Жертва воспитания

Юрий Фукс
               
                ЖЕРТВА ВОСПИТАНИЯ

                Рассказ


   В этот уральский город я прилетел впервые. В командировку на оборонный завод.
   Аэропорт, гостиница - всё как обычно.

   В бюро пропусков человек десять. Сразу передо мной - обширный во всех направлениях (и вдоль и поперёк) восточного вида человек.

   В одной руке - держит документы, в поднятой другой - роскошный светлоголубой пиджак на плечиках, из-под которого во всю длину свисают идеально выглаженные такие же светлоголубые брюки! Странно для этого места!
 
   Чудак! Ну как ходить с костюмом в руке по заводу?

   Подойдя к окошку бюро пропусков, он оглянулся, взглянул на "хвост" очереди и вдруг обратился ко мне:

- Дарагой, падэржи минутка! - и суёт мне костюм.

    А я - мысленно уже с незнакомым главным инженером разговариваю, пояснения по расстеленным на столе чертежам даю.

    Не соображая - чисто рефлекторно - взял в свободную руку у него костюм - в одной моей руке тяжеленный портфель с чертежами, но другая-то ведь свободна! Почему же не помочь человеку?!

    Стою, о своём думаю.

     А этот мужик, получив пропуск, не оглянувшись, быстро сделал пару шагов вбок, к турникету,  и миновал охранника!
 
- Э!! Эй!! Товарищ!!! Товарищ!!! Костюм свой возьмите!!! - завопил я, а он даже ухом не повёл и исчез с глаз моих! Вот только что был - и нету его! Глухой, что ли?!

    Стоявшие за мной заволновались:

- Товарищ с костюмом!! Отойдите от окна!! Не мешайте! Нам ко времени надо!! Освободите окно, наконец!!

    Сунулся я в окошко. А там - красная рожа фиксатая, бугай сидит с заплывшими поросячьими глазками,  луком и водочным перегаром пышет.

    Спрашиваю:

- Как фамилия товарища, что сейчас прошёл?! Он костюм мне свой дал подержать, а забрать забыл!

- Здесь вам не справочное бюро! Следующий!

    А этот следующий уже в бок меня локтем пихает, сдвинуть пытается. Пока удерживаю позицию, упираюсь:

- Ну не называйте его, только костюм  возьмите и сами напишИте, чей он!

     Бугай побагровел и перешёл на "ты":

- Ты мне тут не указывай!! У меня не камера хранения!! Охрану вызову!! А ну - отойди!!!

- Правильно!! - подхалимски поддержала массовка. - Дайте сотруднику работать!!! Взял - так держи!!! - и пихаются!

     Отошёл, стал в конец очереди, чужой костюм на весу держу - его ни положить, ни повесить: ни стульев, ни скамеек, ни гвоздя в стенах! А после ночного дождика грязи на пол натащили - смотреть тошно! Ну как бросить на пол такую дорогущую вещь?! Может, владелец и вправду глухой и меня не услышал?

      Стою, переживаю. А на меня - с этим чужим костюмом - уже новые люди с удивлением пялятся:  "Ну и чудило!".

       Подошёл, наконец, к окошку.

- Опять ты?!! - возмутился бугай.

- У меня через пятнадцать минут назначена встреча с главным инженером. Соедините с ним...

- ДокУмент! - прервал меня мордатый.

       Зажал я коленями портфель, чтобы не ставить его на замызганный пол, вытащил из кармана пиджака паспорт с командировочным удостоверением и сопроводительным письмом нашего главного конструктора, сунул в окошко.
 
       Бугай посмотрел у себя в журнале:

- Да, есть заявка. Главный инженер ночью улетел в Москву. Велел направлять всех к заму.

- Нет, мне надо лично к нему!

- Тех, кто обязательно к нему, велел переписать на завтра. Время то же.

- Ясно... Скажите, кто через эту проходную прошёл - здесь и выходит? (Ну что за дурацкий рефлекс говорить с чужими на "вы"!)

-  Может выйти через любую. А что-за костюмчик? Покажи!
 
        Сунул кусок пиджака в его амбразуру. Красномордый пощупал рукав:
 
- Ух ты! Ладно, давай!

         Я отодвинул костюм от окошка. Вижу: глазки у него горят, оживился, зараза! Ну явно присвоит и пропьёт!  А встречусь я на заводе с хозяином - что скажу??

- Дам, но под расписку!

- Ещё чего! Скажи спасибо, что беру!

- Тогда  подожду ещё... Торопиться теперь некуда. Стул или табурет дадите? А то портфель некуда поставить, да ещё костюм этот...

 - А кресло тебе не надо?? Или лучше кровать на двоих?? Тут тебе не дом отдыха!!! Хочешь стоять - стой! У нас круглые сутки открыто! - огрызнулся он.  Подавшись вперёд, осмотрел костюмчик и досадливо цыкнул зубом.

     СтоЮ - себя укоряю: зачем взял??! Придёт этот глухой, скажет: "В этом кармане - миллион был, в другом - кольцо с брилиантом и часы "Роллекс" из чистого золота... А теперь пусто!! Ты чужое взял??! Говори, куда дел??!".

     Жду. Переживаю. 

     Взглянул на часы. Ого!! Час сорок этого глухого жду!

     Народа в бюро пропусков уже нет, и через турникет никто туда-сюда не ходит...

     Что-то стало здесь душно.  Выйду-ка я наружу. Если мужик пойдёт через эту проходную - замечу его даже в толпе - не прогляжу!
       
     Может, снаружи чистое место  найду - портфель поставлю, а то, небось, он уже обе руки оттянул мне на полметра, не меньше, как их ни меняй!

     Открыл наружную дверь, а за ней - сумеречно. Ураганный ветер гонит тёмные, налитые водой облака по крышам тёмносерых мокрых многоэтажек, на земле лужи.

     Улицы - безлюдные, машин нет тоже. Город - как вымер. Или  здесь инаугурант для принятия присяги сейчас проедет?? Но выборы-то давно были! Про новые точно знал бы - про них давно бы дыры в мозгах проели - избиратель вроде... Погромыхивал гром.

     Тревога захлестнула меня. Куда люди-то подевались?.. Середина дня, а никого - ни людей, ни машин...

     Надо идти к гостинице. Вроде вон по той улице автобус меня привёз. Приподнял костюм повыше, чтобы не забрызгать и пошёл.

Ух ты! Ветер костюм из рук рвёт - парусность большая. А тут совсе близко внутри квартала - БАХ!!! БАХ!!! - из ружья вроде.

     Испугался: костюм же продырявить могут!!!  Он ведь вроде мишени! Надо срочно свернуть его: ничего, хозяин выгладит снова!

     Портфель поставить некуда - повсюду лужи, грязь.  Уже привычно поставил ступни почти рядом и коленями зажал портфель. Обеими руками начал было стягивать пиджак с плечиков, как резкий порыв ветра сорвал костюмные брюки  с зажимов! Я рванулся за ними и еле успел ухватить одну штанину, но потерял равновесие и рухнул на грязную землю.

      А с пиджаком всё хорошо! Он оказался частично подо мной, не улетел и, главное: доверенный мне костюмный комплект "двойка"  я не разрушил.

      Кожу, правда, ободрал на руке и колени ушиб, но это ничего: молодой, всё быстро заживёт!

     Пытаюсь встать, как вдруг сквозь очередное громыхание небесное слышу грозный рёв:

- Стой!!! Стой!!! Ты чито, ишака кусок, с маим кастюмам сиделал?!! Новий биль, карасивый биль, а типерь чито? Сапсем тырапка гыразный мокрый сытал!!! Зарэзать тибя мало!!! Саначала бит тиба мало-мало буду, патом дэньги давай!!!
 Такой вещ пагубил!!! Чито в паратфель у тиба?  Пакажи давай!!".

      Ох!!! Там же чертежи с грифом "Для служебного пользования"!!! Чертежи-то старые, просто забыли рассекретить...  Но разве нашему суду это докажешь?!  УзнАют про это в Первом (секретном) отделе -  и мне тогда конец:
 тюрьма-суд- Сибирь-лесоповал!!!

      Вот тут на меня нахлынул такой ужас, что сна - как не бывало! Ну ни в одном глазу!

      Оказывается, я дома  лежу в своей кровати!  Только рука болит - ободрал об стенку, когда падал во сне!



                Дорогие товарищи, граждане, а теперь - даже целые господа!

                Забудьте про всякие интеллигентские штучки: от них  - один вред!


                ЖИВИТЕ ПРОЩЕ!


2.2020