Государство и патриотизм

Михаил Шамин 2
         Имеет место мнение, на самом верху: национальная идея нынешней России это патриотизм. Почему? Потому что строить будущее мы должны на прочном фундаменте, и такой фундамент – это патриотизм.
         Так-то он так. А если вдуматься?
         По определению "идея" (для кого-либо) это смысл, идеал, цель, это то главнейшее, к чему следует стремиться, что обрести. А патриотизм тогда для нынешней России что? Главное, чего не совсем хватает, чего надо бы обрести?  То есть, сделать население патриотами, фундаментом, так сказать, стать, а уж потом строить будущее?
         В общем, что-то тут не так.

       Что ж, будем разбираться, и для начала выясним, что есть патриотизм.

       Патриотизм  это любовь  к своему отечеству, своему народу. А любовь заодно предполагает преданность и готовность  жертвовать собой ради того, что любишь. Тогда патриотизм это три в одном – любовь, преданность, жертвенность.

     В основе патриотизма лежит наработанные тысячелетиями инстинкты защиты своего племени и его жизненного пространства, его образа жизни (культура) и духовного багажа (язык,  ценности, предания). Защиты того, что лежит в основе сохранения племени  от ассимиляции или физического истребления в бесконечной вражде, в извечном противостоянии своих и чужих. А это требует, чтобы каждый должен быть воином на своём месте.
    Место обитания,  обычаи, язык, мифология объединяют племя в одну большую семью.  А семейное братство обязывает каждого его члена быть причастным к отстаиванию  общих интересов и сохранности семьи-племени, а при необходимости жертвовать собой. В семье тебя понимают, братство тебя выручит, а вне племени ты никто – рабство или смерть. Поэтому быть членом семьи (некой общности) и служить ей, т. е.быть патриотом, издревле было смыслом существования человека, превратилось в естественную потребность, которая и поныне гнездится в подсознании.

       Время разобщённых и вечно враждующих племён, народностей, этносов минуло. Сейчас родиной-отечеством называют государство.
       Современное государство это страна, или территория с населением и его совокупным хозяйством. Но не просто страна, а система, имеющая  в основании экономическую и социальную составляющую, а сверху политическую надстройку, или организацию, осуществляющую управление, а также охрану всех вместе.  Обе составляющие функционируют как единое целое, т. е. одно быть независимым от другого не может – общее благо достигается совместно.
       В современном государстве обособленное хозяйствование, этнические корни и обычаи, религиозные увлечения переходят на второй план или отмирают. На первом плане теперь общность территории и экономической жизни, общий для всех язык и ценности. Это общее объединяет население (ранее разобщённые этносы)  и   превращает их в нацию.
         Нация есть наиболее широкая форма общности, складывавшаяся с возникновением капиталистической формации и ликвидации феодальной раздробленности, т. е. с упрочением экономических связей между отдельными регионами страны.  Нация есть устойчивое исторически сложившееся сообщество людей, находящихся в едином политическом, экономическом, культурном и информационном пространстве, приходящая на смену разобщённых этносов, народностей и т. п.
   Государство теперь для всех одна большая Родина-отечество. Однако в обиходе используется  и термин «малая родина», под которой  подразумевается местность, откуда родом, где остались родня, связи, память о природе.

       Когда ныне говорится о патриотизме, подразумевается любовь и преданность отечеству-государству. Этот патриотизм будем называть государственным. Он возникает у населения, когда в государстве обеспечивается  защита, справедливость, равноправие, имеет место духовное единство, достаток, перспективы, а народ при этом ещё испытывает уважение к прошлому страны. 
   А к малой родине, как к матери, какая бы не была, т. е. независимо от прошлого и качества настоящего, отношение одинаково: любовь и привязанность, и что интересно, подспудное чувство собственности - моё! Назовём это естественным патриотизмом.
   Уважение граждан к прошлому страны во многом зависит от того: кто, как и в каком объёме информирует о прошлом. А уважение к настоящему рождает сама действительность, когда имеет место достаток, защищённость, перспективы, а главное ощущение принадлежности к одной большой семье.
       В сильном  и благополучном государстве естественный патриотизм и государственный  не разделяются, два в одном, потому что ты везде свой, везде как дома.
       Патриотизм граждан особенно важен, когда со страной беда: война, стихийные бедствия, враждебное отношение зарубежья. То есть, в экстремальной ситуации, когда, чтобы одолеть беду, материальной заинтересованностью и принуждением не обойтись, нужна ещё самоотверженность народная. Т. е. не за гроши вкалывать, а геройски лечь костьми на боевом или трудовом фронте. 
     А когда в стране всё идёт своим чередом,  от рядовых граждан, даже если обладающих ответственностью и патриотизмом, требуется мало - начальство правит, народ делает что скажут.       

     Государственный патриотизм, если и был, утрачивается у многих, когда граждане государства не испытывают между собой духовное единение и причастности к одной семье,  когда нет справедливости  и остальное не надёжно. В такой обстановке неизменной остаётся верность к малой родине, ну, как к матери.
     У кого привязанность и чувство "собственности" к малой родине сильны, в лихие времена готовы бороться и за всю страну, как гаранта сохранения своего гнезда, но не все. Есть такие, которые норовят отделиться. А есть патриоты государственники, которые малую родину от большой никогда не отделяют, они выше всякого местничества и эгоизма, но таких мало. Ну, а те, которые утратили корни и нигде толком не прижились,  и те, кому большая родина-государство ничего не дала, или даже обидела чем, разбегаются, становятся дезертирами, предателями.  Что особенно проявилось в 90-е.

      Идеей не национальной, а лишь правящей верхушки, является желание чтобы население было патриотами при любом раскладе, дабы  оставаться у власти и при неважном состоянии дел. Для этого стремятся постоянно напоминать о героическом прошлом и каких-никаких достижениях в настоящем, а о плохом помалкивать!  Результат – слепой патриотизм у одних, скептицизм у других.
      Государственный патриотизм предполагает преданность и руководству государства. Поэтому неумелое руководство обычно и старается выезжать на слепом патриотизме, при котором правителей славословят, голосуют "за", не ропщут. А вот истинных патриотов-государственников правители опасаются, потому что эти всё видят и понимают, могут правду матку людям об истинно положении дел довести.
   Слепой патриотизм при отсутствии реальных достижений ненадёжен – прозреть не долго, когда ещё и очернителей  и "просветителей" своих и зарубежных не меряно.
   Так что власть имущим лучше честно играть и делами доказывать свою состоятельность.
      
        Из сказанного следует, что патриотизм бывает разный, различается он и по степени, и по продолжительности, делится также на государственный и местечковый. Следует и то, что патриотизм государственный дело наживное, т. е.  вторичен относительно благополучия в государстве, потому и неустойчив у многих граждан. 
     Поэтому не патриотизм, а благополучие и единение в стране фундамент строительства будущего, а патриотизм лишь подспорье в строительстве. На первом месте он лишь при защите от врагов внешних и внутренних бедствий.
   
   Вывод: патриотизм национальной (считай государственной) идеей быть не может.

     А если не патриотизм то, что должно быть нац. идеей?
Для ответа на этот вопрос  сначала определимся, что же это такое нац. идея, и с чем её едят. Мнений на эту тему множество, наиболее верное следующее.
   
       Национальная идея есть краткая формула,  определяющая стратегию выживания и обретение благополучия нации в настоящем и являющаяся при этом залогом процветания в будущем.
  Поскольку  население современного государства это нация, следовательно, нац. идея это главная, ключевая, задача государства на данный момент.
      На разных этапах развития государства в постоянно изменяющихся условиях существования основополагающие идеи-задачи государства меняются. Например. Если война - победить, если разруха - восстановить, если разброд - консолидироваться. А если нет экономической и политической независимости - добиться суверенитета и экономической  самодостаточности (т. к. одно без другого ненадёжно). И т. д. 
    Определившись с идеей на сейчас, государственное строительство должно руководствоваться научно обоснованной идеологией, являющейся   всесторонним обосновании путей и средств достижения означенной идеи-задачи, которую большинство понимает и принимает.

    Идея-задача для  возрождающегося государства  Россия, это обретение стабильности и самодостаточности экономики при возрождение духовного единства населения. По обретение этого уже и на гос. патриотизм масс можно будет уповать как на подспорье для решения экономических, оборонных и др. задач государства, а не только на бездушную материальную заинтересованность.
      На следующих этапах, когда государство окрепнет, идея благополучия и процветания требует постоянства мер по упрочению суверенитета политического и экономического, а также поддержания духовного единства населения. А патриотизм опять же не самоцель, а в помощь.

     Итак. Суть национальных идей есть обретение и закрепление в государстве благополучия. Благополучие же это защищённость (военно-политическая составляющая), достаток (экономика), а главное - чувство принадлежности к одной большой семье, или единство (духовная составляющая).
    Единство это фундамент всему, основа благополучия, без него и патриотизма не бывает. Однако.
    Не может быть искреннего единства,  когда население многоконфессионально, т. к. религиозность разобщает и чуть что, тут же приводит к неприязни и враждебности  (пример, Украина, Сирия). Религиозность (как некая духовная составляющая) в нынешние времена должна отойти на задний план, не средневековье же. Но руководство страны ещё и приветствует возрождение  былой религиозности. А Конституция при этом провозглашает т. н. свободу совести.
     Не может быть единства также при большом расслоении, имущественном и по доходам, ибо это наглядный показатель несправедливости в делёжке общего пирога.  А у нас расслоение прямо дичайшее, при этом подоходный налог для всех одинаков, и налога на роскошь нет, в то время как в большинстве стран есть. Но руководство страны настойчиво противится поприжать богатеньких.
    Не может быть единства, когда сама Конституция отвергает государственную идеологию и приветствует политическое и идеологическое многообразие, т. е. кто в лес, кто по дрова. А нынешнее руководство и здесь категорически не желает что-либо менять.

         Реализация идеи-задачи государства это обязанность тех, кто у власти, они ответственны за настоящее и будущее страны. А патриотизм рядового населения не средство достижения, а следствие благополучия в государстве, и имеет значение лишь в экстренных ситуациях. Патриотизм же руководства важен постоянно, и не патриотов у власти быть не должно в принципе.
Это в идеале. А что в действительности в наших верхах? Коррупция - атрибут деловой активности, слоган "воровать не стыдно, стыдно не воровать" - руководство к действию. 
       Патриот воровать не будет, деньги за рубежом прятать не станет, детей на ученье туда же не будет отправлять, двойного гражданства не станет добиваться. А у нас в верхних эшелонах такое сплошь да рядом. Притом, большинство из них «нечаянно забогатевшие», и они опасаются, что рано или поздно добытое «непосильным трудом» отберут. Им тут уж не до патриотизма, тут надо подальше от обворованной родины кубышку и детей на всякий случай держать.
Немало среди элиты и либералов-западников (шестёрок, лизоблюдов американских), они не только не патриоты, а ненавистники всего российского.
      
     Как элиту заставить быть истинными патриотами, то есть, чтобы интересы государства для них были важнее собственных? Не известно. Но надо сделать так, чтобы их благополучие зависело только от уровня благополучия собственного государства, и пропорционально приносимой им государству пользы, чтобы работали только на свою страну.
    Только кто ж их заставит? Только истинные патриоты-государственники, объединившиеся и взявшие бразды правления в свои руки.
    И сразу следующий вопрос: где они и почему не объединяются?

 
       Рецензия на «Нац. идея и патриотизм» (Михаил Шамин 2)

Прекрасная статья! Автор умница, отлично мыслит и блестяще формулирует.
Национальная идея России сейчас заключается в победе немыслимой коррупции и повышении благосостояния населения. В сохранении численности наций России.
Как известно численность населения сокращается, это вынуждены озвучивать даже официальные органы.
То есть национальную идею я вывела из мысли автора статьи: что требуется для процветания государства, то и есть национальная идея.
А мечтаниями о патриотизме власть комуфлирует свое желание вытворять всё, что ей хочется от имени Родины, а народу подчиняться власти не просто молча, бедствуя и с трудом выживая, а еще и высказывая при этом власти свое обожание.
Вот что значит патриотизм для господина Путина.
Автору респект!

Галина Корецкая   26.01.2020 14:34   •   Заявить о нарушении / Удалить

+ добавить замечания

 Очень рад единомышленнику.

Михаил Шамин 2   26.01.2020 19:26   Заявить о нарушении / Удалить

+ добавить замечания


Рецензия на «Нац. идея и патриотизм» (Михаил Шамин 2)

Ваша публикация должна быть настольной книгой в ШКОЛЕ! Там зарождается РОДИНА!!!

Евгений Полуэктов   26.01.2020 14:21   •   Заявить о нарушении / Удалить

+ добавить замечания