Глава VI Оупен спейс

Владимир Бойко Дель Боске
Как это и бывает именно в такие смутные времена, когда душа не на месте, Саше вдруг объявилась Наталия из москомархитектуры, предложив работу.
- Если вам будет интересно, то можете сходить посмотреть к Александру Борисовичу на фирму. Там требуется старший ГАП, - сказала она по телефону, неожиданно позвонив ему.
- Мне интересно, - сказал Саша, которому действительно было интересно узнать, как на деле происходит упрощение такой должности, как ГАП, посредством назначения самого главного из уже имеющихся главных архитекторов, не позволяя ему, при этом стать руководителем всей мастерской.
- Тогда записывайте телефон. Позвоните ему, скажите, что от меня, и он вам назначит встречу.

Это было раскрученное проектное бюро, откуда только, что убежал очередной ГАП, не ужившись с его молодым и талантливым руководителем.
Тогда Саша ещё раз столкнулся с понятием оупн-спейс. И ведь нет в этом слове-то ничего плохого. Всё в нем современно и даже отдает космическим ветром. Тянет в полет и неизведанные дали. Но, как много боли приносит этот космос простым космонавтам, в первый раз вышедшим в открытое пространство офиса, порою даже и не будучи связаны фалом с самой орбитальной станцией.
Сашу не удивило, что офис располагался в здании бывшей котельной. Войдя внутрь, он сразу увидел колоссальный объем всего помещения. Угадывались даже те места, где раньше стояли сами котлы, но труба на улице уже была завалена и распилена на большие, по полтора метра в длину и метр в сечении – кольца, которые к тому времени, как ни странно, но еще не вывезли с прилегающей к архитектурному бюро – территории. Они лежали где-то в углу двора, вперемешку с припаркованными беспорядочно джипами. На самом козырном месте среди которых, стоял Ренджровер, видимо самого фермера, или, правильнее сказать хозяина архбюро.
По периметру всего помещения были сооружены консоли, где, как Саше показалось, ходил надсмотрщик с автоматом, и следил за тем, как идет работа в открытом космосе.
Все работали. Никто даже не пытался поднять голову, оторвав взор от компьютера.
По краям, кое-где, под антресолями, были расположены маленькие, полностью остекленные переговорные. В одной из них сидели какие-то подростки и рассматривая кусок бетона, о чем-то ожесточенно спорили.
Наверно совещаются. Подумал Саша и подошел к секретарю на рецепшене.
- Добрый день. Я пришел на собеседование. Скажите, пожалуйста, куда мне идти? – спросил он молоденькую девушку, секретаря, с нарисованными бровями и распущенными волосами, как видимо требовал дресс-код данного космического корабля, бороздящего просторы промзоны.
- Вы Александр Александрович? – спросила она, при этом устремив в его сторону свой мёртвый взгляд.
- Да он. Вы угадали.

- Проходите в гардероб, раздевайтесь и потом вон в ту переговорную.
- Хорошо.
Саша оказался в маленькой, но очень современной переговорной. Стол занимал собой практически все её пространство. По краям, вдоль стены были прислонены стулья. Сев на один из них, Саша не оставил за собой прохода, отделяющего его от стены.
Как же они тут пролезают? Подумалось ему.
Прошло минут десять и к нему в аквариум вплыли две рыбы. Обе они были, как он почувствовал, не опасны, но очень примитивны в своих движениях плавниками, и жадно просеивающими жабрами окружающую воду, в попытке как можно глубже и качественнее вздохнуть, выбрав как можно больше кислорода из всей тесноты маленького аквариума.
Это были мальчик и девочка, лет двадцати двух на вид, а может и меньше. Саша всегда ошибался с определением возраста.
- Добрый день, я менеджер по кадрам, - сказала девочка в огромных очках, с аккуратно убранными в пучёк на голове волосами.
- Добрый день, а я комплексный ГАП, - представился мальчик, с редкой, но длинной бородой, но без очков, с очень серьезным выражением лица.
- Добрый. – согласился с ними Саша.
- Александр Борисович сейчас придет, у него совещание с представителем заказчика. Но пока можете рассказать о себе. Вы принесли портфолио? – сформулировала свою длинную не по годам фразу девочка.
- Да. Вот оно, - извиняющимся тоном произнёс Саша, доставая флэшку.
Ловким движением руки девушка открыла её в своём, мощном ноутбуке, который от этого стал прокачивать воздух со звуком турбины взлетающего бомбардировщика, и повернула его экраном к нему.
Саша начал свой рассказ.
Дети слушали, явно ничего не понимая. Вдруг распахнулась дверь и к ним в аквариум нырнул молодой человек, всеми подручными способами старающийся выглядеть старше. У него были длинные волосы, подстриженные под каре и мушкетерская, тонкая бородка. Поверх рубашки надет какой-то, с гавайской расцветкой, но явно не для применения на Гавайях – свитер, с преобладающим, лимонным цветом. Свободные, вельветовые брюки живописно оттопырились коленками. Своим видом он напоминал нищего, но очень талантливого художника.
Вот и он – хозяин. Понял Саша.
- Здравствуйте. Я Александр Борисович. Вы и есть Саша? Вы, когда заканчивали? С Андреем Олеговичем? – тут же проверил он его на кодовые слова, при этом стараясь быть неимоверно серьёзным, и даже несколько суровым.
- Нет. Что вы. Я гораздо его старше, – испугался Саша.
- А какого же вы года?
- Шестьдесят восьмого.
- Так вам уже сорок девять лет?
- Да. А что? Столько не живут? – неудачно пошутил он, и тут же пожалел об этом.
- Нет, просто вы очень хорошо сохранились, - очень серьезно, как человек, не понимающий шуток, сказал Александр Борисович.
- Спасибо.
- Так. Алевтина, можно ваш компьютер? Это ваше? – спросил он, глядя на монитор менеджера по кадрам.
- Да это мое. Тут есть всё. И барокко и фьюжн, и хайтек…
- В Ревите работаете? – перебил Александр Борисович.
- Нет.
- Знаете, давайте сделаем так. Никита, принеси-ка нам буклет по Шварцвальду, - попросил он мальчика с редкой бородкой.
- Хорошо Александр Борисович, - ответил Никита.
И тут же встав, и взмахнув хвостом вылетел из аквариума в пространство открытого космоса, захватив с собой брызги разлетевшейся мелкими каплями, переливаясь на искусственном свете – воды аквариума.
Буквально через минуту все увидели заплывающего к ним обратно, совершенно без скафандра Никиту, в руках которого имелся уже буклет, но не стандартного «А четвертого» формата, а именно «А третьего».
- Вот. Пожалуйста, - запыхавшись, выпуская струи пузырьков, сказал он.
- Саша, это наше предпроектное предложение. Сделаем так. Посмотрите пока его, и скажите нам, как вы думаете. Какие именно в этом проекте есть самые опасные проблемы? – предложил ему данный способ выявления профессиональных качеств Александр Борисович.
Саша взял буклет в руки, полистал, бегло просмотрев фасады, планы, увидел катастрофическую зажатость участка. Затем, присмотревшись повнимательнееи листая уже медленнее, он понял, что рисовал это какой-то школьник, или, на крайний случай учащийся колледжа. Нет, картинки были красивые. Но, о соблюдении норм здесь говорить не приходилось. Саша не знал, как бы сказать то, что от него требуют таким образом, чтобы не обидеть своего работодателя.
- Ну, что же вы Саша. Не волнуйтесь. Неужели не видно, в чём здесь подвох? – поторопил его Александр Борисович.
Надо было говорить правду. Но это же ужасно. Тут всё не по нормам. И пожарный проезд, и отступы от края проезда до дома, и наверняка нет никакой инсоляции в отношении окружающей явно жилой застройки. Какой ужас? И Саша начал:
- Понимаете. Мне кажется, что нет места для разворота пожарной техники. Не соблюдены радиусы. Нет гостевых парковок. Не соблюдена инсоляция. И…  ещё…

- Хорошо, а фасады как? – поняв, что Саша слишком уж нужный, практически на гране вреда – человек, попытался перевести его внимание с планов на фасады Александр Борисович.
- А фасады хорошие. Только не правильные. – похвалил Саша
- Как это? – искренне не понял его Александр Борисович.
- А так. На них между окнами по вертикали нет метра двадцати. Такое возможно только в том случае если окна пожаробезопасные. А это может быть в том случае, если они без открывания. Это, как я понял у вас и апартаменты и офисы. Значит надо делать системы единого кондиционирования. Потом ещё спецтехусловия понадобятся. Да и наличие офисов вместе с апартаментами принесёт много таких неприятных нюансов, о которых лучше не говорить, - заключил Саша свой анализ, уже окончательно понимая, что с этого момента он уже здесь не нужен, как архитектор.
- Хорошо, мне всё понятно. Извините мне надо бежать дальше. Ребята вам всё объяснят! - сказал Александр Борисович, резко вставая и захлопывая буклет проекта.
За ним, так же резко выскочил и Никита, оставив Сашу наедине с такой серьезной и наверняка очень грамотной специалисткой по человеческим душам – Алевтиной.
- Александр Александрович, вы можете идти. А о решении Александра Борисовича мы объявим вам позже по телефону, или по почте, - холодно заключила она.
- Хорошо. До свидания, - сказал Саша, понимая, что более уместно будет сказать – прощайте.

- Ну, как сходил? – спросил его Сергей на следующий день.
- Понты дороже денег, но деньги стоят понтов, - констатировал Саша.
- А поподробнее!?
- Опен спейс, поголовный Ревит, и надзиратель с автоматом, - сказал Саша.
- Не понял?
- Открытое пространство. Сидят в бывшей, отремонтированной котельной. Надзиратель ходит по антресолям с автоматом и следит за работниками.
- Теперь понятно. Ну, как я понял, ты против такого предложения?
- Однозначно – да!
Знаешь, я понял, что теперь труд распределён между всеми поровну. Словно у Американских дантистов, которые не умеют лечить все зубы, занимаясь каждый определёнными участками. Например, один специалист по передним зубам, другой - по боковым, третий вообще имеет дело только с зубами мудрости. Так, теперь происходит и в проектировании. Каждому дозволено заниматься только лишь маленьким участком проекта. Кто-то считает кирпич, кто-то окна и двери. А кому-то дозволена и святая – святых – подсчёт площадей вентилируемых фасадов.
А этот всепоглащающий переход на Ревит, только усугубляет ситуацию, внося в проектирпование совершенно другой подход мышления, уже такой далёкий от того, прежнего, когда даже с помощью компьютерных программ, проектировщик продолжал чертить так, словно он работает на кульмане. Теперь же зарождение чертежа начинается не с начала, а, как бы с его конца. Мы должны сначала задать все параметры объекта, которые появляются в голове архитектора после того, как он придумает образ здания, и только после этого программа позволяет нам начертить план здания. А это убивает на корню не только желание, но и само умение мыслить креативно! - сказал Саша.
- Согласен, но я думаю, что тебе не пришло ещё время увольняться, - философски заключил Сергей, задумчиво устремив свой взор вдаль.