Здравствуй, главная в жизни проходная!

Раиса Манухина
Судьбу решила случайная встреча

Впервые, как полноправный работник,  я переступил порог проходных локомобильного завода 16 октября 1958 года. Этому дню предшествовали  два месяца после демобилизации из армии полные тревог и забот по поводу трудоустройства. На  завод устроиться было невозможно. На одном из очередных приемов у директора завода  удалось убедить Григория  Давидовича, что возвращаться в Могилев  мне не имело смысла. Предприятия, выпускающего локомобили, уже не существовало. Завод перепрофилирован на новую продукцию – подъемно-транспортное оборудование.  Г.Д. Гогоберидзе подписал мое заявление об устройстве на работу в сборочный цех контролером седьмого разряда. Начальник сборочного цеха Н.М. Туркин принял меня, но так как такой единицы в штате сборочного цеха не оказалось, его руководитель Н.М. Туркин договорился с начальником котельно-сварочного цеха М.А. Бейнаровичем об устройстве меня в его цех, где такой человек как раз требовался. Не знаю, как бы сложилась моя судьба, если бы не случайная встреча.
Выходя из ворот первого механического цеха, я встретил своего однокурсника по техникуму Станислава Сухорукова. Он тоже шел в отдел кадров оформляться на работу. Когда мы переходили мост, нас окликнул мужчина среднего возраста: «Солдаты, что вы делаете на заводе?» (Мы были одеты в военную форму). Представился нам: «Евгений Наумович Ратнер – начальник по производству завода». Мы объяснили ему кто мы и что делаем, куда направляемся. Выслушав нас, он попросил  подойти к нему в кабинет заводоуправления. В назначенное время он принял нас  и предложил работать в производственном отделе. Мне – в группе планирования, Сухорукову – диспетчером.  Мы согласились. Пригласив секретаря А.Г. Соловьеву, он дал команду оформить нас на работу. Потом пригласил диспетчера В.И. Капырина и поручил ему в течение недели ввести нас в курс заводских дел. Так началась моя трудовая деятельность на  заводе.

Рядом были хорошие учителя

Моим наставником стал начальник группы планировщиков Алексей Николаевич Меренищевский – грамотный специалист в области планирования. Мне было поручено составлять планы цехам по изготовлению деталей и узлов  локомобилей  и ведение изменений. Кроме меня в бюро работали: старший инженер, занимающийся планированием изготовления узлов и деталей тепловозов, Иван Чудеснов; ведущая по планированию запасных частей локомобилей Антонина Савкина; ведущая разных заказов Тамара Якушева.
После ухода Чудеснова во вновь организованный отдел ………., мне поручили работу по планированию изготовления тепловозов на заводе. В отделе работали такие грамотные специалисты, как  М.В. Лаушкин, В.А. Жуков, В.А. Мелехов, К. Акимочкин, Н.И. Жаров. На заводе вся молодежь училась. Я тоже учился в Московском заочном машиностроительном институте на факультете локомотивостроения. В группе учились: Ю.М. Козлов, В.А. Сухоруков, Л.Н. Кузнецов, А.И. Свертилов, Е.Б. Беляев, В.П. Большов, Кононцов. В последствии все они при развитии тепловозостроения на заводе стали руководителями и специалистами своего дела.
В 1965 году меня назначили заместителем начальника производственного отдела по планированию изготовления новой техники и экспорта на заводе. Завод в это время  выпускал много тепловозов, запасных частей  на экспорт, делал с конструкторского листа новые тепловозы серий: ТГМ3, ТГМ4, ТГС1, ТГМ6, ТГМ7, ТГМ8, ТГ16, ТЭМ12, ТЭМ7 и их модификации. Ответственным за контроль над качеством узлов и выпуском тепловозов на экспорт был назначен заместитель начальника ОТК завода Юрий Андреевич Паламарчук, до тонкостей знавший свое дело. И то, что наша продукция за рубежом не имела претензий – его главная заслуга. Он был гарантом качества заводской марки продукции. Через наши руки прошла вся новая техника и весь экспорт того периода.

Партийная работа - хорошая школа

В 1973 году я был избран заместителем секретаря парткома. В 1981 – вторым секретарем горкома партии, председателем горисполкома г.Людиново. Эти годы партийной работы были большой школой в мое й жизни: приобретался опыт работы с людьми, расширялся кругозор и круг задач, которые приходилось решать по долгу службы. Так, считаю самой важной задачей районного масштаба, которая была решена,  – это увеличение площадей сеянных трав в совхозах на одну треть, что позволило сберечь руки рабочих от косьбы на неудобных участках и механизировать заготовку кормов, а также повысить качество и количество. На одном из совещаний в обкоме партии мною был поставлен этот вопрос, который был рассмотрен и принят, планы посева были изменены по всему району.

Когда делаешь сам, надежно и качественно

В один  из декабрьских вечеров конца 1981 года раздался телефонный звонок. Звонил первый секретарь обкома А.А. Кондренков. Поздоровался, поинтересовался, чем занимаюсь. Я был в отпуске и делал ремонт полов. Он пожурил, мол, председатель горисполкома сам делает ремонт. Я ответил, что когда делаешь сам, это надежно, качественно. Он ответил, что тоже такого же мнения и задал вопрос: «А что, Лев Дмитриевич, если мы вам предложим возглавить тепловозостроительный завод? Председателя горисполкома мы найдем, вот директора хорошего труднее. Подъезжайте ко мне завтра утречком». Этот звонок круто изменил всю мою жизнь…
Утром я был в обкоме. Андрей Андреевич сразу принял меня, попросил секретаря приготовить чай с лимоном и спросил: «Подумал?».  Я ответил: «Да. Завод, производство знаю, людей тоже. Они тоже меня знают по работе. Думаю, если доверите, справлюсь». Он показал мне письмо от Г.Д. Гогоберидзе, где он рекомендовал Андрею Андреевичу обратить при назначении на руководящую должность завода на «грамотного инженера Льва Дмитриевича Арсеева, способного возглавить завод». «Мы не послушали сначала совета опытного директора, - сказал Андрей Андреевич, - мои помощники рекомендовали одного, потом другого.  Виноваты мы перед коллективом завода. Дела идут все хуже и хуже на предприятии. Не подведи ты его». При последних словах показал на письмо и на меня. Позвонил министру тяжелого и энергетического машиностроения В.Ф. Жигалину, сообщил о моем назначении директором тепловозостроительного завода. В.Ф. Жигалин назначил мне встречу на 10 часов следующего дня.
Утром я был в Москве. В назначенное время меня принял министр. Разговор длился в доверительной обстановке. Он вспомнил свое посещение завода, мой доклад в сварочном цехе о работе завода по изготовлению нефтеаппаратуры, которым он остался доволен. Спросил: «Знаешь, что завод в тяжелом положении? Оглядись, с предложениями жду через месяц». Подписал приказ и пожелал доброго пути заводу и мне в жизни. Так в два дня я стал директором старейшего завода, главного завода города.

Мой кабинет переместился в цех

К началу одиннадцатой пятилетки на предприятии сложилась непростая ситуация: некомплексный подход к  реконструкции завода на стадии  проектных решений был выявлен задним числом. На карту поставлены были выполнение государственного плана, социально-экономическое развитие завода. Выход из тупика виделся в реконструкции. По сути своей одиннадцатая пятилетка должна была стать важнейшим этапом в послевоенной истории завода по увеличению производственных мощностей и выпуска всех видов продукции.
Первый год пятилетки складывался не лучшим образом: из запланированных 580 тепловозов не додали 68, не реализованы задания по выпуску товаров народного потребления, появился большой долг перед Минчерметом по поставке запасных частей, отставание по всей продукции составило квартальный план завода. Такую ситуацию можно было объяснить неоправданно упущенным временем на освоение первых мощностей рамно-тележечного цеха. Завод не мог увеличить выпуск крайне необходимого стране нового тепловоза ТЭМ7. Отчетливо стали видны «узкие» места в производстве рам, тележек, топливных баков, кузовов, колесных пар серийно выпускаемых машин. Не решались и вопросы изготовления крепежных изделий.  «Задыхался»  тепловозосварочный цех: он крайне нуждался уже в двух поточных линиях сборки – выпускаемых машин и локомотивов нового поколения. В существующих условиях завод способен был выпускать три-четыре тепловозов ТЭМ7, а требовалось 50-60  шт. Экономическая ситуация на заводе была плачевной. Из-за отставания в производстве нечем было платить зарплату. Мой кабинет на многие месяцы переместился в рамно-кузовной цех, ближе к производству.
Графики проведения работ и сроки стали законом жизни завода
Не стали ждать указаний сверху. Добились от правительства решений об окончании в 1982 году строительства рамно-тележечного корпуса.
Предстояло освоить 6,2 млн. рублей капитальных вложений, в том числе строительно-монтажных работ на сумму 1,6 млн. рублей. Строительство контролировалось на уровне правительства. Ежеквартально руководитель Людиновского строительного треста и директор завода отчитывались о работе министру по строительству.
Наметили в кратчайшие сроки провести техническое перевооружение действующих цехов, чтобы уже в 1982 году дать стране 20 тепловозов ТЭМ7. Ввод главного корпуса площадью 29 тысяч квадратных метров был запланирован на сентябрь 1982 года, а в третьем квартале следующего года 1983 предстояло закончить строительство крытой эстакады, очистных сооружений, ливневой канализации, системы оборотного водоснабжения. В еще недостроенный корпус перемещается производство главных узлов локомотива ТЭМ7, участок формирования колесных пар под производство кабин, кузовов и других узлов верхнего строения локомотивов, участок сборки осевого редуктора перестраивается под выпуск узлов нового тепловоза, первый и третий участки механического цеха №1 – под расширение производства маслоохладителей и карданных валов.
За счет высвобождения участков сборки, сварки боковых тележек увеличиваются площади под выпуск топливных баков серийных тепловозов в горячей и холодной высадке крепежа – была внедрена на вновь созданном участке арматурного цеха. Это там, где когда-то было производство изготовления электродов. Постепенно «обживался» новый корпус. Организуется производство колесных пар, деталей осевого редуктора, рам и тележек тепловозов ТГМ4, ТГМ6, ТЭМ7. Монтируется и вводится в эксплуатацию более двухсот единиц металлорежущего и кузнечно-прессового оборудования.  Изготавливаются сборочно-сварочные стенды, мостовые краны, окрасочно-сушильные камеры, технологическая оснастка. Работать было тяжело и в то же время легко. Я как директор чувствовал поддержку людей. Сам не выходил из цехов, и они днем выпускали продукцию, во второй смене снимали оборудование и переставляли, в третьей налаживали для обеспечения выпуска завтра. Нелегко было повторять указания дважды. Графики проведения работ и сроки стали законом жизни завода.  Все было подченено им, делу, которое мы делали. Одновременно решались и вопросы организации структуры управления производством.

Жизнь шла вперед

Реконструкция по сути дела еще не закончилась, а уже требовалась новая. Корпус строился двадцать лет, а жизнь шла вперед. Вся технология, предусмотренная проектом, оказалась безнадежно устаревшей и не отвечала современным требованиям. Например, в новом цехе на участке колесных пар была такая же технология, как и в старом, увеличили только количество рабочих мест, расширили площади, поставили больше оборудования. Пришли к выводу, что возможно наращивать выпуск тепловозов ТЭМ7 не в будущем, когда закончится комплексный ввод мощностей, а в самой ближайшей перспективе.
Целевая программа модернизации обеспечивала рост на 30 процентов объемов производства без увеличения численности работающих. Курс был взят на механизацию и роботизацию производственных процессов заготовительного производства, где была велика доля ручного труда. И все же мы опаздывали. На 1983 год Госпланом до завода доведен был план по выпуску тепловозов ТЭМ7 в количестве 75 штук. Мы к этому были еще не готовы. Министерство понимало это, но решать вопрос приемлемого для завода плана не удавалось. С подготовленными расчетами и мне пришлось выехать в Москву и пробиваться к председателю Госплана Николаю Ивановичу Рыжкову. Конец года, три дня я жил в приемной рядом с его помощником Веритянниковым. Наконец 30 декабря я в 21 час попал на прием. Удалось доказать преждевременность такого плана. Н.И. Рыжков взял под личный контроль окончание реконструкции завода,  и мне было поручено доложить об окончании работ на 1 июля 1983года.
Второй этап реконструкции – наращивание мощностей
Вторым этапом реконструкции стало наращивание мощностей по выпуску товаров народного потребления,  государственный план на которые постоянно увеличивался. Да и заводу была нужна прибыль от выпуска ТНП, так как она оставалась у завода и помогла бы увеличить расходы на социальные нужды.
Для этих целей началась реконструкция литейного цеха №5: заготовочного, литейного участков, строится новое эмальотделение. Вводятся в строй бытовки цеха. Хозяйственным способом строится участок литья под давлением, предназначенный для выпуска деталей мясорубки и заготовок ручек-кнопок. Закладывается фундамент и строится  здание нового цеха ТНП силами стройотряда тепловозосборочного цеха.  Строится пристройка к компрессорной станции, что решает проблему обеспечения сжатым воздухом литейных цехов.

От завода – к городу

В запущенном  состоянии находилось строительство жилья. Пять лет завод не ввел в эксплуатацию ни одного дома. К 1981 году у завода не было ни проектов, ни тем более площадок под строительство домов. Договорились с горкомом партии и с горисполкомом, что выделяется микрорайон застройки заводу со сносом домов улиц Энгельса, Крупской, Урицкого, Кропоткиной. В кратчайшие сроки в двух вариантах разрабатываются проекты домов в панельном и кирпичном исполнениях, решаются вопросы их привозки. Причем курс берется в основном на строительство хозяйственным способом, что позволило резко увеличить число сдаваемых домов: по два-три дома в год. До этого в городе никто не строил дома хозяйственным способом. Завод был первым инициатором этого дела. В то время трудно было получить фонды на материалы. Устанавливались договорные связи.
Хорошел завод: появилась Площадь трудовой славы, где на вечную стоянку стали локомобиль и тепловоз – символы прошлого и будущего предприятия. Чуть поодаль установлена памятная стела, на которой выбиты имена самых именитых заводчан. Проводится реконструкция детских садов, столовых. Ремонтируется Дворец культуры, Дом спорта. Вводится в строй клуб-столовая в пионерском лагере «Спутник». Разработан проект, подготовлена площадка под строительство профилактория. Реконструируется ГПТУ№2, стадион, делаются проекты на строительство ледового дворца, плавательного бассейна. Не забыт и производственный быт. Приводятся в порядок бытовки, строятся сауны в цехах: термическом, литейных, рамно-кузовном.
Силами молодых заводчан и производственных корпусов оборудуются спортивные площадки. Одновременно в нескольких направлениях: производство, строительство жилья, культура и благоустройство завода и города.  Создание заделов. Расчет опережений и защита их в Госплане и Госснабе на ……….. и на развитие завода. Партийный комитет, завком профсоюза (В.П. Конюхов, А.П. Гуров)помогали в подборе и расстановке кадров.

Кризис миновал

К 1985 году завод вышел с расчетными заделами по всем направлениям основной деятельности. Стабилизировалась ритмичность выпуска продукции. Ежеквартально она составила 33 процента. Была создана хорошая социально-экономическая база предприятия - это моя гордость, инженера-руководителя.  На обычном предприятии (не оборонного значения) стало это возможным. Конечно, такие дела  под силу было решать, только имея хорошую команду. Успех дела обеспечивали люди. Самоотверженно трудились над претворением в жизнь намеченных планов рабочие ремонтно-строительного цеха – бригады В.К. Гущина, А.М. Волкова, А.С. Зайцева во главе с начальником цеха Н.Е. Панышевым, а также цеха механизации – бригады В.Н. Апатьева, Н.И. Турлаева, А.А. Власова, с начальником цеха Н.И. Никишиным. Они готовили к производству продукцию в основных цехах, оснащали корпуса нестандартной (отряд А. Посылкина из сборочного цеха).
Огромную работу по реконструкции и завершению работ строительства рамно-тележечного корпуса проделали также технически зрелые инженеры: Л.А. Михальчук, В.С. Васюков, В.Ф. Цурганов. Они вместе со специалистами отлаживали технологию в корпусе. Большой вклад вносят: служба главного сварщика под руководством А.М. Бачерикова, служба главного механика, возглавляемая В.А. Денисовым, начальники цехов: рамно-кузовного – А.В. Юдин и тепловозосборочного – Б.А. Коленькин, С.М. Фомин.
Над созданием комплектных заделов и реконструкцией цехов, обеспечением выполнения плановых заданий с нарастающими объемами из года в год хорошо работали начальники цехов Н.С. Козлов, В.Г. Зеленин (тепловозомеханический цех), А.Хрычиков (тепловозосварочный цех). Наиболее ярко раскрылись в этот период таланты молодых руководителей Н.А. Беляева (механический цех №1), А.Т. Болодоев (тепловозосварочный цех). Такие начальники цехов, как А. Возвышов, А.С. Гаврютин, Болденкова,С.С. Хрычиков, Путренок, М.М. Носов, отдел инструментального хозяйства В.В. Гуриков. В.В. Гузиков, В.Гремяев обеспечивали стабильное выполнение планов завода. Увеличение выпуска товаров народного потребления - заслуга рабочих литейного цеха №5 во главе с Г.Б. Колесовым, цеха ТНП –  во главе с Сосулевым, заместителя главного инженера завода С.С. Хрычиковым.

По труду и честь

Завод с 1982 года каждый месяц, каждый год выполнял планы по всем показателям. За успехи в работе награждался Значками ЦК КПСС, Почетными знаками. В соцсоревнованиях Переходящие Красные Знамена за первые места Министерства, области на все эти годы были прописаны в г.Людиново на тепловозостроительном заводе.
Особенно нужно отметить моего заместителя по производству О.Н. Мещерекова, начальника производства В.А. Машкова, обеспечивающих оперативный контроль и организацию производства на заводе. Значительно улучшить положение дел в капитальном строительстве, строительстве жилья удалось благодаря личному вкладу в это дело заместителя директора завода А.Н. Муравьева. Его назначение на должность – это была находка для завода – ответственен, предан своему делу.
В этот период развития завода оперативно решался вопрос по созданию заделов комерческаяслужба завода – О.Н. Бузюн, А.М. Истифеев. Ю.Т.Буденков. Особенно надо отметить работу Ю.Т. Буденкова, который провел колоссальную трудоемкую работу по защите опережений на поставку комплектующих по каждой позиции и защите нормативов в Госплане и Госснабе. При их непосредственном участии развивалось складское хозяйство завода. Построены склады ОВК, горючесмазочных материалов, станция заправки, реконструированы склады ТНП. Начато строительство экспедиции.
Под руководством главного инженера завода Л.А. Михальчука началась работа по созданию проекта по техническому оснащению предприятия на следующие пятилетки.
Все эти годы плодотворно работала служба главного конструктора завода по созданию новых проектов тепловозов (главные конструкторы В.Н. Логунов, Г.С. Меликджанов),  технологическая часть – отдел главного технолога (Беззубов С.А.) – подготовки их к производству.
К концу пятилетки удалось наверстать упущенное и выполнить контрольные цифры. 5 декабря 1985 года предприятие досрочно выполнило пятилетнее задание по реализации и производству нормативно-чистой продукции за счет роста производительности труда, которая повысилась на 32 процента при задании 31 процент.

Основные задачи решены

Вот так за четыре года тепловозостроители проделали грандиозную работу, выйдя из критического положения. Были решены основные задачи:
- построен и введен в эксплуатацию ремонтно-тележечный комплекс;
- созданы комплектные мощности для выпуска всех видов тепловозов в основных цехах, в том числе по выпуску 150 тепловозов ТЭМ7;
- создана база производства товаров народного потребления;
- созданы комплетные заделы по всему технологическому циклу;
-  получила развитие социальная и культурная сферы.
Предприятие стало по производству лучшим в отрасли. Благодаря сделанному тепловозостроителями в одиннадцатой пятилетке завод как бы заново родился. Это второе рождение было отмечено Указом Президиума Верховного Совета СССР – завод был награжден вторым орденом Трудового Красного Знамени.
11 июля 1986 года Министр Тяжелого и транспортного машиностроения С.А.Афанасьев вручил коллективу завода высокую награду Родины.
Это были самые лучшие годы моей жизни. Мы трудились на благо города Людиново, его жителей, создавая его престиж. Заботясь о подготовке кадров, по моей инициативе был открыт филиал Брянского института. Достигнута была договоренность с ректором института и министром образования СССР об открытии дневного отделения. Прошло много лет. Люди вправе сказать, оправданно оценить доверие, которое было оказано мне в те далекие годы, нашу работу по созданию завода на новом уровне требований. Предприятие стало выпускать одну треть промышленных объемов области более 70 процентов со знаком качества.
Спустя много лет и сейчас в любую погоду, утром я иду к своей главной в жизни проходной поздороваться с заводом, пожелать ему и его людям доброго дня, добрых успехов в целях своих…
                Лев Арсеев, бывший директор ЛТЗ