Солнце, луна и снег

Рина Лайт
Где это было — не знаю. И в какие времена — не ведаю. Но жила в одном селении семья: мать, отец, сын да маленькая дочушка.

Счастливо они жили, но неожиданно мать умерла. Стала девочка горевать. Неделя прошла, месяц, год близится, а она все плачет и плачет. Не мог больше отец смотреть на это и предложил исполнить любое желание дочери, лишь бы она больше не горевала. На что дочка ответила:

— Что может мою печаль уничтожить? Только если солнце в руках подержать. Может, его тепло унесет мои холодные слезы.

Испугался отец, не знает, как исполнить это желание. Думал долго, ходил к ученым, узнавал, что можно сделать. Но так ничего и не придумал. Сел на крыльцо, обхватил голову руками. В думах своих не заметил, как появилась рядом цыганка. Протянула она маленький сверток старику и говорит:

— Вот тебе волшебный кулёк. В нем найдешь то, что долго ищешь. Но взамен на это пусть твоя дочка исполнит мою просьбу, когда время придет.

Обрадовался старик не на шутку и, не раздумывая, согласился.

Цыганка ушла, а отец с кульком пошел к дочери. Пока шел, чувствует: рукам от кулька горячо стало. Когда дочь свёрток развернула, видит — клубок шерсти красный-красный, похожий на заходящее солнце и горячий, словно печка. Взяла она его на руки, тот час же заурчал комок и открыл глазки.

Разозлился старик — цыганка-то обманула, вместо волшебного кулька отдала котенка.

А дочка посмотрела-посмотрела, прижала котенка к груди и словно камень с души свалился:

— Солнышко ты горячее и пушистое, — сказала она котенку и вдруг перестали слезы литься и грусть ушла.

Не поверил своим глазам старик, но успокоился — все-таки помогла цыганка.

Время шло. Однажды тяжело захворал отец. Перед смертью рассказал он сыну о договоре с цыганкой, наказав выполнить ее просьбу.

Пришло несчастье, потеряли дети второго родителя. И вновь слезы хлынули из глаз у девушки. Прошла неделя, месяц, вот уж год близится, а она плачет и плачет. Подошел к ней брат, спрашивает, как помочь. Она и отвечает:

— Даже Солнышко не может успокоить меня. Столь глубока печаль. Разве что луна поможет. Своей холодностью уберет мои слезы, превратив их в равнодушные камни.

Взялся за голову брат. Не было печали найти солнце, а теперь еще и луну подавай. Обошел всех соседей, но так и не нашел решения. Вернулся домой, сел на крыльцо, обхватил руками голову и в думах своих тяжелых не заметил, как появился рядом цыган.

— Помогу тебе исполнить желание сестры, а в обмен обещай — пусть, когда придет время, она и мою просьбу выполнит.

Брат от счастья подскочил не раздумывая и согласился. Цыган отдал парню небольшой сверток и ушел. Побежал брат сразу же к сестре.

Развернула она мешочек, а там в маленькой чаше плавает серебристая рыбка.

Удивился брат — обманул его цыган, какая же это луна. Да делать нечего.

А в это время дотронулась девушка пальцами до воды и говорит рыбке:

— Красавица, как луна небесная, так и звать буду тебя, — и, словно по волшебству, слезы остановились. Стало у нее спокойнее на душе.

Время шло. Но однажды вернулась девушка домой, видит, а брата нет. Снова слезы полились из глаз. Руки опустились. Ведь осталась она совсем одна. Пришла кошка посмотреть, что хозяйка так долго плачет, рыбка тоже приткнулась к стеклу, хвостиком машет. А девушка и говорит:

— Горе мое безмерно. Теперь уж ничто не поможет. Разве что снег укроет сердце мое от бури, может тогда полегче станет.

Посмотрела кошка на рыбку, моргнула, а сделать ничего не могут.

Вдруг слышит хозяйка: кто-то стучится. Открыла дверь — а там цыганенок стоит и говорит:

— Помогу тебе найти успокоение, но тогда завтра придется и тебе обещанное исполнять.

Подумала-подумала девушка и согласилась. Хуже уже ничего быть не может.

Достал из кармана цыганенок сверток, отдал девушке и убежал.

Зашла она в дом, стала разворачивать мешочек — а там льдинки самые настоящие. Леденющие. Съела она одну — вкусная оказалась льдинка и, как по волшебству отступила печаль.

На завтра вышла девушка во двор, а там цыганка ее ждет и говорит:

— Становись цыганкой, будешь вместо меня по свету бродить, а я уже старая стала, устала, нужен мне дом, чтобы было где у печи отдохнуть.

Уходить из родного дома — кто же захочет, а обещанное надо выполнять. Уложила девушка свои вещи в телегу, запрягла лошадь, забрала с собой и Солнышко с Луной, и кулек со снегом.

Только выехали со двора, как навстречу старый цыган. Он и говорит:

— Отдай мне лошадь с телегой, устал я ходить по свету с мешком на плечах.

Нечего делать, пришлось девушке и лошадь отдать. Взяла с собой только Солнышко, да Луну в чашке, да кулек с ледышками. Побрела медленно, не зная куда податься. Долго шла, устала, села передохнуть. Вновь стало ей грустно. Вот-вот заплачет. Вдруг Солнце запрыгнула к ней на руки, заурчала – вспомнила девушка маму и печаль ушла. Луна хвостиком стала бить по воде – отец вспомнился – и весь груз с плеч долой. Достала девушка льдинку вкусную-вкусную, зажмурилась и забыла все, словно ничего и не было.

С тех пор ходит цыганка и ищет тех, у кого горе случилось. Кто увидит Солнце, сразу тепло на сердце становится, кто услышит Луну – плакать перестает, а если повезет с цыганкой пообщаться – жизнь сладкой, как в сказке, становится.