Спор о земле

Валерий Дмитриев
Л.Н. Толстой писал: «Русский народ на моей памяти не признавал земельной собственности. Теперь же происходит неперестающая борьба за земельную собственность, и борьба теми орудиями, которые дает правительство. И в этой борьбе одерживают победу не работающие на земле, а участвующие в правительственном насилии». Прошло почти сто лет с того времени, а история вновь возвращается на круги своя. Современные политики прозападной ориентации, бойкотируя проект Земельного кодекса, выступают за куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения в противовес общественному мнению, да и здравому смыслу. Своими мыслями на эту актуальную тему делится депутат Законодательного Собрания Тверской области И.И. Первушкин.

Иван Иванович Первушкин родился в суровом военном 1942 году в Горьковской области в семье колхозников. Русский. Закончил сельхозтехникум и Всесоюзный сельскохозяйственный институт. Более 35 лет своей трудовой биографии отдал сельскому хозяйству, служению земле-матушке. Работая главным агрономом совхоза, а затем коллективно-долевого сельхозяйственного предприятия «Завидово» Конаковского района, много занимался общественной деятельностью – более 12 лет был депутатом Гаврилковского сельского Совета. В настоящее время депутат Законодательного Собрания на профессиональной основе от Конаковского избирательного округа № 11, секретарь постоянного комитета по бюджету и налогам.
Член КРПФ. Любимое увлечение – работа в саду и огороде.
- Работа над Земельным кодексом Российской Федерации ведется уже шесть лет. Его концепция рассматривалась Государственной Думой пять раз и была одобрена еще в 1995 году. За шесть лет проект претерпел изменения, в него внесено свыше 2,4 тысяч поправок. Однако кодекс до сих пор не принят.
- И «заслуга» в этом Ельцина и депутатов Госдумы центристского и правого толка. Ситуация, сложившаяся вокруг Земельного кодекса очень тревожит. Земельный вопрос – не просто сверхважный, требующий окончательного разрешения. Это, если хотите, вопрос жизни и смерти страны. От его решения зависит не только судьба простого крестьянина, имеющего на руках грамоту о владении земельным и имущественным паем. Впрочем, имущественного пая фактически и нет – хозяйства развалились, материальные ресурсы растащены. Осталась только земля. От того, в чьих руках окажется пашня, другие сельхозугодья, напрямую зависит не только судьба деревни, но и города. Продовольственное обеспечение населения, продовольственная безопасность, независимость страны – вот цена вопроса.
- Совсем недавно младореформаторы клятвенно заверяли, что реформы на селе повысят благосостояние крестьян. Надо только провести приватизацию, ликвидировать колхозы и совхозы, развивать фермерство, свободный рынок и установить частную собственность на землю.
- Все сделано, кроме разрешения торговать землей. Чубайс обещал на приватизационный чек дать две «Волги», а теперь и двух лаптей не купишь – дороговата стала русская реликвия. Теперь подавляющее (из оставшихся в живых) большинство населения деревни убедилось, что это был обман. И что же мы – позволим себя обманывать дальше? Надо делать выводы из своих же ошибок.
Для наших доморощенных «демократов» и недобросовестных чиновников продажа земли – это еще одна кормушка, источник коррупции и злоупотреблений. С помощью продажных газет и телевидения они «пудрят мозги» крестьянину и всему населению, что продажа земли – благо. Для черномырдиных, гусинских и березовских – это действительно благо, да и власть немалая. А для русского человека это гибель. Продаже земли – нет, нет и еще раз нет!
- Есть мнение, что обойти острые углы земельного законодательства можно путем введения в действие 17 главы Гражданского кодекса Российской Федерации.
- В этом случае появляется лазейка для купли-продажи земли, занятой поселениями, промышленными предприятиями, транспортными коммуникациями, лесным и водным фондом. Продолжится тотальная застройка береговых зон рек, озер, а это лучшие земли. Они будут изъяты из сельскохозяйственного оборота, нарушится экологический режим. А потом в ход пойдет и пашня по бросовым ценам. Продадут крестьяне землю и приедут в другое место, а там тоже все скуплено. Конечно, все это не только вызовет ажиотаж среди толстосумов, но породит еще большую напряженность в обществе и полное бесправие обезземеленного крестьянства.
- Губернатор области В.И. Платов в своем выступлении на очередном заседании Совета Федерации высказал мнение, что в пределах городов, дачных участков и предприятий можно разрешить рынок земельных ресурсов в рамках федерального закона, а вот судьбу сельскохозяйственных угодий должны решать региональные органы власти («Тверские Ведомости» от 9-15.02.2001 г. № 12 (1146).
- Не поддерживаю предложение Губернатора области. Дачные участки и так давно продаются и покупаются и юридически оформляются.
Напомню, что в 1998 году в Законодательном Собрании прошли депутатские слушания на тему купли-продажи земли. Все были против продажи и только двое из присутствующих голосовали «за» – Т.Т. Карякина и Губернатор.
Будет ли польза от того, что плодородные пахотные земли или лес отданы под застройку коттеджами? Появятся отечественные или заезжие землевладельцы. Доведенные до нищеты крестьяне будут вынуждены продавать за бесценок свои земельные паи и наниматься в батраки к новым работодателям. Вы согласны на крепостное право в XXI веке?! Я – нет? Подобное развитие событий неминуемо приведет к социальному взрыву. Такие примеры мы должны помнить из нашей истории.
Как решат органы власти субъекта федерации, можно предсказать. Появится непреодолимый соблазн решить финансовые проблем одним махом, то есть продать землю. Частные поместья отгородят сельское и городское население от водоемов, мест отдыха, сбора ягод и грибов в лесах. Уже сейчас это можно видеть на примере деревни Плоски Конаковского района. К берегу Волги не подойти, нужно делать крюк вдоль деревни 1,5-2 километра. Или попробуйте зайти в заповедную зону Конаковского района, где находится черномырдинская дача, ранее принадлежавшая профсоюзам и называвшаяся "Толстовская дача". Не получится. Не пустит вооруженная охрана. А ведь еще не введена купля-продажа земли. Что же будет тогда, когда это будет разрешено?
- Возникает вопрос – а что же КПРФ, членом которой Вы являетесь?
- Наша партийная организация выступает против купли-продажи земли. Голос КПРФ слышен в Госдуме, на страницах патриотической прессы. К электронным средствам информации коммунистов не допускают.
К сожалению, партии пока не удается эффективно защищать интересы малообеспеченной части населения. Причин тому много, как объективных (ответственность за прошлое, шельмование средствами массовой информации), так и внутренних – не всегда вовремя и с нужной силой партия реагирует на вызовы времени. Так получилось и с земельным вопросом. Пока есть только политические декларации, практических дел нет. Мы не слышим громкий голос тверских коммунистов. А ведь именно сейчас обкому КПРФ вместе с профсоюзами необходимо развернуть массовую пропагандистскую компанию в средствах массовой информации, организовать акции протеста против продажи нашей земли: митинги, шествия, пикеты, выездные агитмашины с громкоговорителями. Уверен, что главе государства будет легче принять единственно правильное решение, если народ решительно скажет «нет»свободной купле-продаже земель.
-  И все-таки, почему нельзя вводить землю в оборот сейчас?
- Нет эффективной системы государственного управления экономикой, базирующейся на различных формах собственности. Нет гарантий, что земельный оборот не приведет к резкому повышению цен на основные продукты питания. Давайте посчитаем. Сотка земли стоит сейчас от тысячи рублей до 10 тысяч долларов в зависимости от места. Ну, возьмем самое малое - тысячу рублей за сотку. Тогда один гектар будет стоить 100х1000=100000 рублей. Предположим, собрали отличный (как говорят, небывалый) урожай с одного гектара – 25 центнеров зерна. Килограмм зерна стоит три рубля. С гектара получим 3х2500=7500 рублей. За какой срок окупится земля? 100000:7500=13 лет. Ну какой капиталист – землевладелец будет ждать 13 лет!? Он просто поднимет цену на зерно в три, пять, а потом и в десять раз. Стоимость хлеба соответственно возрастет до 50 рублей. Кто сможет купить такой хлебушек? Обнищавшее население? Люди просто умрут от голода, как это уже было в годы столыпинских реформ, когда помещики вывозили хлеб за границу. К тому же надо помнить, что жилье, производство и торговля не висят в воздухе, а идут от земли. Если она будет продаваться-покупаться, начнется такой бум цен, что простому люду просто не выжить.
- Действительно, в ряде выступлений политиков высказываются призывы в использовании аграрных преобразований прошлого столетия, связанных с именем премьер-министра России П.А. Столыпина. Настойчиво внедряется идеология, что сельское хозяйство «черная дыра», что выход из создавшегося положения – только частная собственность на землю.
- «Черная дыра» – в бездонных карманах отечественных богатеев. Реформа Столыпина явилась одной из причин спада производства сельхозпродукции и разгона царем Николаем II Государственной Думы. В эти годы царь даже был вынужден издать Указ «О приготовлении хлеба из барды и соломенной муки как могущего заменить употребление обычного ржаного хлеба». Название говорит само за себя. Урожайность зерновых в хваленом 1913 году составила всего 8,2 центнера с гектара. Вот она - правда тех лет. Но этого никто не помнит, историческую память отшибло напрочь.
И сейчас село деградирует, вымирает. Смертность населения превышает рождаемость в три раза. Среди умерших более 30% лица трудоспособного возраста. По убыли населения Тверская область третья по России, вслед за Псковской и Тульской. Обезлюдение деревень препятствует развитию агропромышленного комплекса. Если оставить эти проблемы без разрешения и заняться продажей земли, то ситуация усугубится еще больше.
- То, что агропромышленный комплекс в кризисе, власти знают, но мер не принимают. С чего надо начать?
- Нужно срочное решение на уровне Правительства о ликвидации диспаритета цен между сельскохозяйственной и промышленной продукцией, о снижении на 30-40% цен на запчасти, горюче-смазочные материалы, удобрения, ядохимикаты. Только тогда 70-85% хозяйств смогут стать прибыльными и перекроют убыточность остальных сельхозпредприятий.
Отсутствует система финансирования, кредитования сельскохозяйственного производства. Ее срочно надо создать, нужно заняться реструктуризацией просроченной задолженности, а для этого потребуется специальное постановление Правительства Российской Федерации.
- Что можно сделать на областном уровне.
- Не так много, как хотелось бы. Поскольку все зависит от курса правительства, политики высших эшелонов власти. На областном уровне тоже надо разрабатывать и осуществлять меры финансового оздоровления и поддержки сельхозпредприятий. Пока же финансовая поддержка села оставляет желать лучшего. Из областного бюджета на финансирование сельского хозяйства в текущем году предусмотрено 275 млн. руб., или только 7% от расходов областного бюджета. Прямо скажем, не густо. Да и то не выделяется: расходы, предусмотренные в бюджете области на 2000 год, профинансированы всего на 80 процентов. И все же значительная часть проблем агропромышленного комплекса может быть решена именно за счет бюджетной поддержки. Надо срочно восстанавливать крупнотоварное производство, особенно животноводческие комплексы. Фермеризация потерпела сокрушительное поражение. Передел собственности в сельскохозяйственном производстве - еще один горький урок недальновидным или лукавым политикам. Поэтому надо пересмотреть итоги приватизации. Оборот земельных долей должен осуществляться в пределах сельхозпредприятий с ограничением их концентрации у одного собственника. Право купли-продажи должно распространяться на личные подсобные хозяйства, для строительства домов, гаражей, садоводства и огородничества.
В комплексе особо важных дел должна быть подготовка и переподготовка кадров для села. Законодательное Собрание рассмотрело и приняло в двух чтениях проект закона «О государственной поддержке кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций Тверской области», но процесс остановился по ряду объективных причин, в первую очередь, в связи со сложностью реализации закона. В настоящее время механизм реализации создается и хотелось бы, чтобы закон был принят своевременно.
- Сейчас в Законодательном Собрании, его комитете по экономике аграрной и промышленной политике готовятся к принятию две областные целевые программы: «Развитие молочно-мясного животноводства» и «Повышение плодородия почв». Каков будет эффект от их действия? Как работают принятые нормативные правовые акты?
- За три года работы Законодательного Собрания II созыва принят один закон и одна областная целевая программа по различным вопросам деятельности АПК. Немного. Но иони финансируются недостаточно, поэтому и эффект незначителен. На самом деле круг проблем гораздо шире - техника, запчасти, топливо. Новая техника не приобретается, наличие работоспособной техники из года в год сокращается. Хозяйства плохо обеспечиваются запасными частями, другими материально-техническими ресурсами, нефтепродуктами.
Землей надо заниматься, но в другом плане. Например, повышением плодородия почв. Известковать кислые почвы, проводить мелиорацию, вносить минеральные удобрения. Ведь последние 10 лет мало что делалось. Сейчас в Законодательном Собрании рассматривается областная целевая программа «Повышение плодородия почв Тверской области на 2001-2005 годы». Если она будет утверждена и профинансирована в полном объеме, то для земледельцев будут созданы более – менее приемлемые условия.
Считаю, что разрабатываемые программы повышения плодородия почв, развития молочно-мясного производства, льноводства и других могут реализоваться только на основе договоров хозяйств с Администрацией области. Так как финансирование из областного бюджета ограничено, нужно в каждом районе опереться на базовые хозяйства. Их перечень надо пересмотреть. Часть из них, примерно 6-7 %, сумели выжить и работают самостоятельно, из остальных надо выбрать стабильные хозяйства и оказывать им в течение 3-х лет помощь, заключив соответствующие договоры. Тогда не будет распыления бюджетных средств. Через 3 года списки следует пересмотреть, окрепшие хозяйства исключить, а слабые - включить. Так, шаг за шагом можно будет вывести сельское хозяйство области из кризиса.
- Слышали ли Вы о том, что волгоградские законодатели два года назад приняли закон о народном контроле, в соответствии с которым созданы областной комитет народного контроля и комитеты в госучреждениях и на государственных предприятиях.
- Да. Хорошее дело. Рабочий контроль самый действенный, потому что он от людей, не от органов, которые никак не могут начать решительную борьбу с коррупцией, преступностью, воровством. Недавно по телевидению услышал, что в областной прокуратуре нет материалов проверок контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания. Как же их там нет, если первый заместитель прокурора В.А. Федулов присутствует на всех заседаниях областного законодательного органа. Выходит, прокуратура отгородилась от жизни и реагирует только на официальные запросы. Все остальное отсеивается по принципу: «ничего не вижу, ничего не слышу, никому ничего не скажу». По форме может и правильно, а по существу – нет. Так правоохранительные органы никогда преступность не одолеют. Поэтому работы органам контроля хватит не на один год. Только таким образом можно навести порядок. Такой закон нужен и в нашей области. И это не будет шагом в прошлое - это шаг в будущее.
- Как Вы думаете, что сейчас является главным, ключевым звеном в наметившемся движении к лучшей жизни.
- Нравственность. Да-да, мы совсем о ней забыли. Настолько привыкли к атмосфере хапужества, рвачества, корыстолюбия, что уже кажется, что это было с нами всегда. Нет, не было. И когда не было, жили комфортно, в ладу с совестью. Теперь почему-то доблестью считается обойти закон, украсть побольше. Всем нам нужно прежде всего внимательно посмотреть на себя, а потом – на рядом живущих, на возглавляющих движение жизни. Большинство наших руководителей больше думают о своей выгоде, а не о благе людей. Для примера сравните размер оплаты труда Чубайса и простого рабочего из его же системы "РАО ЕЭС". Вот вам и нравственность, и социальная справедливость. Корыстолюбие никогда не было свойственно нашему народу и, уверен, пропадет так же внезапно, как и появилось.
Чтобы идти вперед, нам надо вспомнить о своей истории, традициях, обычаях. Именно история должна стать главным предметом для изучения молодыми и взрослыми. Тогда будем меньше совершать ошибок, не обдуманных действий. Хочу отметить, что история нашей страны и народов всегда была нравственной. Уверен, и останется нравственной.

«Тверские ведомости», №18(1152) 2-6 марта 2001