Как лизали тогда

Юрий Язовских
Как они лижут сейчас – узнать нетрудно: нужно просто включить телевизор и посмотреть "новости" и "политические программы". Нынешние михалковы и соловьевы  лижут смачно, от всей души! Но все-таки не так, как раньше. Не скажу, что хуже или с меньшим энтузиазмом. Просто по-другому. При Сталине было больше порядка в этой важной для российской вертикали процедуре: тогда существовали строгие правила – был своеобразный ГОСТ, в соответствии с которым и работали тогдашние мастера придворного клининга. Сейчас таких правил нет: в стране царит полная суверенная демократия! Поэтому каждый лижет в меру своей скромности, интеллигентности и размера оплаты за службу Родине.

Упорядоченность данного процесса в сталинский период была связана с тем, что оды вождю в то время имели своей целью создание и поддержание культа правителя этой страны. Наш сегодняшний королек не стесняется выставлять себя полным клоуном, летая с птицами и ныряя за амфорами, а подведомственная ему популяция одобряет его увлечения. В те далекие годы вождь не мог быть клоуном – народ, воспитанный на вере в царя, такого правителя бы не принял. Ему был нужен новый царь, взамен скинутого и расстрелянного. Поскольку царь в прежнем варианте при существующей коммунистической идеологии исключался, нужен был новый тип верховного правителя – свой, из народа, такой же товарищ, как и подданные. Этакий товарищ и вождь одновременно – своеобразный народный царь. Созданием нового типа правителя занималась огромная пропагандистская машина, подчиненная самому Сталину. Лизуны работали в рамках этой машины и были важной частью процесса создания и поддержания сталинского культа.

Сталинская легитимность была основана на том, что он был наследником Ленина. Именно поэтому данный момент постоянно подчеркивался в официальных докладах, статьях в газетах и журналах, книгах, кинофильмах и на радио. Если до своей смерти Ленин был женат на Крупской, то после смерти его обручили со Сталиным. Когда кто-то воспоминал про Ленина, то в этих воспоминаниях обязательно находилось место для Сталина, а если речь шла о Сталине-вожде, то поминали добрым словом и Ленина. Партия большевиков официально стала партией Ленина-Сталина
Таким образом, процесс создания культа шел по двум направлением: возвеличивание Сталина как нашего товарища и вождя трудового народа, а также канонизация в качестве святого Ленина, наследником которого стал Сталин. В этих рамках и должны были трудиться тогдашние лизуны.

Возможно, некоторые люди думают, что захват Сталиным власти и создание его культа (который сопровождался усиленным публичным "обхаживанием" вождя его подданными) были процессами параллельными. Если судить по главной советской газете "Правде", это было не так. К 1929 году Иосиф мог считаться полновластным хозяином СССР, но по "Правде" этого не ощущалось. Тогдашний читатель газеты, далекий от дворцовых интриг, мог и не догадаться, что царь Совдепии – это Сталин.

Берем главную советскую газету "Правда" за 1929 год и листаем. За два первых месяца года на первых страницах газеты нет портретов Сталина и других вождей. Ни одного! И явных проявлений популизма пока тоже не наблюдается. А кто же в стране правит? Партия! В реальности к 1929 году в СССР уже есть вождь, и он крепко держит в руках всех партийцев за одно место, но народу об этом пока не сообщают. Вождь скромничает, а проще говоря – сомневается в себе: а вдруг его рябую кавказскую физиономию "великий русский народ" не примет? Вдруг наступление на крестьян провалится и тогда ему придется за это отвечать? Не следует забывать, что наш маньяк был очень осторожный и закомплексованный. В то время он был еще настолько не уверен в себе, что умудрился выслать за границу своего главного врага Льва Троцкого (в январе 1929-го), о чем позднее страшно жалел.

Перепрыгнем в будущее на 4 года. Открываем первый номер "Правды" за 1933 год. Вы будете смеяться, но фото Сталина нет, а Путина есть! Рабочего Михаила Путина. За границей сплошные безобразия (американский фермер голодает), а у нас первая пятилетка выполнена в 4 года! Газета сообщает об объединенном пленуме ЦК и ЦКК, выступает товарищ Сталин с отчетом об итогах пятилетки, но фото нет. Зато есть шикарный портрет, на котором изображен красавец-мужчина! Правда, чуть позднее в газете появятся и фото Иосифа.

Я пролистал номера "Правды" за январь-февраль 1933-го: откровенного вылизывания в них еще не очень много. Есть приветственные письма Сталину от разных колхозников, но не слишком часто: "да здравствует наш великий вождь и теоретик мирового пролетариата – товарищ Сталин!".

Сталинский культ стал расцветать пышным цветом лишь в середине 30-х. Это прослеживается не только по газетам, но и по возведенным памятникам, которые в массовом порядке стали сооружаться именно с середины 30-х.

Вместе с "Правдой" переместимся из 1933-го в январь 1937-го. Сразу же бросаются в глаза разительные перемены. В первом номере за этот год на первой странице большой портрет Сталина, который смотрит на танки и радостный народ, несущий маленький портрет Ленина. Рядом лозунг: "Да здравствует Сталинская Конституция!" – Даже не советская.

Ниже рисунка статья "Нас ведет великий кормчий": "На языках всех народов мира одинаково звучит имя – Сталин, как призывное слово надежды и победы. В Сталинской Конституции полновластие трудящегося народа выражено с гениальной силой и простотой". Лизунов совершенно не смущает, что "Сталинская Конституция" сама по себе исключает "полновластие трудящегося народа". СССР сравнивается с кораблем, поэтому Сталин назван "великим кормчим". А в тексте еще и гениальным кормчим! Лучше переборщить, чем недолизать.

Номер за 2 января 1937-го: опять огромное фото Сталина чуть не на четверть страницы – просто так, без всякого повода. Вся вторая страница газеты посвящена открытию музея Обороны Царицына, который, как известно, отстоял лично товарищ Сталин. Номер за 3 января: на первой странице фотографии вождей помельче и масса рапортов тов. Сталину и тов. Молотову – иными словами отчетов о достигнутых успехах. 8 января в "Правде" фото вождей во главе со Сталиным в ложе Большого театра.  В следующем номере тов. Сталин встречается с писателем Лионом Фейхтвангером (большое совместное фото).

В 1933-м году на первой странице "Правды" были статьи – в основном, о ситуации за рубежом и достигнутых успехах внутри страны. Значительная часть информации в этих статьях была откровенным враньем, но оно напрямую не было направлено на создание культа вождя. В 1937-м лживая информация в газете приправлена чистой и массированной пропагандой, возвеличивающей Сталина. Редкий номер обходится без славословий в адрес вождя. Любая редакционная статья содержит ритуальные реверансы в его адрес. В каждом втором номере публикуются фото и портреты вождя крупным планом (часто с другими вождями). В нескольких январских номерах подряд на первой странице рапорты (отчеты) и приветствия Сталину, завершающиеся примерно так: "Да здравствует наш любимый, родной товарищ Сталин!" Приветствия посылаются с митингов или от коллективов: например,  "письмо ленинградских железнодорожников великому вождю народов СССР – великому машинисту локомотива революции товарищу И.В.Сталину": … "Да здравствует отец стахановско-кривоносовского движения – наш вождь, учитель и друг товарищ Сталин"!

В конце января в "Правде" шло освещение процесса над "врагами народа" – членами "банды Иуды Троцкого" (вместо Льва советская печать переиначила его в Иуду). Сейчас мало кто помнит, но в те времена имя Троцкого было страшнее имени Бандеры (про Порошенко я и не говорю). На период судебного фарса "Правда" забыла о Сталине. Негатив и ненависть не должны были ассоциироваться со светлым обликом святого Иосифа. Пока освещался суд, приговор и последующее народное негодование (свыше 200 тысяч москвичей согнали изображать народный гнев!) лизуны отдыхали. Но вот кончилось судилище, 10 февраля 1937-го отгремел праздник - столетие со дня смерти Пушкина и опять пошли приветствия товарищу Сталину ("да здравствует на радость трудовому человечеству наш товарищ Сталин!"), но уже с меньшей интенсивностью, чем в начале января.

Смерть Серго Орджоникидзе 18 февраля стала очередным поводом для лизоблюдов. Полились речи, которые публиковались в печати: в одном из номеров одних речей на полгазеты. В выступлении товарища Л.П.Берии по поводу смерти товарища Серго 10 раз упоминается товарищ Сталин. А после похорон опять затишье. Разумеется, совсем про Сталина "Правда" не забывала – это святое имя всегда в редакционных статьях: как часть партии Ленина-Сталина и в качестве обязательной фразы "как учил нас товарищ Сталин". Но без фотографий и хвалебных речей.

Прошло немного времени после похорон, и в Москву вернулись покорители Северного полюса во главе с руководителем экспедиции Отто Шмидтом. Это стало поводом для нового витка славословий в адрес вождя: "Советские люди сильны поддержкой своего государства, партии, поддержкой товарища Сталина. … Как заботливый отец, товарищ Сталин воспитывает советских летчиков, вдохновляет их на подвиги, бережет их жизни, радуется их подвигам". В "Правде" было опубликовано множество речей всех причастных к экспедиции и не причастных к ней, и во всех речах Северный полюс и товарищ Сталин. И долгие продолжительные аплодисменты.

Перемещаемся в начало 1938-го года. Сразу в глаза бросается два небольших новшества: в "Правде" Центральный комитет ВКП (б) стал называться Сталинским: "По-большевистски выполнить решения Пленума Сталинского Центрального Комитета". Правительство, в свою очередь, превратилось в Ленинско-Сталинское. Но в остальном все то же самое: любое выступление, доклад, обращение к вождям – везде Сталин, Сталин, Сталин. Как учил товарищ Сталин. Спасибо товарищу Сталину. Вождь и учитель Сталин. Гениальный Сталин. Все по канону – особых ноу-хау нет. ГОСТ на вылизывание в целом не поменялся. Редко, когда в "Правде" попадется что-то выбивающееся из шаблона: "товарищ Сталин – творец того великого единства, которым силен и могуч советский народ" (И.Федоров. "Народ и коммунизм"), "Да здравствует Сталин – наше знамя, наш вождь, наше счастье" (из резолюции митинга)…. За "счастье" кто-то, наверное, целый орден получил.

Я сделал небольшой обзор газеты "Правда" конца 30-х. А теперь представьте, сколько сотен газет и журналов выходило по всему Советскому Союзу и в каждом издании в конце 30-х и далее (пока Сталин не сдох) лизали, лизали и лизали… И попробуйте прикинуть, сколько человек принимали в этом участие. Только в газетах  десятки тысяч журналистов и прочих пишущих человекообразных, но ведь были еще бесконечные митинги по всей стране, с массой разнообразных ораторов – это уже сотни тысяч лизунов! А были еще собрания партийцев и комсомольцев, творческих союзов и рабочих коллективов, книги, сценарии пьес и фильмов, бесконечные письма Сталину... Лизали миллионы! Годами! Это была настоящая страна лизунов!

И нет ничего удивительного, что при каждой благоприятной возможности в этой стране лизуны сразу же поднимают голову и принимаются за свое любимое дело. Лизуны как саранча. Стоит начальству лишь дать небольшую отмашку или благосклонно промолчать, когда активный энтузиаст примется за дело, тут же страну накрывают полчища этих существ. Ведь ублажение начальства – это не приобретенное свойство некоторых человекообразных гоминидов, оно в их генах. И учитывая прекрасную выживаемость лизунов в самых неблагоприятных условиях, эта страна всегда будет страной лизунов. Тут уж ничего не поделаешь.