О встречах с Гогиберидзе

Раиса Манухина
Мой трудовой стаж на ЛТЗ составляет 40 лет и 8 месяцев с 01.02.1966г по 30.04.2006г. На завод был направлен после окончания учебы в Харьковском Политехническом институте. Так как моя специальность инженер-электрик, начальник О.К.Гольц? направила меня в отдел главного энергетика для предварительного знакомства. Главный энергетик завода Кинделевский Хаспель Самуилович окончил перед войной Югославский институт как инженер теплотехник, был интеллигентом высшей категории, прекрасно владел немецким языком, при посещении завода немецкой делегацией и будучи уже на пенсии – был переводчиком.
Ознакомившись с моей выпиской из диплома, повел меня на прием к главному инженеру завода, Ратнеру Евгению Наумовичу. Заслушав мои автобиографические данные, он предложил мне работу инженера-конструктора в СКБТ. Я изъявил желание работать по обслуживанию электроустановок завода, так как я до института и полтора года в институте работал электромонтером и уже имел трудовую книжку.
Ратнера Е.Н. задал вопрос Кинделевскому Х.С.: «Берешь в штат ОГЭн?».  А мне пожелал успешно трудиться. Для начала меня направили в электротехническую лабораторию, которой руководил Проконин Василий Петрович. Мне в жизни повезло, эти трое руководителей были внимательными и заботливыми к молодым специалистам.
И закрутилась моя трудовая деятельность на ЛТЗ (инженер-электрик, заместитель главного энергетика, главный энергетик, начальник бюро по нормированию энергоресурсов, заместитель главного энергетика, главный энергетик, электромонтер, мастер сетей и подстанций). В итоге около 12 лет работал заместителем главного энергетика завода и около 20 лет – главным энергетиком завода. В октябре 1966 года начальник отдела кадров О.К. Гольц вызывает меня к директору завода Гогиберидзе Г.Д. и зачитывает представление на должность заместителя главного энергетика (об этом меня не поставили в известность Ратнер Е.Н. и Кинделевский Х.С., это была их инициатива). Гольц зачитала представление (до этого момента я с директором не встречался). Вопрос директора в стиле его темперамента:
- Кто ты и откуда?
 Заслушав мой послужной список и автобиографию, он в стиле его доброжелательного отношения к подчиненным (а главное - к простым людям) заявляет:
- На эту должность тебе еще рано, будешь хорошо работать, назначим. 
Я ответил, что согласен с ним.
- Молодец, работай, - сказал Гоиберидзе.
Это было сказано с улыбкой на устах, я понял, что с таким директором не пропадешь.
Возвратившись в отдел, я рассказал Кинделевскому  о нашем с директором разговоре. На что получил ответ:
- Это дело поправимо.
Не прошло и несколько дней, директор был в командировке, Ратнер Е.Н. подписал приказ о моем назначении на должность заместитель главного энергетика завода. Так, мои руководители «проталкивали» меня по службе, и главное было впереди.
Вторая моя встреча с директором произошла в коридоре министерства, куда я приехал с главным механиком завода Борисовым С. С заявками на электротехнические материалы. Ожидая приема, знакомлюсь с информацией и встречаюсь с директором завода, который задает сердито вопрос:
- Ты что здесь делаешь?
- Приехали с заявками, - отвечаю я и показываю на дверь министерских руководителей.  В ответ раздалось грозное замечание:
- На заводе работать надо. Открывает дверь в кабинет и так как директор тихо говорить не мог, слышу его голос:
- Ребята ( главный механик и главный энергетик главка), бессовестные люди, у меня молодой специалист рвется до работы, а вы его держите в коридоре. Затем он вышел из кабинета, похлопал по плечу:
- Трудись!
Это был наглядный пример заботы Григория Давыдовича Гогиберизе о работниках завода.
1970 год. Директор находился в командировке. Ратнер Е.Н. подписывает приказ о моем назначении главным энергетиком завода, так как Кинделевский Х.С. достиг 60-летнего возраста. Перед эти у нас с ним состоялся разговор:
- Работа службы очень сложная, - сказал он, - завод работает в три смены, любой сбой в энергетическом хозяйстве надо решать оперативно.
Кинделевский перед уходом с должности взял два отпуска и мне, не обладающему административным опытом, пришлось крутиться, как белке в колесе.
Осень, идет подготовка к отопительному сезону. В начале рабочего дня я нахожусь на котельной завода, заходит Кинделевский, я рассказываю ему (после 2-х его отпусков) о состоянии подготовки  к отопительному сезону, и слышу в ответ:
- А я уже подал заявление на освобождение от занимаемой должности.
- А кто будет вместо Вас?
- Если Вы не согласны сменить меня, то придется взять заявление назад.
- Если доверяете, согласен.
- Я другого не ожидал. И снова решили «за моей спиной» Ратнер Е.Н. и Кинделевский Х.С. кому можно доверить.
Работая во время отпусков Кинделевского, я еще раз встретился с директором, было начало отопительного сезона.
В малярно-сдаточном цехе холодно, занимаемся наладкой отопления. Идет Гогиберидзе и, естественно, задает вопрос:
- Почему холодно?
- В систему отопления попал воздух, - поясняю я. – Устраняем причину.
В ответ звучит возмущенный голос:
- Я не красный директор, а советский руководитель. Трубы отопления должны быть заполнены водой постоянно, чтобы не ржавели, а если вели ремонт, то до начала отопительного сезона необходимо было спустить воздух из системы. Молодые вы, все учить вас надо.
Это справедливое замечание было сделано без унижения подчиненных.
Следующая встреча с Гогиберидзе произошла в неформальной обстановке, не имеющей отношения  к работе на заводе. Мне позвонили из горкома с просьбой прибыть к 12-00 часам для решения совместной работы с городской электросетью и на 12-99 вызвали к директору по вопросу оказания шефской помощи.  Не имея опыта соблюдения субординации, я решил сначала зайти к директору, а затем  в горком.  Получив от директора «ЦУ», я направился в горком. Примерно в 12-30 на входе  в горком меня встретил кто-то из инструкторов и сделал замечание за опоздание. Я объяснил, что на 12-00 меня вызывал директор, на что последовало замечание в стиле партийной субординации:
- Ну, Вас же вызывали к 12-00 в горком!
- Я решил появиться там, где мне платят зарплату, - ответил я.
На том и разошлись. После обеденного перерыва в ОГЭн зазвонил прямой директорский телефон. Снимаю трубку и слышу сердитый голос:
- Или сюда!
Захожу в кабинет, Гогиберидзе буквально вскакивает со стула, потрясая кулаками. На повышенном тоне спрашивает:
- Тебя сегодня в горком вызывали, ты что там сказал?!
Кто из горкома (вызывали ко 2-му секретарю Шевкунову Я.А.) позвонил Гоге* и рассказали о моем ответе, я не уточнял.  Я пересказал Гоге наш с инструктором разговор и, надо было видеть медленно опускающегося в кресло только что раздраженного человека:
- Сынок, ну, разве можно говорить такое в горкоме, иди, извиняйся, все учить вас надо.
Не чувствуя за собой вины перед партийными функционерами, извиняться я не пошел. Мое предпочтение заводу, а не горкому думаю произвело на Гогу благоприятное впечатление.
В другой раз мы встретились с Гогой при следующих обстоятельствах. Гога уже не работал, болел и из дома не выходил. Накануне 1 Мая в конце рабочего дня мне позвонил Мазуров (главный инженер завода):
- Сходи к Гоге,  у него вышел из строя стабилизатор, не работает телевизор. Придя к Гоге, я уточнил, что нужно в телевизоре заменить радиолампу и так, как рабочий день закончился, наши «умельцы» уже ушли домой. Я пообещал Гоге отремонтировать телевизор утром завтрашнего дня. Гога просящим тоном:
- Вы не забудьте обо мне, телевизор для меня окно в мир.
На утро 1 мая я с телефонистом Астаховым восстановили работу телевизора и собрались уходить. Гога приглашает нас на кухню, на столе бутылка водки и бутерброды. Гога предлагает выпить за праздник.
- Григорий Давыдович, мы же сегодня работаем на заводе, – ответил я.
-  Не возражайте старшим. Он (телефонист) на случай отказа связи должен быть «под рукой», а ты должен не работать, а контролировать работу подчиненных. Гога налил по полстакану водки.
- Это вашему авторитету не повредит.
Этот факт показывает его доброе отношение к человеку, стоящему ниже его рангом.
Что касается моей работы на заводе, то я отвечал за электроснабжение, отопление завода и города, газоснабжение, водоснабжение, канализацию, очистку сточных вод, телефонную связь, радиоснабжение (в советские времена), снабженческие заботы энергетической службы и, вдобавок, - шефскую помощь  селу. И главное то, что энергетические объекты, работают круглосуточно. Так что приходилось крутиться.
Освобождали от должности главного энергетика директора Арсеев Л.Д. т Фомин С.М. приказом без констатации фактов. Повторно назначали на должность заместителя главного энергетика и главным энергетиком соответственно Михальчук Л.А. и Бузюн О.Н.

Р.S. Арсеев, находясь уже на заслуженном отдыхе, нашел нужным поздравить меня с 70-летним юбилеем (по телефону).
В должностях главного энергетика работал при директорах: Гогиберидзе, Шкребец, Никифоров, Арсеев, Михальчук, Бузюн, Фомин.
*В разговоре слово Гога считалось ласковым отношением к директору.
                А.Чаплыгин