Все дороги ведут в старость

Лариса Малмыгина
Никогда не была в домах престарелых, но видела эти богадельни в интернете, слышала о них от очевидцев. А ещё посещала специализированные сайты. Почему? Жизнь скоротечна, старость и у меня не за горами, морально подготовиться к ней нелишне.

Можно много говорить, что во рту сладко, но сладко не станет, если не взять на язык конфетку или кусочек сахара. Ну, это я образно. Можно захлёбываться от восторга политикой власти, но когда старики в беде, а казна ломится от денег и их не знают как освоить, это страшно.

На видео палата на шестерых, возле каждой койки тумбочка, и это не стационар, в котором пребывание ограничивается. Это дом, где доживают свою жизнь никому не нужные люди.  Оговорюсь, чисто, персонал приветливый, даже раз в квартал приезжают волонтёры, которые в прессе кичатся своим подвигом. А почему бы и нет, привезли каждому по шоколадке, обняли и старички растаяли.

Раз в квартал!

Шесть человек в небольшой комнате. Один храпит, другой мочится в трусы, третий заговаривается, у четвёртого неуживчивый характер. Да мало ли в этом возрасте проблем? И это до конца жизни!

Показывают столовую. Обед. Жестяная тарелка с какой-то бурдой грязно-бордового цвета, каша-размазня с ошмётком чего-то непонятного в алюминиевой чеплашке, кружка с чаем и кусок хлеба.

На постояльца, - прочитала в  статье, подписанной пенсионерами Якутского дома престарелых, - на еду выделяется 250 рублей в день. 

А где-то 170.

К тому же, у каждой бабушки и каждого дедушки держава отнимает 75% пенсии и чаще всего квартиру!

Со стариков, жалуются они, вычитывают расходы на медицину, так что у многих на руки остаётся около тысячи рублей в месяц. А нужно ещё витамины-лекарства купить, да и перекусить перед сном хочется, ведь ужин в 6 часов.

Это государственный дом престарелых, он ещё на хорошем счету.

Перейдём в другой.

Тоже шесть человек, матрасы обгажены, простыней нет. Туалета в палате тоже нет, возле каждой кровати обрезанная пластиковая пятилитровая банка. В неё справляют свои нужды люди. Смрад. Тараканы, мухи.
Старики обречённо отмахиваются от гнуса.

- Врёте, - врывается в общий хор возмущённых голосов некто из ряда богатеньких. – У нас не так! Вот вам фото!

На снимке помещение, похожее на гостиницу.

- И сколько стоит ваш рай? – интересуются форумчане.
- Три тысячи в день, - гордо отвечает некто.

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

Да за эти деньги грех не создать идеальные условия для подопечных, только у кого они есть?

Но не все частные богадельни такие.

В пансионат "Золотая осень" в Челябинске старики попадали не по своей воле. Они жили в собственных квартирах. Одних в дом престарелых привозили неизвестные субъекты, других — дети и внуки, которым пожилые люди мешали. За три года в "Золотой осени" умерло более 50 человек. Помещения не проветривались, врачей в пансионате не было, людей кормили седативными препаратами.

Дом престарелых "Русь" возле Мытищ — четырёхэтажное здание. Территория огорожена забором, за его пределы постояльцев не пускают. На четвёртом этаже сделан хороший ремонт, комнаты светлые, чистые, в душевых положен новый кафель, сутки проживания стоят 1500–1600 рублей. Этажом ниже палаты, где в основном живут лежачие бабушки и дедушки. Но вместе с ними селят и тех, кто может передвигаться самостоятельно. Запах ужасный — затхлость, испражнения — бьёт в нос сразу, как заходишь. Цена за сутки — около 1200 рублей.

- У нас две сиделки — медсёстры по образованию. И у директора высшее медицинское, поэтому уколы и капельницы поставить можем, если надо, но за дополнительную плату, — оправдывается зам руководителя «Руси».

За дополнительную плату! Вон оно как!

В уборной пансионата сети SM-pension нет ни туалетной бумаги, ни мыла. У пожилых людей чесотка, сотрудники говорят, что это аллергия и, как отмечает родственник бабушки, живущей там, стариков смазывают бензином, чтобы избавить от кожного заболевания.

Идём дальше.

В одном из богаделен Орловской области почти раздетого инвалида оставили на полу, а кто-то его сфотографировал и выставил снимок в сеть. В Перми бабушек и дедушек приковывали к кроватям и били, а труп одной из жительниц дома престарелых лежал, накрытый простынёй, прямо в комнате рядом с жильцами.

Да… государственных пансионатов в России очень мало, около полутора тысяч. А в частных люди скорее зарабатывают деньги, чем стараются помочь одиноким старикам.

Люди ли? Не звери? Хотя зачем обижать зверей...

Вернёмся к форуму.

- Я лучше в доме престарелых жить буду, только не мешать бы никому! – восклицает  несчастная душа, каких много.

- Соседка месяцами лежит одна, никто к ней, кроме соцработника не ходит, хотя есть родные, - возмущается женщина по имени Галина.

- Ухаживаю за мамой 11 лет, - вторит ей мужчина. – В итоге от меня ушла жена, бросили дети, потерял престижную работу. Хочу покончить с жизнью, но мама останавливает.
Последний вопль больше остальных комком застревает в горле.

Где выход?

Эвтаназия немощных, больных, невменяемых  стариков, которые не могут себя обслуживать? Но это убийство чистой воды и великий грех.

Потеря жизненных ориентиров ради долга перед старшим поколением? Людей, соприкоснувшихся с этой проблемой, может понять только тот, кто сам побывал в их шкуре.

Остаётся дом престарелых?
Снова не то. Не должен старый человек оставаться наедине со своей болью.

Если бы мы могли умирать вовремя, когда ещё ноги ходят, но нашей судьбой распоряжаются свыше. К сожалению.

Да и когда ноги ходят, хочется жить до последнего, ведь жизнь, несмотря на все её подлости, прекрасна.