Раскулачивание и раскрестьянствование

Лев Ольшанский
В 30-е годы прошлого века в Советском Союзе в деревне проводилось раскулачивание крестьян. На самом деле масштаб этого процесса был куда более значительным, чем репрессии по отношению к какой-то части крестьянства: в Советском Союзе произошло раскрестьянствование, то есть, ликвидация крестьянства как класса и превращение его в класс наёмных работников — пролетариев. Но если в Западной Европе процесс раскрестьянствования растянулся на длительное время, то в Советской России он произошёл практически одномоментно.

В Англии процесс раскрестьянствования, начавшись в XVI веке, продолжался вплоть до начала XIX столетия. В других странах Европы он происходил, в основном, в XIX веке. В новейшее время в связи с технологической революцией крестьянство в западных странах полностью отмерло.

До октября 1917 г. земля в России принадлежала сельским обществам (общинам), которые выделяли её в пользование отдельным крестьянским хозяйствам.

Согласно Декрета о земле от 8 ноября 1917 г. частная собственность на землю в России была отменена, земля перешла в собственность государства и передавалась в пользование сельских обществ.

После Декрета о земле образ жизни крестьян существенно не изменился — как и до революции, крестьяне продолжали жить сельскими общинами и трудились на выделенном участке земли.

Крестьянин на своём небольшом участке при отсутствии денежных средств не мог применять механизацию, удобрения и передовые технологии; производительность ручного труда с использованием лошади в качестве тягловой силы была крайне низкой, и деревня не могла дать городу достаточное количества продуктов и излишков рабочей силы. Патриархальная деревня стала тормозом для развития государства.

В результате коллективизации отношение крестьян к земле кардинальным образом изменилось. Если до этого крестьянин арендовал у государства или помещика участок земли, на котором был полным хозяином и имел в личной собственности тягловый скот и орудия труда, а также единолично распоряжался продукцией, выращенной на своём участке пашни, то теперь в его распоряжении оставался только незначительный по размерам приусадебный земельный участок; тягловый скот и орудия труда перешли в собственность колхоза и крестьянину уже не принадлежали. Также крестьянин был отчуждён и от продуктов совместного труда, которыми он не распоряжался.

Крестьянин превратился в наёмного работника на земле и не имел права хозяйствовать по своему усмотрению — он мог только выполнять указания председателя колхоза, бригадира и звеньевых.

Масовая механизация и применение более современных технологий сельского хозяйства позволило со временем существенно увеличить производительность сельского труда и дать государству миллионы рабочих рук. В 1961 г. городское население по численности сравнялось с сельским и продолжало расти; всего в СССР в 1961 г. насчитывалось 212 млн человек.

Тем не менее, Советской власти за все годы своего существования не удалось нарастить выпуск продукции сельского хозяйства в необходимых количествах; несмотря на успехи отдельных колхозов (совхозов), городское население Советского Союза продолжало испытывать недостаток или перебои в снабжении продуктами питания.

Это говорит о неправильной организации труда и является приговором тогдашней колхозно-совхозной организации сельского труда и административно-командно системе руководства в СССР.

Представители советской власти, пытаясь оправдать своё неумение организовать труд в совхозах и колхозах, ссылались на плохие климатические условия в России. Но даже в не слишком развитых странах Восточной Европы (не говоря уже о более развитых капиталистических государствах) урожаи были значительно выше, чем в Краснодарском крае или на Украине с их богатыми чернозёмами, а председатель казахстанского колхоза Н. Худенко добился высоких урожаев и многократного повышения производительности труда и в климатических условиях Советского Союза, хотя их и называют, якобы, "неблагоприятными".

С разрешения руководства СССР в совхозе «Илийский» Алма-Атинской области Худенко поставил эксперимент по внедрению безнарядно-звеньевой системы организации и оплаты труда. Вот результаты его эксперимента:

Показатель                1962г. / 1963г.

Валовой сбор зерна в тоннах                3150 / 9204
Среднегодовое количество работников         202 / 29
Произведено зерна на 1 рабочего (центнер) 156 / 3173

Производство зерна в совхозе за год выросло в 2,9 раза, прибыль на одного работающего — в семь раз, а себестоимость центнера зерна упала с 5–7 рублей до 63 копеек. Производительность работника в механизированных звеньях за год увеличилась почти в 20 раз.

Резко сократилось общее число работников, их заработок увеличился в 3-4 раза; при этом в колхозе сохранялся среднегодовой семичасовой рабочий день.

Резкое сокращение числа работающих и рост зарплат вызвало недовольство в высшем руководстве страны:

1)куда девать лишних людей?
2) крестьянин не должен получать по 300-400 рублей в месяц!

Под надуманным предлогом Н.Худенко был брошен в тюрьму, где вскоре умер. Следом за ним естественным образом умерли советский социализм и СССР, что можно считать прямым следствием неразумной хозяйственной политики руководства государства.

К 1980 году в РСФСР из магазинов исчезли мясо и животное масло, с перебоями поступали молоко и колбаса, свежие овощи и фрукты продавались в течение лишь нескольких месяцев в году, совершенно недостаточно производилось овощных консервов, и их завозили из стран Восточной Европы; в продаже практически не было речной рыбы; зерно во всё возрастающих количествах ввозилось из США и Канады; так, в 1985 году было закуплено 47 млн т. зерна.

Это всё, финиш, дальше уже ехать некуда, разве что, до голода в стране, обладающей богатейшими в мире чернозёмами.

Разумеется, "братские" республики и столица СССР были обеспечены намного лучше, а Москва и прибалтийские страны считались "витриной социализма" — такова была государственная политика.

Но Россия снабжалась именно так, по остаточному принципу. Мне довелось побывать в 1979 - 1981 гг. в ряде крупных городов России — Курске, Челябинске, Свердловске, Омске, Барнауле, Новокузнецке — и всюду в продовольственных магазинах продавались только хлеб, маргарин, кулинарный жир, рыбные консервы да "Завтрак туриста", напоминающий по вкусу корм для кошек и собак. Молоко — и то зачастую брали нарасхват.

Таким образом, само по себе раскрестьянивание не принесло Советской власти существенных успехов и не дало ожидаемых результатов. Колхозно-совхозный строй, а вместе с ним и советский социализм в целом проиграли в соревновании с капиталистической системой.

В 90-е годы колхозы и совхозы были распущены, кое-где до сего дня сохранились сельскохозяйственные производственные кооперативы (СХПК), появились фермеры. Основное же количество продукции сегодня производят крупные агрохолдинги, владеющие подчас сотнями тысяч гектаров земли.

Агрохолдинги с их высокой производительностью труда испытывают потребность лишь в незначительном количестве работников, и множество сельских жителей оказались лишними — с их директорами совхозов и замами, агрономами, механиками, ветврачами, бухгалтерами, завотделениями, завфермами, завгарами, бригадирами, парторгами и сельскими Советами; в моём совхозе насчитывалось до 40 человек представителей сельской бюрократии.

В наши дни деревня, чтобы в ней успешно жить, требует от человека предпринимательского склада характера. Здесь может хорошо себя чувствовать человек, не рассчитывающий на государство как единственный источник своего существования. Если государство не мешает — уже хорошо.

Но за годы Советской власти у сельских жителей, превращённых в наёмных работников, напрочь исчез дух предпринимательства; люди привыкли к тому, что за них всё время кто-то думает и принимает решения; пролетарии, лишённые всякого имущества, могут только продавать свою рабочую силу. И когда в селе исчез работодатель, молодые, активные люди уехали в город — туда, где они имели возможность продать свою рабочую силу.

Оставшиеся сельские жители допенсионного возраста, не имея на руках техники, находятся на грани выживания, многие из них, не имея работы, спились; старики, доживают свой век.

Происходит деградация, постепенное исчезновение и вымирание сельского населения; во многих местностях значительная часть земли пустует; также опустело или исчезло множество деревень. Государство не будет тянуть газопроводы, линии электропередач и строить дороги в вымирающие деревни из 5-10 дворов, не станет открывать там школы и медучреждения, поскольку это бесперспективно — молодёжь голосует ногами и покидает деревню без всяких понуканий.

Таким образом, раскрестьянствование, начавшись в 30-е годы, было завершено в 90-е годы прошлого столетия; крестьянство как сословие было окончательно ликвидировано.

Но, несмотря на значительное сокращение сельского населения, Россия сегодня практически полностью обеспечивает себя основными продуктами питания; недостающее количество молока и говядины импортируется. Есть надежды, что в не столь отдалённом будущем будет закрыта брешь и в обеспечении населения отечественными молоком и говядиной.

Скажу о себе: я вовсе не нуждаюсь ни в молоке, ни в говядине, мне вполне достаточно и куриного мяса производства местной птицефермы; раз в месяц могу купить пол-литра кефира. Вот детям молоко необходимо.

Указ Президента РФ от 21.01.2020 года N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" подтверждает реализацию надежд на полное самообеспечение продуктами питания.

Перефразируя изречение Маркса, побеждает та организация, которая показывает наивысшую производительность труда. На сегодняшний день такой организацией являются агрохолдинги, с которыми не могут конкурировать ни бывшие совхозы, ни мелкие фермеры.

С другой стороны, агрохолдинги, пользуясь своей монополией, диктуют и назначают цены на продукцию по своему усмотрению, мало заботясь о её качестве.

Не думаю, что Роскомнадзор, известный своей щепетильностью (в тех случах, когда это требуется по политическим мотивам), может просто так заявиться с проверкой в агрохолдинг "Мираторг" во главе с братьями Линник, владеющими миллионом гектаров земли; это ему не белорусское молоко заворачивать обратно или грузинское вино браковать.

Положение российского потребителя усугубляется тем, что конкурентам из европейских государств дорога на российский рынок закрыта и, видимо, надолго.

Выход видится только в возвращении западных сельхозпроизводителей в Россию и возможности выбора продуктов для покупателя, иначе россияне так и будут до скончания века покупать втридорога техническое пальмовое масло под видом молочных продуктов.