Ян Вермеер Молочница

Марина Лебедь
Сюжет картины настолько прост и тривиален, что, кажется, в нём не может быть  скрытых значений. Это, первое впечатление, обманчиво.
 
   Смысл есть всегда.  Если произведение подлинно отражает правду жизни, то, даже в том случае, когда художник не ставит  цель заложить глубокий посыл,  смысл естественным образом рождается в процессе последующего восприятия художественного творения.

 Домысливание смыслов и значения картины  созерцающим зрителем современности в данном случае - своеобразная исторически-временная пролонгация  работы Вермеера, настоящий, хоть и перекинутый сквозь века, культурный мост.

   Если обратить внимание на интерьер, картина представляет различные предметы утвари обычной голландской кухни: начищенный медный чайник, плетёная из лозы корзина, подвешенная так, чтобы до неё не добрались мыши, грелка для обогрева, аналогов которой нет в современном мире - всё это,  равно как необычные детали  одежды, накрахмаленый чепец и нарукавники,  безусловно, привлекает внимание, но самым интересным цветовым местом  картины является фартук. Яркий, даже, как будто, слишком яркий, словно светящийся изнутри, переливающийся всеми оттенками ультрамарина, он перекликается с немного более блеклой, того же оттенка, скатертью и достаточно резко контрастирует, почти диссонирует, с полифонией спокойных, естественно-натуральных цветов других объектов картины. Необыкновенной яркостью, красотой и фактурой  синего фартука, этого самого тривиального предмета гардероба голландских служанок, Вермеер словно говорит нам: красота  повсюду и её можно созерцать  в самых обыденных вещах.

  Композиционным и, одновременно, тематическим центром картины является  струйка льющегося из кувшина молока. Именно к молоку направлено внимание художника, как  поворотом тела , движением рук, взглядом самой молочницы, так и всей композиционной динамикой расположения предметов интерьера. Взгляд зрителя, подобно водопаду, спускается  по каскаду предметов - от черной рамки к плетёной корзине, к натёртому до  блеска медному ведру и, наконец,  к  льющемуся из глиняного кувшина молоку, , и далее, расплывается,  скользит по поверхности стола - от груды небольших,  грубо слепленных  неправильной формы   хлебов к   расположенному на переднем плане караваю.


   Молоко олицетворяет плодородие, заботу, доброту и сочувствие. Хлеб -  символ  сытости, дома, тепла, заботы и доброты.  Образ героини картины удивительным образом  перекликается с изображенным хлебом и молоком.  Эта крупная, отнюдь не субтильная женщина с сильными, мускулистыми, натруженными руками явно привыкла к здоровому физическому труду.  Она добра, трудолюбива, заботлива,   не лишена грубоватой привлекательности.
 
  В наш суетный, информационно пресыщенный век дефицитом является безискусность и простота. Может быть поэтому  хочется  побыть внутри картины. Позавтракать просто, но сытно, макая свежеиспечённый хлеб в миску натурального, не порошкового  молока. Хочется поговорить с  героиней картины. Хочется вернуться,  хотя бы на часок, к истокам -  без машин, без гаджетов, без  бешеной конкуренции и  информационного шума.