых актов. Однако не все вопросы входят в компетенцию Законодательного Собрания. Взять, к примеру, ситуацию с хищениями леса, цветных металлов. Попытки органов государственной власти области упорядочить предпринимательскую деятельность, связанную с оборотом металла и лесозаготовками, не дали желаемого результата. По этим проблемам областные законодатели были вынуждены обратиться на федеральный уровень.
Наши предложения нашли положительный отклик у депутатов Госдумы: внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие возможность конфискации орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования. Теперь незаконная порубка лесонарушителям обойдется дороже.
Мы надеемся, что и второе предложение тверских законодателей, касающееся хищений цветного металла, предусматривающее, кроме административного штрафа, обязательную конфискацию орудия совершения административного правонарушения, также будет принято в окончательном чтении.
Депутатов очень волнуют проблемы безнадзорности и защиты прав несовершеннолетних, наркомании и пьянства среди подростков. Сейчас в Законодательном Собрании рассматриваются проекты законов Тверской области «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Тверской области» и «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации и исполнению функций комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав». Областные законодатели считают важным и своевременным создание института инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в образовательных учреждениях.
 В настоящее время в Законодательном Собрании проходит обсуждение, пожалуй, самый важный, после Устава области, закон области - об областном бюджете на очередной финансовый год. В проекте областного бюджета на 2006 год заложено финансирование расходов на общественную безопасность – 996,7 млн. рублей (6% от общих расходов).
- Каково участие Вашего комитета в рассмотрении областного бюджета?
- В соответствии с законом «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Тверской области» комитетом, ответственным за рассмотрение проекта бюджета, назначен постоянный комитет Законодательного Собрания по бюджету и налогам. Совет Законодательного Собрания утверждает постоянные комитеты, ответственные за рассмотрение отдельных разделов бюджета. Комитет по государственному устройству и местному самоуправлению отвечает за раздел областного бюджета «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность». Эта тема членам комитета близка и понятна.
- Что конкретно могут сделать депутаты?
- Конкретно – выделить дополнительные средства из областного бюджета на содержание милиции. Дело в том, что в Тверской области штатная численность милиции общественной безопасности (2931 человек) на сегодняшний день составляет всего 55 процентов от норматива, определенного Указом Президента России. Несложно подсчитать, что расчетная штатная численность УВД нашего региона должна превышать пять тысяч сотрудников.
К сожалению, областной бюджет пока не в состоянии покрыть расходы на содержание полностью укомплектованного штатного состава органов внутренних дел региона. Однако к этому надо стремиться.
В качестве первого шага в данном направлении поддерживаю просьбу руководства УВД области о выделении из бюджета области на 2006 год дополнительных средств в размере 32,8 млн. рублей на увеличение численности личного состава милиции с учетом автотранспортного и материально-технического обеспечения.
Данные финансовые ресурсы пойдут на увеличение численности инспекторов дорожно-патрульной службы на 75 единиц и участковых уполномоченных – на 80 единиц. Если меня поддержат другие депутаты, то в 2006 году начнется первый этап постепенного приведения численного состава УВД к норме. Уверена, что новое количество со временем обязательно создаст новое качество.
- Приближаются выборы депутатов Законодательного Собрания Тверской области четвертого созыва. Какова роль милиции в проведении этого мероприятия?
- Итоги выборов депутатов Законодательного Собрания Тверской области, которые состоятся 18 декабря 2005 года, во многом наметят ориентиры социально - экономического развития региона и пути решения многих проблем, в том числе и проблемы общественной безопасности. Избирателям нужно учесть это обстоятельство, когда они будут определяться по кандидатурам.
Избирательная кампания, сам процесс голосования должны пройти строго в рамках закона. Очень хотелось бы, чтобы выборы были честными, чистыми. Это во многом зависит и от милиции. Надеюсь, что на предстоящих выборах, как и на всех предыдущих, сотрудники органов внутренних дел обеспечат надлежащий правопорядок и, в рамках своей компетенции, строгое следование избирательному законодательству.

«Тверские ведомости»