Какие нам нужны законы

Валерий Дмитриев
«... в стране, находящейся в период перестройки, не только каждый законопроект, но каждая его отдельная черта может чувствительно
отозваться на благо страны».
П.А. Столыпин (из выступления на первом заседании Второй Государственной Думы, 1907 г.)

Факт. Совет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации рассмотрел проект федерального закона «О внесении дополнения в Федеральный закон от 25 сентября 1998 года № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», внесенный Законодательным Собранием Тверской области в порядке законодательной инициативы.
Принято решение о возвращении указанного законопроекта для выполнения требований Регламента Госдумы по его внесению.
Комментарий.
Проект федерального закона, о котором идет речь, был рассмотрен на заседании Законодательного Собрания 28 сентября 2000 года по предложению заместителя председателя постоянного комитета по экономике, аграрной и промышленной политике депутата С.Н. Киселева.
В постановлении Собрания по этому вопросу к депутатам Госдумы от Тверской области Т.А. Астраханкиной, А.В. Бездольному, В.А. Зорькину, B.C. Опекунову, A.M. Шелехову была высказана просьба поддержать данную законодательную инициативу.
Суть предлагаемых изменений в действующий Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» заключается в том, чтобы дополнить одну из его статей всего двумя абзацами из четырех слов: «заготовка древесины; переработка древесины». Слов-то немного, но их значение, вес переоценить трудно.
Проблема регулирования лесных отношений назрела давно и. надо признать, волнует многих: и простых граждан, и руководителей органов  государственной власти, местного самоуправления, лесохозяйственных предприятий. В процессе разработки закона «О лесах Тверской области» в Законодательное Собрание поступило множество дельных предложений, направленных на рациональное использование, охрану и защиту лесных ресурсов. Но не все из них могут реализовать тверские законодатели - только в пределах правового пространства, предоставленного федеральным законодательством. А уж как оно неповоротливо и противоречиво наше главное законодательство – факт общеизвестный. Вот уже десять лет живем в новых социально-экономических условиях. За это время принят целый лес законов. Но тот ли это лес, который нам нужен - все равно что-то не клеится, не стыкуется, а потому - разбазаривается, растаскивается, и конца - края этому не видно. Более двух лет действует вышеупомянутый федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности, но до сих пор в соответствии с ним заготовка и переработка древесины не относятся к видам деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.
Вместе с тем отсутствие лицензирования порождает многочисленные нарушения в сфере лесопользования: хищнические порубки, отрицательно воздействующие на окружающую природную среду, бесконтрольный вывоз кругляка и пиломатериалов, подрывающий экономику и наносящий ощутимый урон законным интересам населения. Предприятия, не имеющие лицензии (в большинстве своем это частные пилорамы), осуществляют свою деятельность бесконтрольно. Они, как правило, не зарегистрированы в установленном законом порядке и, соответственно, не платят налогов. В результате бюджеты всех уровней несут значительные финансовые потери от недополучения налогов и лицензионных сборов.
На основании статьи 81 Лесного кодекса, которая гласит о том, что деятельность по использованию лесного фонда подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, в представленном в Госдуму проекте федерального закона предлагается подвергнуть деятельность по заготовке и переработке древесины государственному регулированию в форме лицензирования. Регулируя посредством лицензирования отношения, возникающие в процессе лесопользования, законопроект обеспечит единую государственную политику в сфере лесопользования. Тем самым будут защищены интересы и права граждан, их здоровье и экологическая безопасность.
Проблема лесов - не только тверская проблема, но и общероссийская. Поэтому законодательная инициатива тверских депутатов поддержана органами законодательной власти ряда регионов России, например, Свердловской, Калужской областей и других. Так почему же Совет Госдумы отклонил инициативу Законодательного Собрания Тверской области? В письме, подписанном председателем Госдумы Г.Н. Селезневым, указаны такие причины: а) в случае принятия внесенного законопроекта для его реализации потребуются средства из государственного бюджета; б) подобные законопроекты могут быть внесены в Госдуму только при наличии заключения Правительства Российской Федерации и финансово-экономического обоснования.
Конечно, какие-то средства из госбюджета на содержание лицензирующих органов и потребуются, но доходы, полученные от уплаты налогов и лицензионных сборов с лихвой их компенсируют. И финансово- экономическое обоснование законопроекта нужно, но можно ли в Твери сделать расчет за всю Россию? Вряд ли. Зато Госдуме сделать такой расчет вполне по силам. Вот и получается, что Совет Госдумы формально отнесся к тверской инициативе, не разглядев в ней государственного интереса, не пожелав помочь подготовить необходимые документы или реализовать эту идею в рамках своих полномочий.
Стремясь довести разрешение проблемы лицензирования отдельных видов лесопользования до логического завершения, депутаты Законодательного Собрания Тверской области на заседании в октябре прошлого года приняли обращение к Председателю Правительства Российской Федерации М.М. Касьянову, в котором содержалось аналогичное законодательной инициативе предложение.
И вот из Министерства природных ресурсов России пришел ответ, в котором сообщается, что соответствующий нормативный акт разработан и находится на согласовании в заинтересованных ведомствах, после чего будет представлен на утверждение в Правительство Российской Федерации.

«Тверские ведомости»