История НБА. Серая мышь Иссел

Юрий Язовских
Какая из звезд Американской баскетбольной ассоциации подтвердила свой высокий статус в НБА? Чтобы пересчитать этих парней, достаточно пальцев одной руки: Джулиус Ирвинг, Дэвид Томпсон, Джордж Гервин и Артис Гилмор. Рик Бэрри стал звездой еще до своего прихода в АБА. Мозес Мэлоун не успел заработать звездную репутацию в альтернативной лиге и превратился в настоящую звезду уже в НБА. Джордж Макгиннис вроде бы подтвердил свой звездный статус в НБА (дважды оказавшись в сборных всех звезд по итогам сезона), но он так быстро сдал, что этого сейчас никто не помнит.
 
Дэн Иссел со звучным прозвищем Конь звездой в НБА так и не стал. 6-кратный "олл-стар" Американской баскетбольной ассоциации и лучший бомбардир этой лиги в сезоне 1970/71, который в АБА был более результативным, чем Рик Бэрри, в НБА оказался в роли первого парня на деревне, который переехал в город. В деревне не заметить его было невозможно, а в городе он потерялся среди множества конкурентов. Иссел провел в НБА 9 сезонов и имел вполне приличную результативность (в шести чемпионатах она была выше 21 очка за игру), да и в целом был более полезным, чем, к примеру, его коллега по АБА и амплуа Артис Гилмор, но Гилмор 6 раз участвовал в играх всех звезд НБА, а Иссела туда пригласили лишь раз!

В истории Дэн Иссел остался лишь за счет своей карьерной результативности:  12823 очка в АБА (2-е место в истории этой организации!) + 14659 в НБА в сумме дают потрясающую цифру -  27 482 очка (даже в 2019 году это 11-е место в списке самых результативных игроков за всю историю!). По общему количеству очков Иссел обогнал Джорджа Гервина, а его средняя результативность за карьеру в НБА как у Клайда Дрекслера! Статистика говорит нам, что это выдающийся игрок, но он не звезда НБА! Случай Иссела – некая аномалия в истории профессионального баскетбола Америки. Посмотрите список самых результативных игроков лиги – там сплошь одни звезды и суперзвезды. Да, некоторые из них сейчас подзабыты, но во время их выступлений ни у кого не было сомнений, что это звездные игроки.

Итак, почему звезда АБА по прозвищу Конь после слияния двух лиг несколько подзатерялся в НБА? Здесь нет одной причины. В случае Иссела сошлось сразу несколько обстоятельств, которые повлияли на отношение баскетбольной общественности к Дэну.

Первое, что приходит на ум – это знаменитая фраза капитана Врунгеля: "как вы яхту назовете – так она и поплывет". Бросается в глаза, что Иссел всю карьеру в НБА (1976-1985) провел не на своем месте. По своим физическим данным он форвард, а не центр. Его рост – 206 см. Такой рост больше подходит тяжелому форварду. Да, в 70-е годы некоторые звездные центры имели сходный рост (Дэйв Коуэнс, Боб Макаду), а один хорошо известный центровой был еще на несколько сантиметров ниже (Уэс Анселд), но их успешность не отменяет того факта, что парням такого роста было непросто противостоять таким гигантам, как Карим, Уолтон, Пэриш, Ланир, Гилмор..  Стандарт для центрового с конца 60-х годов – рост более 210 см. Недостаток в росте некоторые игроки могли компенсировать увеличенным размахом рук и прыгучестью, но в случае Иссела говорить о какой-либо компенсации не стоит. Точных данных нет, но по фотографиям Дэна его руки кажутся даже несколько коротковатыми. Да и прыжок у него был отнюдь не выдающийся.

В любом случае, Иссел по своим данным изначально балансировал между амплуа тяжелого форварда и центра. Ларри Берд, имея сходную конституцию с Исселом, начинал карьеру тяжелым форвардом, а позднее стал выступать в амплуа легкого. Элвин Хейз с его 206 см большую часть карьеры провел как мощный нападающий. И отнюдь не случайно, что сам Конь из 6 лет в АБА 4 сезона был форвардом, хотя в той лиге он мог смело выступать и в роли центра, поскольку в АБА была нехватка "больших".

Лучшие центровые в 70-е годы играли в НБА. В АБА у Дэна был один конкурент на позиции 5-го номера – Артис Гилмор. После слияния лиг их стало 4-5. И когда Иссел оказался в НБА, его игру стали сравнивать с игрой Карима, Уолтона, Мозеса, Ланира, Пэриша, Гилмора… В результате Иссел ни разу не попал в сборные всех звезд НБА: каждый год два-три центра выглядели лучше, чем Конь.

А теперь представьте, если бы Иссел состоял в штате "Денвера" в качестве мощного нападающего. В этом случае ему пришлось бы конкурировать в НБА с Элвином Хейзом, Морисом Лукасом, Джорджем Макгиннисом, Ларри Бердом, Дэном Раундфилдом. Я не сомневаюсь, что в этой компании Конь был бы гораздо заметнее, чем среди более высоких парней. Среди перечисленных игроков он уступал только Берду, который был более универсальным баскетболистом, чем Дэн. Не сомневаюсь, что в роли форварда Исселу было бы проще попасть в сборные всех звезд по итогам сезона, да и на матчах всех звезд в качестве нападающего он появлялся бы чаще. В 1977-м году болельщики выбрали его на "Олл стар гейм" как лучшего центра Запада, но несколько раз в голосовании он оказывался третьим среди центровых, поэтому пролетал мимо звездного уик-энда. А в это время его одноклубник форвард Бобби Джонс поучаствовал в матчах всех звезд 4 раза, а мощный нападающий Дэн Раундфилд – трижды, хотя оба скорее просто известные игроки, а не полноценные звезды.

Почему же в НБА Конь стал центром? По той простой причине, что в "Денвере" не было приличного центрового. К тому же место тяжелого нападающего было постоянно кем-то занято: сначала Бобби Джонсом, затем Джорджем Макгиннисом, а после - Кики Вэндевэйем. Вот так и пришлось Исселу бегать по площадке в роли центрового всю его карьеру в НБА.

Второе обстоятельство, которое повлияло на восприятие Иссела – его неприметность. Юному Биллу Симмонсу нравилось, что у Коня не было четырех передних зубов, что делало его похожим на вампира, но большая часть баскетбольных болельщиков смотрели на игроков по телевизору или с верхних рядов трибун, и им такие чудные и запоминающиеся детали были не видны. Когда сейчас просматриваешь игры "Денвера", в котором играл Иссел, Конь просто теряется на общем фоне. Такой же белый парень Ларри Берд заметен даже на видеозаписях отвратительного качества, а вот Иссела надо специально искать среди других игроков.

Естественно, что подобная способность к мимикрии на площадке не шла Дэну в плюс при сравнении с конкурентами по амплуа. Карим, Гилмор и Уолтон неизбежно притягивали к себе внимание из-за своих габаритов, а Гилмор еще и за счет своеобразного имиджа, делавшего его похожим на карикатурного графа. По сравнению с ними Иссел был словно серая мышь. Хотя Конь и был физически мощным игроком, но со стороны он отнюдь не выглядел атлетом (белые парни в этом плане уступают черным). Мне Дэн напоминал дядьку-физкультурника, которого выпустили поиграть среди профи.

Не пошла Исселу на пользу и его игра рядом с такими партнерами как Дэвид Томпсон и Алекс Инглиш. Уникум Томпсон с первого сезона в "Денвере" стал лучшим бомбардиром команды. Рядом с этим "малышом", который умел летать, Иссел неизбежно оставался в тени. Когда Дэвид получил травму в сезоне 1979/80, Дэн стал лучшим бомбардиром команды (24 очка за матч), но в следующем году вернулся Томпсон, в это же время раскрылся Инглиш, и вновь Иссел оказался на втором-третьем плане.

Третьим обстоятельством (или уже четвертым?), которое испортило впечатление от игры Иссела у публики, стало отсутствие командных успехов у "Денвера". В конце 70-х команда Томпсона, Иссела и Бобби Джонса по именам вполне могла замахнуться на финал, но она лишь раз дошла до финала Запада (в 1978-м), где уступила "Сиэтлу". Следующий относительный успех состоялся только через 7 лет - в 1985-м году, когда Иссел проводил свои последние матчи в НБА. Тогда "Наггетс" вновь добрались до финала Западной конференции, где в героической борьбе проиграли "озерным". Если бы "Денвер" сумел хотя бы раз добраться до финала, а еще лучше – победил в нем (в конце 70-х это было вполне реально), данный факт заставил бы публику совсем по-иному взглянуть на игрока по прозвищу Конь.

Если пристально посмотреть на игру и карьеру Иссела, то мы обнаружим, что это был игрок, у которого была масса достоинств, и практически отсутствовали недостатки. Это был железный человек, который провел в профессиональном баскетболе 15 сезонов и лишь в трех из них пропустил больше 2-х игр в регулярном чемпионате! В этом отношении он сильно напоминает своего современника Элвина Хейза, который тоже поиграл на месте центрового и мощного форварда, не имея никакого понятия, что такое травмы и повреждения.

Как игрок Иссел был лучше Хейза. У Элвина лишь в одном сезоне процент попаданий составил 50, а у Коня таких сезонов было 9! Дэн был прирожденным снайпером с мягким завершающим броском, который с отличным процентом атаковал кольцо со средней дистанции. Помимо этого он мог обыграть оппонента у щита как настоящий центровой, а завершал быстрые отрывы команды не хуже игрока задней линии, несмотря на свою кажущуюся массивность.

Карьерный процент Иссела с линии штрафного броска – 80! Для "большого" это отличный результат. Для сравнения: у Хейза – 67, у Карима – 72, у Макаду – 75, у Мозеса – 76, у Хакима – 71, у Дэвида Робинсона – 73…

Бросается в глаза потрясающая эффективность Коня в НБА. Лишь в одном сезоне он выходил на площадку чуть больше 35 минут за матч, а в основном ему давали играть по 30-33 минуты. В сезоне 1980/81 за 33 минуты в среднем Иссел набирал 22 очка за игру, в следующие два он проводил на паркете всего по 30 минут, но его средняя результативность составила 23 и 21,6 балла за матч!

Определенный минус в игре Иссела – его умение бороться за отскок. В нескольких последних сезонах он делал по 7-9 подборов в среднем , что маловато для центра. Но если мы смотрим на эти цифры, понимая, что Дэн на самом деле мощный форвард, который выходил на площадку всего на 30-33 минуты, то эти цифры выглядят вполне пристойно. Примерно столько же стал подбирать и Карим в 80-е годы, когда стал проводить меньше времени в игре, чем в 70-е.   

Элитным защищающимся игроком Иссел не считался, но против своих звездных оппонентов играл здорово. Если посмотреть на его дуэли в плей-офф с Биллом Уолтоном в 1977-м или с Абдул-Джаббаром в 1979-м, то нельзя сказать, что Дэн дал им разгуляться. В серии против "Портленда" он был гораздо результативнее Уолтона, а Кариму уступил совсем чуть-чуть.

К сожалению, несмотря на все свои достоинства и отсутствие серьезных недостатков, в истории НБА Конь прошмыгнул словно серая мышь. Если наткнется  баскетбольный болельщик на это имя в списке лучших бомбардиров всех времен, то в голове у него появится лишь один вопрос: кто это такой, черт побери?…