Каждый живет в нашей памяти, незабытый

Раиса Манухина
Что нужно умершим родителям? Покой? -
Покой. И память, и тепла так не хватает…
Я согреваю фотографию рукой
И  чувствую, как лед в ладошке тает…
Эти строки мне пришли на ум у могилы моих родителей. Мне повезло – она есть, я знаю, где она находится и могу прийти к ней в любое время суток, когда особенно остро почувствую потребность в этом. А скольких людей  Великая Отечественная война  лишила этой возможности?! Сколько отцов, дедов, братьев, сыновей до сих пор считаются без вести пропавшими?! Их родственники не могут припасть к их могилам, положить у подножий цветы…  И как важно для них  получить хоть какую-то долгожданную весточку о месте захоронения погибших, а ведь чем дальше от нас в прошлое уходят те страшные годы войны, тем надежда отыскать сведения о погибших родственниках уменьшается. 
  «Стоит ли писать мою историю? Кому это нужно сейчас?» - вырвалось у Виктора Савельевича Кривцова (начальник отдела стандартизации и сертификации), когда взволнованный, он поведал мне рассказ о том, как он долго искал и все-таки нашел могилу своего отца спустя  пятьдесят лет после победы, а до той поры тот считался без вести пропавшим. Нужно было видеть,  с какой гордостью он рассказывал о нем!..

Я нашел тебя, отец!

Виктор Савельевич Кривцов отца своего не видел. Родился после того, как Савелий Иосипович ушел на фронт. Возможно, это обстоятельство еще больше усиливало его желание найти отца, когда тот пропал без вести. Отсутствие сведений об отце лишало покоя.  Наверное, давал о себе знать зов крови, как будто сквозь годы неустанно  его преследовал голос отца: «Найди меня, сынок…». 
Савелий Иосипович родился в 1913 году в селе Никитинке,  Жиздринского района, Орловской области. Участвовал в боевых действиях во время финской компании.  Домой вернулся в декабре 1940 года. Вскоре началась Великая Отечественная война, и 23 июня 1941 года Жиздринским райвоенкоматом он был призван на фронт. Участвовал в боях на Ельненском плацдарме, где было остановлено наступление немецких войск, рвавшихся к Москве.
Для сдерживания натиска немецких войск, рвавшихся к Москве, была организована линия северо-западного, центрального и резервного фронта. В результате прорыва армией резервного фронта началось беспорядочное отступление наших войск в направлении Москвы.  Продвигались  мелкими группировками, нанося немцам из лесов ощутимые потери. В одной из группировок в количестве 260 бойцов и одной медсестры  находился Савелий Иосипович Кривцов. После одного из сражений он написал домой письмо, в котором сообщал, что «вышли из боя и вновь готовимся  к  бою».  Это письмо было последним. То, что произошло позже,  Виктор Савельевич уже узнал от очевидцев в результате многолетних поисков. А действия разворачивались так…
Группа красноармейцев, среди которых был Савелий Кривцов, вышла на опушку леса в районе деревни Глотовки. В деревне зверствовали хорошо вооруженные фашисты. Их было около 60 человек. Они выгнали из домов жителей, стали резать домашний скот, кур и устроили пир. Один из жителей пробрался к нашим солдатам  и сообщил о происходившем бесчинстве.  Несмотря на то, что вооружение наших красноармейцев, мягко говоря, желало быть лучшим ( винтовка 1891 года одна на троих, но гранат было в достаточном количестве), они были голодные, оборванные, многие не имели обуви, завязали бой. В пьяном виде и застигнутые врасплох, немцы были уничтожены.
После боя наши солдаты отошли на исходную позицию. Услышав стрельбу, фашисты подослали своим подкрепление. По дороге Вязьма-Москва наши солдаты попали в засаду. Их окружили. По движущейся колонне был открыт шквальный огонь, и, не выдержав неравного боя, вся группа наших красноармейцев (в том числе и Савелий Кривцов) погибла.   Всех погибших похоронили в траншее. Это было 6 октября 1941 года.
А задолго до того, как стали известны эти подробности, Виктор Савельевич усиленно вел поиски. После отправленного отцом последнего письма, никаких сведений о нем не поступало. Он числился без вести пропавшим.
На протяжении всего периода времени до 1995 года попытки разыскать место гибели отца и его захоронения были безуспешными. Виктор Савельевич обращался в военкомат, откуда призывался отец, в Подольский архив министерства обороны РФ. И безрезультатно. И лишь в 2 мая 1995 года по радио шла передача «Имя твое -  солдат», посвященная 50-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне, подготовленная Ассоциацией поискового объединения России. В ней сообщались имена тех, кто найден поисковиками и чьи родственники разыскиваются.  Тогда и прозвучало,  что разыскиваются родственники воина Савелия Иосиповича Кривцова. Виктор Савельевич не слышал этой передачи, знакомые рассказали. Он начал активный поиск. Делал запрос на радиостанцию, и наконец-то ценой огромных усилий ему удалось найти запись передачи, после чего он связался со Смоленским поисковым отрядом «Русь», в 1992 году проводившим раскопки в районе д.Глотовки и обнаружившим группу наших погибших солдат в количестве 261 человека, 32 из них опознаны с помощью медальонов. Среди опознанных оказался  Савелий Кривцов и его земляки: В.Зайцев, Е. Кузенков и Ф.Маркелов.
Распознав бойцов, поисковый отряд обратился к военному комиссару в г.Орел, а он в Жиздринский райвоенкомат, откуда они призывались на фронт, с просьбой оказать содействие в розыске родственников погибших. К сожалению, военкомат не счел нужным  сделать это и  дал отписку поисковому отряду, мол, родственников нет. То есть, если бы в военкомате отнеслись к просьбе поискового отряда должным образом, Виктор Савельевич нашел бы отца еще в 1992 году. Этого не произошло.  Бездушное и черствое отношение работников военкомата привело к тому, что о найденном захоронении он узнал  лишь три года спустя, совершенно  случайно.  Вместе с поисковиками Виктор Савельевич прошел весь боевой последний  путь отца, можно сказать след в след.
Трогательна история о том, как он возил свою 90-летнюю мать на место захоронения отца. К счастью, она дожила до этого момента и смогла положить цветы на могилу мужа. Сразу узнав о захоронении, Виктор Савельевич решил самостоятельно его разыскать и немного поспешил с поездкой (очень уж хотелось угодить матери, выполнить ее желание побывать на могиле мужа), он не был тогда уверен: то ли это было захоронение (ошибся), но расстраивать мать не стал, не смог разочаровать ее. Позднее при помощи поисковиков он узнал точное место захоронения.
Останки 261 погибших воинов перезахоронены в братской могиле в д.Глотовке,  Угранского района,  Смоленской области. Там установлен памятник, каждый год 6 октября Виктор Савельевич навещал это место, он выполнил свой долг перед отцом.   Лишь одно беспокоило его: многие родственники ушли из жизни так и не узнав, где захоронены их мужья, братья, отцы, деды…