Нравственный выбор депутатов

Валерий Дмитриев
Депутат Законодательного Собрания Тверской области третьего созыва Владимир Викторович Савин родился в I960 году в городе Весьегонске. Мать - медицинская сестра, отец работал в леспромхозе, вторым секретарем Весьегонского райкома партии, секретарем партийной организации деревообрабатывающего комбината. По специальности В.В. Савин врач-терапевт, работал в Весьегонской центральной районной больнице участковым терапевтом, заведующим терапевтическим отделением, районным терапевтом. Хорошо знает проблемы сельской медицины. Сейчас работает преподавателем Тверской медицинской академии, кандидат медицинских наук. Имеет 21 научную работу, 3 рационализаторских предложения, одно изобретение. Постоянный участник российских и международных конференций по проблемам терапии и кардиологии. Член Российской медицинской ассоциации. В 2001 году принимал активное участие в формировании и доставке гуманитарной лекарственной помощи в Молоковский и Сандовский районы. Куратор Сандовского района от Тверской медицинской академии. Женат, есть сын - ученик 7 класса.

- Отшумели выборные баталии. Избиратели выбор сделали, инициатива перешла к депутатам. Теперь они должны сделать свой выбор - в постановке и достижении конкретных целей в законотворчестве и реализации представительских функций Законодательного Собрания. Цели, задачи общеизвестны, и не только о них хотелось бы сегодня повести разговор с гостем редакции Владимиром Савиным, а и о способах, средствах их достижения.
- Точка отсчета - деятельность предыдущего состава Законодательного Собрания. Вот беру в руки отчет о его деятельности в период с декабря 1997 года по декабрь 2001-го и читаю - Законодательным Собранием второго созыва принято 194 закона и 916 постановлений. Показатель хороший. Но всегда ли много - хорошо? Обязательно ли большое количество перейдет в положительное качество? Возможен и другой вариант, когда правовое бескультурье от незнания законов перерастет в правовой нигилизм из-за невозможности их исполнить? К сожалению, приходится констатировать, что законодатели, исписав тысячи страниц, создав сотни законов, реально сделали все-таки мало, чтобы на деле улучшить жизнь простых людей. Законов много, но, коснись любого жизненного вопроса, который не решается, - не хватает законодательной базы. Например, чтобы не на словах, а на деле бороться с наркоманией, чтобы пресечь воровство цветных металлов, чтобы обеспечить гарантированные Конституцией права граждан на жилище, на образование и медицинское обслуживание.
- Много было выпущено по этим проблемам документов, а подвижек в лучшую сторону что-то не видно.
- В законотворчестве главное - не законы ради законов, а человек, его жизнь и здоровье. Слабые должны быть защищены. Сильные должны почувствовать себя свободными. Это - главный критерий в законодательной деятельности. Бессмысленно и безнравственно принимать самые красивые законы, заранее зная, что они не будут выполняться. Это подрывает доверие к власти.
По-моему, пришло время для ревизии областного законодательства. Надо тщательно выверить соответствие местных законов друг другу и федеральному законодательству, состыковать их, отменить недействующие законы области, внести соответствующие времени изменения в нужные правовые акты.
Уверен, что низкая эффективность принятых законов является следствием как недостаточного контроля за их выполнением, так и результатом слабой реализации представительских функций областного парламента. Законодательное Собрание как коллективный представительный орган государственной власти пока еще не преодолело оторванности от населения, от представительных органов местного самоуправления. Нет той обратной связи в системе «народ-государство», которая и стала бы залогом построения не просто законодательной базы, а создания эффективных, жизненно важных законов.
- Попытки наладить такую связь были. Все мы были свидетелями, как в апреле прошлого года состоялось областное Собрание депутатов, которое приняло ряд дельных решений о сотрудничестве и взаимодействии представительных органов муниципальных образований и Законодательного Собрания.
- Но что-то помешало наладить взаимодействие с представительными органами местного самоуправления - Координационный Совет так и не заработал. А ведь сотрудничество и координация усилий депутатов всех уровней могли бы уже сегодня дать зримые плоды в развитии муниципальных образований, в повышении эффективности государственной власти с учетом мнения и интересов населения. В этой связи невольно возникает вопрос - кто же будет отвечать за то, что решения принимаются и не выполняются, что законы рождаются «мертвыми», что энергия законодателей расходуется не по назначению.
Для депутата за его работу не предусмотрено других форм ответственности, кроме нравственной. Нравственность же - это путь, в котором только одно направление: забота о людях, об их здоровье и счастье. Всякое отклонение от этого пути грозит поражением на выборах, но до выборов далеко - четыре года. Значит, эти четыре года меру ответственности перед избирателями должна определять совесть депутата.
- Так как же, на Ваш взгляд, работать над законами?
- Во-первых, отойти от практики контрпродуктивной конфронтации с областной исполнительной властью. Во-вторых, четко определить приоритеты. Нельзя объять необъятное. Формализм в законотворческой деятельности должен уступить место целенаправленной, углубленной работе над приоритетными законами. Как говорил классик: «Лучше меньше, да лучше». Сам я настроен в предстоящие четыре года поработать над решением наиболее острых проблем социальной сферы.
- Почему?
- Когда меня спрашивают, для чего я, врач, преподаватель, пошел в Законодательное Собрание, я отвечаю просто: врач ближе всех других профессий стоит к людям, об их бедах он знает из первых рук, а не понаслышке. Призвание врача - служить народу. Бытующее мнение, что в Собрании должны работать только юристы и экономисты, неправильное. Ведь это не только законодательный, но и представительный орган власти, в котором должны разрабатываться не просто умные законы, а нормативные правовые акты, выражающие интересы всех слоев населения. У меня достаточный опыт работы в Весьегонском районном и областном Советах народных депутатов. Хорошо знаю особенности социально-экономического положения области, в частности районов моего избирательного округа: Весьегонского, Максатихинского и Сандовского. Так что вполне представляю круг обязанностей и меру ответственности депутата Законодательного Собрания.
- Что намерены отстаивать в первую очередь?
- Принятие конкретных документов в сферах, которые на сегодняшний день вызывают наибольшую озабоченность у людей. Это грядущее реформирование пенсионной системы, трудовых отношений, образования и здравоохранения и, конечно, жилищно-коммунального хозяйства. При этом для меня нравственным ориентиром является обеспечение конституционных прав граждан, сохранения государственной системы образования и доступности медицинской помощи, устойчивость пенсионной системы.
Вопрос вопросов - выработка единых стандартов минимальных социальных расходов на одного человека. В этот стандарт должны быть заложены минимальные расходы на жилье, услуги, образование, здравоохранение, которые обязано обеспечить государство. Без регулирующей системы стандартов бремя социальных расходов будет по-прежнему опережать рост реальных доходов населения. Так, как это происходит, например, с платой за жилье. Понятно желание правительства сделать ее стопроцентной без дотаций. Такова программная установка жилищно-коммунальной реформы. Но тем самым растаптывается конституционное право граждан на жилище. То есть нам предлагают оплачивать это право по постоянно растущей цене. И пределов этому росту не видно. Где он, стопроцентный потолок? Законодатель должен поставить предел этому росту и на основе социального стандарта установить: столько-то за жилье оплачивается из бюджета, столько-то доплачивается таким-то категориям граждан, столько-то платить нам самим. То есть государство должно гарантировать стандартный минимум.
Я буду добиваться, чтобы жилищно-коммунальная реформа не перекладывалась на плечи неплатежеспособного населения. Необходим закон «О реформировании жилищно-коммунального хозяйства Тверской области», который бы обеспечивал право граждан на жилище и предусматривал механизмы дотаций и скидок населению при оплате за жилье. И такой подход должен быть применен во всех сферах социальной политики.
В сфере образования нельзя допустить, чтобы вместо гарантированного законом образования для всех молодежь разделялась по уровню образования и этот уровень определялся не желанием и способностями молодых людей, а толщиной родительских кошельков. Иначе вал криминала, пьянства и наркомании поднимется на непреодолимую высоту, ибо только качественное образование и воспитание являются единственным средством борьбы с этими социальными проблемами.
- Судя по Вашим предложениям, диапазон регионального законодательства в социальной сфере требуется значительно расширить?
- Уже в ближайшее время необходимо определить концептуальные основы социальной политики, разработать областные законы об адресной социальной помощи, социальном обслуживании семьи и детей, об охране памятников истории и культуры.
На Руси тяготение к коллективизму всегда доминировало над индивидуализмом. Улучшение своего положения большинство людей привыкло связывать не столько с собственными усилиями и предприимчивостью, сколько с помощью государства, общества. Какая может быть предприимчивость у стариков, живущих в малонаселенных районах? Силы отданы строительству мощного государства, которого, увы, уже нет. Не будем спорить - хорошо это или плохо. Так есть. И не считаться с таким положением, такими настроениями нельзя. Надо помочь нуждающимся, слабым, растущим. По моему мнению, это можно сделать в рамках конкретных программ, направленных на решение проблем социальной защищенности населения Тверской области, а именно: борьбы с беспризорностью детей, спасения обездоленных от нищеты и бедности, занятости и повышения заработной платы. И такие программы следует срочно разработать и выполнить.
- Вы не упомянули о сфере здравоохранения.
Конечно, мне ближе проблемы медицины, которая находится в крайне бедственном положении. Больно видеть, как государство унижает врачей нищенской зарплатой, и, по сути, «уничтожает» бесплатную медицинскую помощь. Безусловно, я буду защищать права работников этой сферы, но я понимаю, что для того, чтобы им помочь, нужны действенные законы в экономике и системе управления.
Предвыборный анализ ситуации показал, что максимум внимания нужно уделить селу, попавшему в тяжелейший кризис. Так, в Сандовском районе убыточны все 19 хозяйств. В других районах доля убыточных сельхозпредприятий также велика. Резко снизилась энерговооруженность труда. Поэтому в первую очередь надо помочь обеспечить хозяйства техникой: за последние годы она выбита, скоро пахать будет не на чем. Применить систему областного лизинга под гарантии областного бюджета. При этом уменьшить первоначальный лизинговый взнос и увеличить действие договора до 10 лет. Предусмотреть в бюджетах всех уровней дотации сельскому хозяйству, принять соответствующие законы. Реструктуризировать долги за электроэнергию. Села обезлюдели, произошёл отток кадров специалистов. Надо доработать закон о кадровом обеспечении агропромышленного комплекса. Необходимо также принять меры для увеличения поступления средств в бюджеты всех уровней от лесопереработки. Закон о лесе принят, надо его выполнять.
Уверен, что мандат депутата Законодательного Собрания позволяет мне решать многие проблемы нашей жизни. То, что нельзя решить на областном уровне, будет направляться в качестве законодательной инициативы в Федеральное Собрание России. Навыки общения с ним я приобрел, выполняя в свое время обязанности помощника депутата Государственной Думы
Впереди четыре года напряженного интересного труда в Законодательном Собрании. Настроение у меня хорошее, работать хочется. Свою позицию я выбрал - работать на благо людей, моих избирателей.
- Что главное сейчас в депутатской деятельности?
- Думаю, что в наши дни определяющими чертами избранников народа должны быть честность и ответственность. Депутат должен выбрать свой нравственный путь, который пройдет до конца, не отклоняясь на сиюминутные выгоды и мнимые ценности. Принимая решение, депутат обязан руководствоваться собственными убеждениями, опытом и совестью. При этом надо любить свой край, любить свой народ, желать ему добра. Тогда все у нас получится.
Хорошо понимаю, что добиться положительных результатов можно только имея доверие и поддержку моих избирателей. На такую поддержку надеюсь и постараюсь ее заслужить.

«Тверские ведомости», №4 (1242) 11 – 17 января 2002