Базиль

Дина Новая
                ВАСИЛИЙ ИВАШЕВ
                Лето. Чита. 1830 год. Одно окно, у дверей часовой.
              Работают на мельницы осужденные.
В глубине  у жерновов стоят Николай Басаргин, Петр Муханов, говорят тихо.
   - Я нарочно отвел тебя сюда, Николай. – Говорит Муханов, крупный силач с усами. –Послушай, Ивашев готовится сделать большую глупость.
           Ивашев сидит с книгой в руке у двери на обрубке дерева.
    - Только не смотри в его сторону, - продолжает Муханов.
   - Да, я слушаю, что случилось? – Так же тихо спрашивает Басаргин.
   - Ивашев вздумал бежать.
   - Это розыгрыш? – Шепчет, склонившись Басаргин.
   - Нет, это куда серьезнее, чем ты думаешь. Он предусмотрел все. У него есть деньги, карта, припасы. Я, думаю, Николай, тебе следует попробовать отговорить его.
   - Но это безумие, он хочет идти на верную гибель.
   - Не только он, - подтверждает Муханов, - но тогда и все мы.
   - Я постараюсь сделать то, о чем ты просишь. – Басаргин отошел в сторону.
                В КАМЕРЕ. Полутьма.
                Басаргин, Ивашев, Муханов спит.
   - Ивашев, я знаю все о твоем намерении. – Подходит к нему вплотную Басаргин.
   - Это нисколько не меняет дела, не пытайся отговорить меня. – Говорит Ивашев с бледным, несколько оплывшим лицом.
   -   Послушай, Ивашев, именем нашей дружбы прошу тебя отложить исполнение твоего намерения на одну только неделю. В эту неделю обсудим хорошенько твое предприятие,
взвесим хладнокровно le pour et le contre, и если ты останешься при тех же мыслях, то обещаю тебе не препятствовать.
   - А если я не соглашусь откладывать на неделю? – Поднял глаза Ивашев и неуверенно посмотрел на Басаргина.
   - Если не согласишься, ты заставишь меня сделать из любви к тебе то, чем я гнушаюсь – сейчас  попрошу свидания с комендантом и расскажу ему все. Ты знаешь меня довольно, чтобы верить, что я это сделаю.
  Ивашев после долгой паузы сказал.
   - Хорошо, я даю слово подождать неделю.
                У ОГРАДЫ Читинского острога. Заключенные работают в огороде.
        Трубецкая сидит на скамеечке у ограды.
 Волконская сидит напротив окна в доме, подперев лицо рукой. Из окна виден частокол.
Она позирует Николаю Бестужеву. Он пишет ее портрет.
   На ней черное платье, с большим белым воротником.
         ГОЛОС ВОЛКОНСКОЙ
   Комендант торопился окончание Петровской тюрьмы, с казематами без окон. Ему всюду виделись побеги и пожары.
Аленсандрина, которая получала от своей свекрови тайком много денег, построила себе дом недалеко от этой тюрьмы. Так как нам с Каташей едва хватало на жизнь, то мы и не думали об этом.
                КАМЕРА. У ИВАШЕВА.
              Он был грустен. Рядом с ним стояли Басаргин и Муханов.
   - Больше вам не удастся отговорить меня. Я так решил. – Говорит Ивашев, отводя в сторону взгляд.
   - Послушай, Ивашев, ведь три дня только прошло, подумай, тогда ты не сдержишь своего слова.
   - Николай, я решил, забудь о нашем договоре. -  Несколько резко ответил Ивашев Басаргину.
   - Ты забываешь о других, Ивашев, -  тихо сказал  Петр Муханов. – Подумай.
   - Напрасно вы стараетесь переубедить меня. -  Ивашев отвернулся от них к стене.
              Вошел дежурный унтер-офицер.
         УНТЕР-ОФИЦЕР
Ивашев, Василий?
        ИВАШЕВ
Да, я.
        УНТЕР-ОФИЦЕР
   Срочно требует к себе комендант.
                Ивашев перевел глаза на Басаргина с недоверием.
Басаргин очень спокойно посмотрел на него в ответ.
  -  Прости, меня друг Басаргин, в минутном подозрении. Но что бы это значило? Не понимаю.
   - Я дождусь, Ивашев, твоего возвращения, не наделай глупостей.
                Унтер-офицер и Ивашев уходят.
                У КОМЕНДАНТА ЛЕПАРСКОГО.
   - Вас удивил, должно быть, мой вызов.
   - Да, признаться, я не нахожу причин,- проговорил растерянно Ивашев.
   - Вы ошибаетесь, потому что причина тому есть.  – Лепарский взглянул на него с благожелательностью. - Я только исполняю, отданное мне распоряжение.
                Он взял со стола два письма, протянул их Ивашеву.
           Ивашев берет дрожащими руками письма, начинает  читать, написанное  по-французски письмо матери.
          Звучит голос Веры Александровны Ивашевой за кадром.
                Ивашеву. Петербург, 1 мая 1830 год.
   «…Я верю, что это милосердный бог, хранящий тебя, посылает тебе такое сокровище в твоей несчастной участи.
Не отказывайся же от этого в силу чрезмерной деликатности. Я знаю, что она тебе нравилась, но не думай, что Камилла…
                Ивашев невольно вскрикивает: Камилла?
«…такая же, как прежде, она очень подурнела от горя. Но вспомни, что причиною этому ты.
  Нежно обнимаю тебя и благословляю. Дай, милосердный боже, облегчение в твоей жизни. Прощай. Всегда твой верный друг и мать Вера Ивашева».
                Ивашев опускает руку с письмом, он не может придти в себя.
                Лепарский занят  своим делом, ненадолго отрывая  взгляд от просмотра документов, замечает.
   - Читайте, читайте, Ивашев.
                Ивашев читает второе письмо от отца.
                Голос Петра Никифоровича  Ивашева.
«Письмо твоей матери, мой друг, тебе даст, конечно, нового рода размышления, в особенности неожиданное предложение, которое, с дозволения Александра Христофоровича Бенкендорфа, к тебе препровождается, а требование от тебя решения также позволяется.
   Будем ждать твоего ответа. Отец и друг твой Ивашев».
                Лепарский снова поднимает голову.
   - Итак, что вы скажете, Ивашев, насчет намерения девицы Ле Дантю?
   - Право, я не готов, я просил бы повременить до завтрашнего дня.
   - Да, повремените с окончательным решением до завтра. Однако, согласны вы вступить в законный брак с девицей Камиллой Ле Дантю. Я не требую от вас немедленного принятия сего предложения.
 Комендант Лепарский изложил  данное предписание, чеканя каждое слово.
   - Генерал, я знал девицу Ле Дантю с детства, она воспитывалась в нашем доме. Я видел ее, когда бывал в отпусках. Но вот уже шесть лет, как мы не виделись!
   - Вы колеблетесь, Ивашев?
   - Нет, я, я изумлен и недостоин такого дара самоотвержения. – Едва мог произнести Ивашев от волнения.
   - Девица Ледантю писала прошение к Его величеству, - Сказал настойчиво Лепарский.
   - Если она останется тверда в своем намерении и решиться на то, чтобы оставить своих родных и удалиться на всю жизнь в Сибирь, в таком случае я поручаю ее судьбу добрым своим родителям и буду просить их благословения.
   - Идите, Ивашев, я не сомневался в вашем благоразумии.