За Отчизну отдавали жизнь

Раиса Манухина
«Армия сейчас не та, что была раньше, - рассказывает Богомолов Петр Никонорович. – В наше время понятия «дедовщина» не было вообще. Мы защищали Отечество, за Родину не щадили жизни». Родился он 5 февраля 1921 г. в деревне Ухобичи Космачевского сельсовета. Родители занимались сельским хозяйством, семья состояла из 7 человек: 4 мальчика, 3 девочки. Мать в конце 30-х годов получила звание «Мать-героиня».
  В 1936 году Петр окончил 7 классов Игнатовской школы, затем окончил 2 курса Людиновского машиностроительного техникума (1936-38 гг.).
  Умер отец, Петру пришлось бросить учебу в техникуме.  С августа 1938 г. он начал работать учителем в неполной средней школе в д. Которец. Летом 1939 г. экстерном окончил Жиздринское педучилище.
В сентябре 1940 г. был призван в Армию. Начал службу в Барановичах Белоруссии в 155-й стрелковой дивизии 219-го отдельного батальона связи. Через 2 месяца службы его назначают заместителем политрука, одновременно Петр вечером учился в дивизионной школе.
  - 21 июня 1941 г. суббота как обычно была свободным временем солдат. Боевая тревога была объявлена в 3 часа ночи. В строю объявляют, что нет связи с Брестом, где находился штаб 13-й армии. Нам было объявлено, что фашистская Германия напала на нашу страну. В 6 часов утра при Двине был сброшен немецкий десант парашютистов-автоматчиков. Нами были приняты меры по ликвидации десанта. Дальше по приказу начали движение в город Гродно, уже в пути изменили направление по линии Барановичи – Минск. В дороге встречались много раненых, которые героически сражались, но под напором немецких танков, как и наш батальон, неся большие потери, вынуждены отступать. В городе Барановичи казармы горели, на аэродроме – сгоревшие и разбитые самолеты. Недалеко от дороги шел ожесточенный бой между нашими солдатами и группой немецких мотоциклистов-автоматчиков. Наши солдаты были вооружены в основном винтовками. Последовали отступления с боями  в западном направлении.
  При отступлении мы рассчитывали на старую оставленную границу, но закрепиться на ней не удалось. Началось стремительное наступление немцев по маршруту Минск-Орша-Могилев- Гомель-Рогачев. При отступлении пришлось двигаться ночью, обходя крупные населенные пункты. При форсировании реки Березино скопилось большое количество техники, в том числе и танков. Непрерывно на низкой высоте налетали вражеские самолеты. Наши зенитки вели обстрел самолетов, и несколько штук их было сбито. Отдельные наши подразделения переправлялись через реку вплавь. Из Гомеля мы отступали в Брянскую область, и в районе реки Десна наши войска фронта держали оборону более 1 месяца, дважды пришлось форсировать реку Десну. В районе Брянской области недалеко от города Трубчевск продержались с боями до 4 октября 1941 года. 4 октября многие части войск Западного фронта попали в окружение. По приказу командования мы стали с ожесточенными боями прорываться в направлении Тулы. Выходили из окружения в тяжелейших условиях: по лесам, болотам с боями, с большими потерями. Прорывались небольшими группами. Командиром нашей роты был старший лейтенант Костюк, он и вывел нас в Тульскую область, где героически сражались с немецкими войсками тульские войска. Из окружения мы вышли полураздетые, полубосые. В болотистых местностях Белоруссии и Брянской области окончательно износились обувь и обмундирование. Петр Никонорович обморозил ноги, шел в лаптях. Во время движения 30 человек получили обморожение ног и рук.
  В Тульской области шли ожесточенные бои. Затем произошло переформирование. Оставшихся в живых отправили в Москву, где всех по-зимнему обмундировали. Часть переименовали в 289-й отдельный батальон связи. Чуть позже ее направили на подкрепление частей Западного фронта. Дорога проходила через район Тулы, где встречались сожженные деревни, люди жили  в подвалах, а морозы стояли страшные.
Как добрались до места назначения (в Ульяновский район Калужской области, где располагался штаб армии) Петр Никонорович  с трудом вспоминает. Не верится, что смогли перенести все тяготы, но они были не последними. В скором времени  часть перебросили на передовую, где сложилась сложная обстановка. Там сформировали роту.  Петра Никоноровича назначили политруком. Он окончил курсы молодых командиров.
18 февраля 1942 года в боях в районе деревни Петуховки Ульяновского района его тяжело ранили. Затем последовало госпитальное лечение в городах Белеве, Туле, Тамбове, Саратове, Алма-Ате.
26 сентября 1942 года медицинской комиссией он был признан не годным к воинской службе, ему дали инвалидность 3 группы и комиссовали домой. Но  ВТО время родина была оккупирована врагами, ехать было некуда, поэтому Петр Никонорович остался работать воспитателем в полковом госпитале в Алма-Ате. Позже он узнал, что родных эвакуировали в село Гранки Кимовского района. В апреле 1943 года он вернулся к ним. Начал работать военруком,  а потом директором в Кимовской средней школе. В ноябре 1943 года с родственниками вернулись домой, в освобожденные от немецких войск Ухобичи, откуда он родом. Устроился на работу в среднюю школу №2 в Людинове. Кстати, тогда в 1943 году, она была единственной в городе.
Через три года Петра Никоноровича переводят заведующим начальной школы №3, которая располагалась на ул.сестер Хотеевых. В 1950 году он устраивается работать преподавателем математики и физики в среднюю школу №2. В 1953 году он заочно оканчивает Калужский учительский институт, а с 1954 года по 1962 год работает директором восьмилетней школы №7. В 1960 году оканчивает заочное математическое отделение Московского педагогического института. С 1962 по 1980 год возглавляет коллектив учителей вечерней школы рабочей молодежи.
На протяжении всей жизни Петр Никонорович активно участвовал в общественной жизни, много сил отдавал учебе и воспитанию молодежи.  Дважды избирался депутатом городского совета. Был председателем профсоюзной организации работников образования и членом обкома профсоюза учителей. С 1946 года по 1964 год являлся бессменным председателем избирательных комиссий. С 1980 по 1990 г был комендантом в горкоме партии.
Где бы он ни трудился, его работа высоко ценилась  и была достойна почета. За участие в Великой Отечественной войне он награжден орденом Великой Отечественной войны 1-й степени. За добросовестный труд награжден медалью «За трудовое отличие», имеет высокое звание «Отличник народного образования».
С 1981 года Петр Никонорович стал инвалидом II группы. Ранение, полученное в годы войны, не давало забыть ему страшное военное лихолетье.Петр Никонорович не желал никому пережить вновь что-то подобное. Осуждая политику правительства в отношении армии, он все же верил, что оно сможет наладить ситуацию, усилит роль офицерского состава, наведет порядок в воинских частях, и дедовщина исчезнет навсегда. Он считал, что Родина нуждается в защите, а это может сделать лишь морально и физически только здоровая, боеспособная армия.
P.S. Петра Никоноровича нет среди живых…. Светлая ему память!