Мартышккин труд

Леонид Фульштинский
               
               
      Это вы обо мне? Простите, что сижу к вам задом. Сейчас повернусь, чтобы задать вам первый вопрос. И какой же смысл вкладываете вы в эту идиому? Наверное, тот же, что баснописец Крылов в своё произведение «Обезьяна». А первый, кто придумал этот фразеологизм и ввёл в оборот, литературный критик Д.И. Писарев, как характеристику бесполезных стараний и напрасных усилий.   Разрешите мне не согласиться с мнением известного критика. Нет, я не ищу дешёвой популярности. Но меня до глубины души оскорбляет такое отношение к нашему сообществу. Попробую вас переубедить. У меня к вам накопилось немало вопросов, не меньше, чем у вас ко мне.
      Вот ты остановился возле моей клетки и ржёшь, как лошадь – тебе доставляет удовольствие, глядя на то, как я скалю зубы и кручу задом. Заряд положительных эмоций, которые при этом ты получаешь, гораздо больше, чем от симфонического оркестра, который исполняет фугу ре-минор Баха.
Да ты её и не слушаешь, а может вообще никогда не слышал, ведь там нужен определённый культурный уровень, какое-никакое образование. Но ты не ценишь моих усердий, а я ведь вкалываю в поте лица своего, и зад красный для тебя оголяю, напоказ обнажаю свой туалет, и рожи корчу, и улыбку изображаю, – всё демонстрирую для тебя. Это нелегко мне даётся, но я знаю, что без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Ты не вытащишь, потому что лентяй. А я захочу и вытащу. Вот и кручусь, как белка в колесе.  Кстати, вон она, неподалёку, в соседней клетке. Ей, бедняге, тоже достаётся, как в песне Лещенко: «Ни минуты покоя, ни секунды покоя». Вы бы выдержали такую нагрузку? То-то же.
      А вот ещё сцена. Приходит пара муж-жена. Она ему: «Егор, смотри какая мартышка». А сама-то сама. Эх, не хватает на тебе хранителя мод Александра Васильева. Он бы прошёлся по твоему гардеробу, сказал о нём всю горькую правду. Или  папа привёл  детишек, и чтобы доставить им удовольствие и принёс с собой старые негодные очки, которым давно уже место на помойке. Но он их не выбросил, а захватил с собой в зверинец, чтобы повеселить ребятишек миниатюрой «Мартышка и очки». Он забросил очки в клетку и сказал: «Смотрите, что сейчас будет».
      Заполучив в свои лапы этот оптический прибор, я завелась с пол-оборота: стала прикладывать очки к темени, нанизывать на хвост, лизать их, нюхать - этот сценарий мне давно известен. А вы и рады. Я прекрасно знаю, как пользоваться очками, а прикладываю к разным местам, чтобы развеселить вас, повысить тонус. Человек – существо сложное, испортить ему настроение – раз плюнуть, а вот поднять – тут надо хорошо поднатужиться, что я и делаю. Так что проще надо быть, господа, не думать о себе свысока, не считать, что кто-то, то есть я, глупее вас. Просто  жизнь ваша часто бывает пресной, скучной, одна радость – увидеть мартышку, примеряющую очки к ж..., простите к заду, снова простите, короче, к тем местам, где они ни селу, ни к городу. Кстати, и спиной к вам я бывает, поворачиваюсь, хотя мне стыдно из-за её копчиковой пигментации. Ну да, она у меня красного цвета. И что тут смешного? Но она не красная, а румяная, потому что веду здоровый образ жизни, не пью, не курю, соблюдаю диету, как это и рекомендует с экрана уважаемая Елена Малышева. Движение и диета – вот главные тезисы её рекомендаций. Это как раз то, чему я могу научить вас. Хотя у многих из тех, кто  приходит смотреть на меня, цвет носа такой же такой же, как у моего зада. Почему? Алкаш! Обжора! Пьёт и ест, что попало. Это у него уже не   румянец, а морда, помните знаменитый монолог Михаила Евдокимова о том, как он ходил в баню. Так что, если уж выбирать, лучше красный зад, чем красный нос.
        Между тем, если вы покопаетесь в своей генеалогии, то обнаружите, что человек, то есть ты, произошёл именно от обезьяны. Не от мамонта, не от динозавра, а от меня. Я твой непосредственный предок. Пра-пра-пра, и так далее дедушка, в каком-то там колене. Так можно ли насмехаться над дедушкой? И над старшими вообще? Возраст надо уважать, ведь так тебя учили в школе? Видимо, не доучили. Да, мы по разную сторону в этом зверинце. Ты на меня смотришь, а я на тебя. Вот ты зашёлся в приступе смеха. А я в это время изучаю тебя, хохочущего, и думаю: в зеркало на себя давно смотрел? У стоматолога давно был? У меня есть много причин посмеяться над тобой. Но я себе этого не позволю. Почему? Объясню почему.
   Вы, возможно, не знаете, что в израильской начальной религиозной школе - хедере нет оценок «плохо», или «очень плохо». «Двойки» по-нашему. «Единицы» - «кола», если «ни в зуб ногой».  Есть только «очень хорошо», «отлично» и «превосходно». Даже ученику, который, что называется «плавает», никогда не поставят «неуд».  Казалось бы, нелогично. Но если копнуть глубже, очень даже логично. Потому что «ребе» - израильский учитель - не хочет наносить ученику душевную травму. Может тот подрастёт и сам осознает, что ему сделали поблажку. Может родители объяснят ему дома, что даже на «очень хорошо», он не тянет. И ребёнок поймёт, должен понять, больше, чем, если бы за «двойку» отец всыпал ему ремнём. Он приложит усилия, чтобы, конечно, в силу своих способностей, оправдать оказанное ему доверие. Как много значит оно в воспитательной работе.
Человек, которому поверили, приложит все усилия, чтобы не обмануть ожиданий доверителя. Кстати, такой же подход в своей работе используют и не без успеха правоохранительные органы.
      В «Педагогической поэме» Макаренко есть такой эпизод. Антон Семёнович поручает бывшему вору-карманнику Карабанову  доставить в колонию из банка пачку денег. Тот никак не может понять, как
заведующий решился на такой шаг, как может так рисковать. Карабанов
отказывается, потому что, зная своё прошлое, не уверен, что выдержит этот
экзамен. Но Макаренко говорит ему: «Я знаю, ты человек такой же честный, как и я». И тот не подвёл. И всей своей дальнейшей жизнью доказал, что достоин этого высокой оценки. Он стал офицером, майором, учителем, директором детских домов.
      Так что в методике, применяемой в хедерах Израиля, есть своё рациональное зерно.
      Вот ты называешь мой труд «мартышкин», вкладывая в этот нелестный эпитет резко отрицательный смысл. А задумался ты хоть раз, какую пользу приносят людям эти малоуважаемые  тобой мартышки. Мы давали самый ценный материал для исследований в области физиологии, медицины, биохимии, что содействовало успеху в борьбе с множеством тяжёлых заболеваний, таких, как полиомиелит, лейкемия.
      Обезьяны грудью принимали на себя все вирусы и микробы, защищая человека от этих напастей. Многие виды обезьян внесены в «Красную книгу», использование обезьян породило обширную приматологическую литературу. Помните популярную песню «Вы слыхали, как поют дрозды»? Красивая песня. А вы слыхали, как поют гиббоны? Эту песню можно записать нотами.
       По мимике шимпанзе можно определить, какие эмоции переживает сейчас животное. Ведь не зря же говорят, лицо- зеркало души. Оказывается, эту пословицу можно применять и к мартышкам. А уж их искусство в качестве акробатов, цирковых  эквилибристов, не нуждается ни в какой рекламе. В Индии обезьяна введена в ранг священного животного.
      Подытожив всё, что стало известно об обезьянах, придётся, нам, наверное, пересмотреть свои взгляды и не использовать более выражение «Мартышкин труд», как показатель бесполезности и никчемности всего того, что сделали для нас обезьяны. А очки пусть прикладывают к тем местам, где им удобнее.