Рубят лес

Валерий Дмитриев
Депутат Законодательного Собрания, член постоянного комитета по экономике, аграрной и промышленной политике Н.А. Милов душой болеет за судьбу тверских лесов. Он является одним из инициаторов разработки и принятия закона «О лесах Тверской области», который, по замыслу, и должен разрешить накопившиеся проблемы и противоречия в лесном секторе экономики и экологии области. О том, какими видятся и новый закон, и будущее тверских лесов, - сегодняшняя беседа с депутатом на эту крайне наболевшую для нашей области тему.

- Николай Александрович, как вы оцениваете Лесной кодекс РФ, который вступил в действие в феврале 1997 года? Ведь он коренным образом перестроил отношения в лесном секторе, передав основные полномочия по лесопользованию от муниципальных образований органам государственной власти субъекта РФ, а обязанности по финансированию воспроизводства лесов от федерального бюджета областному. Властные полномочия и, разумеется, ответственность сконцентрировались на уровне администрации области и Тверского управления лесами.
- Действующий Лесной кодекс РФ установил правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала. Внедрение положений Лесного кодекса в процесс регулирования лесных отношений посредством формирования нормативно-правовой базы является неотложной и важнейшей задачей законодательной и исполнительной власти области, организаций, имеющих непосредственное отношение к лесным ресурсам.
Неотложной потому, что без законодательной основы субъекта Федерации в современной экономической ситуации Лесной кодекс лишь осложнил жизнь тверских лесопользователей. Все леса находятся теперь в федеральной собственности, управлять ими могут только органы государственной власти, к которым не относятся органы местного самоуправления. Новый областной закон в первую очередь и должен определить полномочия муниципальных образований по управлению лесным фондом.
- Значит, разрабатываемый закон "О лесах Тверской области" должен компенсировать недостатки Лесного кодекса?
- Конечно. В первую очередь нужно предусмотреть финансовое обеспечение государственных полномочий органов местного самоуправления в лесном секторе. Дать в законопроекте четкое разграничение функций администрации области и органов местного самоуправления в сфере лесных отношений и порядок делегирования прав субъекта Федерации муниципальным образованиям.
Как известно, подавляющее большинство лесозаготовительных и перерабатывающих предприятий приватизированы, то есть имеют своих хозяев. Рычаги государственного управления ослаблены. Однако они есть. Лесной кодекс предписывает активно использовать такие формы, как аренда лесного фонда, проведение аукционов по продаже древесины на корню и проведение конкурсов по передаче лесов в аренду. Права на них надо передать районным администрациям. Распределение норматива безвозмездного пользования лесами также должно производиться по решению органа местного самоуправления.
В соответствии с требованиями кодекса мы должны сделать акцент на аукцион и аренду лесов как основную форму лесопользования. Хотя по аренде есть вопросы. Я помню, как на депутатских слушаниях глава Вышневолоцкого района откровенно признался в том, что ошибся, передав 90% лесов в аренду. Он также считает ошибочным отделение функции управления лесным фондом от лесопромышленной деятельности. В результате лесхозам приходится заниматься сплошными санитарными рубками, чтобы как-то выжить. Нужно установить предел по рубкам ухода до 10%. Свыше 10% - через аукцион.
А самое главное - в новом законе мы должны определить для всех тверских лесов единый порядок их использования, охраны, защиты и воспроизводства и ответственность лесопользователей, в том числе экономическую.
- Какова роль постоянного комитета Законодательного Собрания по экономике, аграрной и промышленной политике в разработке нового закона о лесе?
- Лес - наше общее богатство, оно принадлежит всему населению области и должно работать на каждого жителя Верхневолжья. Наш комитет решил обеспечить широкую, гласную подготовку закона.
С этой целью в пос. Максатиха были проведены депутатские слушания на тему "Леса Тверской области". Проанализировав выступления участников, в комитете подготовили рекомендации и направили их главам муниципальных образований, руководителям лесохозяйственных предприятий. В Законодательное Собрание поступило множество откликов, предложений к проекту закона, что свидетельствует об актуальности проблемы тверских лесов.
- Наиболее распространенные нарушения - самовольные порубки лесов. Росту лесонарушений способствуют их низкая выявляемость и безнаказанность нарушителей. Дела идут, контора пишет, а воз и ныне там.
- Отвечу в том же духе - как волка ни корми, он все в лес смотрит. Сложившиеся группы людей превратили лес в источник незаконной наживы. Рубят все без разбора или, того еще хуже, выбирают лучшие деревья, причем в самых доступных местах: у дорог, по берегам речек. Сердце кровью обливается, когда видишь, как безжалостно вырубаются живописные сосновые рощи, веками устремлявшие вверх стройные стволы и вдруг в одночасье ставшие прозаическим кругляком. Как можно назвать таких лесорубов? Хищники. Варвары. Враги родной природы. В прошлом году только в Максатихинском районе задержано более 2000 кубометров отборного хвойного пиловочника, и это только часть уворованного.
Правоохранительные органы, лесная охрана ловят и наказывают нарушителей, но штрафы ввиду незначительности их не пугают. Разрабатываемый закон, по замыслу, поможет исполнительной власти области, главам муниципальных образований, правоохранительным органам поставить надежный заслон незаконному пользованию лесными богатствами.
- Какие конкретные меры могли бы уберечь лес от незаконных порубок и краж?
В первую очередь ужесточение контроля за перевозками леса по территории области и за ее пределы. Если бы закон давал право конфискации "орудий" преступного промысла: автомобилей, бензопил и т. п. - тогда бы лесонарушители задумались, стоит ли игра свеч. Но для этого нужно внести соответствующие изменения в Уголовный кодекс РФ.
Пока же уровень сохранности лесосырьевых ресурсов оставляет желать лучшего. Значительная часть лесной продукции бесконтрольно перерабатывается и вывозится. Только в Максатихинском районе действуют более двух десятков частных пилорам. Каждую пилораму обслуживают по два лесовоза с гидроманипуляторами. Третья часть этих пилорам работает круглосуточно. Выводы делайте сами. Ежегодно из области вывозятся сотни тысяч кубометров древесины.
Иногда мы невольно потакаем воровству. По новым правилам, деревообработчики не имеют возможности удовлетворить свои потребности в лесе в полном объеме, поэтому покупают его у частника. Не сами, конечно, воруют, но очень часто за наличные деньги покупают ворованный лес.
- В лесном комплексе области 156 предприятий заготовки и переработки древесины. Как насытить древесным сырьем местный рынок, дать импульс развитию лесопромышленного комплекса?
- Одна из причин резко увеличившегося вывоза круглого хвойного леса за пределы области - низкие ставки лесных податей. В соседних областях они значительно выше. Наш лес - самый дешевый. Надо увеличить ставки лесных податей до разумных пределов, например, до уровня ставок соседних областей. Тогда выгоднее будет продавать кругляк в своем регионе, своим потребителям.
Кроме того, лес, переработанный не у нас в высококачественный пиломатериал и изделия из дерева, попадает и на тверской рынок. Мы, теряем деньги, рабочие места и, что немаловажно, достойное место на рынке изделий из древесины. Законодательными и экономическими мерами вывоз кругляка нужно свести к минимуму, а вот продукты лесопереработки можно было бы вывозить без ограничений.
- Руководители максатихинских лесохозяйственных предприятий в один голос говорят о необходимости объединения усилий в сфере лесопользования. Как вы к этому относимтесь.
Одному лесохозяйственному предприятию выжить трудно. Оно нуждается в координации своих действий, отстаивании интересов на всех уровнях власти и в рыночной среде. Сегодня всем стало ясно, что малый и средний бизнес не способны вывести лесопромышленную отрасль из кризиса - это смогут сделать только крупные и средние предприятия, на которых проведено техническое переоснащение для выпуска конкурентоспособной продукции. Надо найти возможность усиления государственного регулирования в сфере лесопользования, создать преимущества для крупных лесопользователей, которые не только рубят лес, но и выращивают его. Область, лесные районы только выиграют, если лесохозяйственные предприятия объединятся в крупные компании, преодолев ведомственную разобщенность. Максатихинские руководители постоянно высказывают эту идею, и они знают, что предлагают: в нашем поселке пять крупных деревообрабатывающих предприятий, если они объединят свои усилия, то уж точно и хищений леса поубавится, и переработка леса будет полнее, и возобновление лесных ресурсов будет поставлено на реальную основу. А самое главное - в этой схеме не будет места мелким хищникам, горе-лесорубам из всяческих ЧП.
- Лес – живой организм. Как только кто-то вторгается в лесное пространство с недобрыми намерениями, он начинает болеть, чахнуть и в конце концов пропадает совсем.
- Да. В законе обязательно надо отразить правовые аспекты, связанные с гибелью лесов. Есть сельхозугодья, которые заросли лесом или расположены на землях городских поселений, но каков их статус - неизвестно. Значит, нужно определить его, уточнить порядок возврата лесов в сельхозугодья. Привести в соответствие с действующим законодательством лесопользование в бесхозных лесах и лесах прочих лесопользователей. Включить в арендную плату расходы на лесовосстановление и защиту от пожаров.
- Николай Александрович, что вы можете сказать о сельских лесах, о проблеме взаимоотношений лесхозов с межхозяйственными лесхозами?
- Почти половина наших лесов, примерно 2,5 миллиона гектаров, считается сельскими лесами. Забота о них была возложена на межхозяйственные лесхозы, многие из которых стали акционерными обществами, товариществами и т.д. Вслед за формой изменилось и содержание их деятельности: стало больше коммерции, меньше заботы о воспроизводстве и защите лесных ресурсов. Например, у нашего Максатихинского межхозяйственного лесхоза в объеме продукции лесопереработка составляет более 90%, а восстановление и охрана леса отошли на второй план. Еще 7-8 лет назад на этом предприятии в штате состояло не менее полусотни лесников, а сегодня только три. Как тут охранять лес и кому его восстанавливать?..
Недавно созданная областная структура - государственное учреждение "Тверьагролес" Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, по идее, должна управлять лесным хозяйством в лесах сельскохозяйственных организаций. Как это получится, покажет время.
Без государственного регулирования и без бюджетной поддержки дальнейшее нормальное функционирование лесного комплекса на селе проблематично. Поэтому так важно установить единый порядок лесопользования и лесовосстановления, имея в виду передачу всего лесного фонда, в том числе и сельских лесов, под управление одного государственного органа. У леса должен быть один хозяин.
- Как будет решаться на законодательном уровне вопрос финансирования воспроизводства лесов?
- Это вопрос вопросов. Мы должны глубоко разобраться в финансировании воспроизводства лесов. Дело в том, что предназначенные на эти цели средства - 60% от сбора лесных податей, которые остаются в области, направляются в бюджеты муниципальных образований, откуда лесники зачастую не получают ни копейки на лесовосстановление. Поэтому нужно в законодательном порядке обеспечить контроль за финансированием воспроизводства лесов. Надо найти золотую середину, когда и лес растет, и люди не бедствуют. Наш долг перед лесом платежом красен.
Новый областной закон «О лесах Тверской области», рассмотрение которого Законодательным Собранием планируется во втором квартале этого года, призван решить задачу восстановления и сохранения леса для будущих поколений, его эффективного использования.

«Тверские ведомости», №16 (1046) 25 февраля - 2 марта 2000 года