Мудрость

Наталья Гузева
                Будь мягче к людям! Хочешь быть мудрей? —
                Не делай больно мудростью своей.
                (О.Хайям)

Я приглашена на юбилей. Произношу свой тост.               
- Хочу пожелать юбиляру мудрости! Именно она, мудрость, украшает зрелого человека…

        Реакцией на мой тост была кривая усмешка молодого образованного гостя.
- Мол, о какой такой, этакой мудрости Вы ведёте речь? Общеизвестно, что ЗНАНИЕ-СИЛА! А мудрость это из категории заумных выдумок.

        Выпив чарку за тост, я села и задумалась.
- Вступать в спор? Конечно, это ни к чему, всё равно каждый останется при своём мнении. До каждого ЗНАНИЯ дорасти надо, а уж до мудрости…. Перефразируя общеизвестную поговорку, можно сказать: «Каждому знанию своё время».

        Застолье продолжилось, всё было как надо: произносились хорошие тосты, выпивалось, еды было много, гости повеселели, там и сям разговоры между соседями. Лишь я, задумавшись, возила вилкой по тарелке - память услужливо подбрасывала примеры жизненной мудрости.

                Мамина мудрость

        Вот я семилетняя, читаю книжку и время от времени бросаю взгляд на сохнущие, вымытые недавно полы.
- Да… Полы я вымыла плохо. По всему полу полосатые разводы от плохо выполосканной тряпки. Ну и пусть. Не хочу перемывать, надоело. Вот лучше книжку дочитаю.
Скоро приходит с сумками с работы мама. Она раздевается и идёт на кухню, там гремит кастрюлями, ужин готовит. Через некоторое время входит в комнату, заносит ведро с тряпкой. Она, тщательно выполаскивая тряпку, начинает отмывать от грязных разводов полы. Я молча, сжавшись изо всех сил в комочек, замерла в уголке, где читала книжку, от своей подлости. Чтение не идёт на ум. Просто сижу и смотрю, как усталая после рабочего дня, мама перемывает полы.

                Мудрость старика профессора

        Я уже на третьем курсе института. Третьим вопросом в экзаменационном билете проверяется знание истории математики. Экзамен принимает совсем старенький профессор. Он, опираясь на палочку, медленно вошёл в аудиторию, мы во все глаза смотрим. Экзамен принимать профессору помогают его два аспиранта. Вот и ко мне подсаживается один из аспирантов. Я бойко пересказываю ответы по билету, он задаёт пару дополнительных вопросов и вдруг спрашивает:
- А что вы можете рассказать о Виноградове?
Я молча замялась. О математике Виноградове я ничего не знаю, впервые слышу.
- Ну что ж, - говорит аспирант, - Четвёрка. Идите.

- Что получила? Пять? – затормошили меня, круглую отличницу курса, за дверями однокурсницы.

       Слёзы хлынули из моих глаз, я разрыдалась. Подруги осторожно вынули из моих рук зачётку – четвёрка! И тихо отошли. Экзамен шёл дальше. Я же никак не могла сдвинуться с места, плакала. Так и стояла у лестничных перил, не в силах удержать льющиеся слёзы.
- Надо успокоиться и идти домой, надо успокоиться и идти домой… - вертелось в голове. Но успокоиться никак не получалось.

- Наташа, - тронула меня за плечо подруга, - иди, тебя профессор зовёт.
Вытерев слёзы, вся зарёванная я возвращаюсь в аудиторию.
- Садись-ка сюда, давай побеседуем. – участливо смотрит на меня наш старенький профессор. – разберёмся что у нас на экзамене произошло?
        Тихим голосом, не торопясь, он опрашивает меня по каким-то нюансам предмета, внимательно выслушивает мои сбивчивые ответы. Затем берёт зачётку и жирной пастой пишет «отлично» поверх выставленной четвёрки. Счастливая я бегу по лестнице вниз на выход, домой.

                Мудрость старого доцента

        Последний курс и последний экзамен по теоретической механике. Последний экзамен и окончена будет учёба. На улице июнь месяц, лето идёт вовсю. А предмет сложный, трудный для понимания. Читает нам его старый казах, доцент по прозвищу Одуванчик. Вокруг его головы кудрявится-пушится белоснежная, седая шевелюра, ну совсем как пушинки у одуванчика.  Студенты-физики нам рассказывают:
- Девчонки, не учите, отдыхайте. Одуванчик всем девушкам отметки рисует по зачётке. Вот какие отметки стоят в зачётке, те и поставит. Зато парней всегда строго спрашивает.

        Села я дома за механику, открыла лекции, поглядела на мудрёные аналитические выкладки и вдруг поверила что пронесёт. Не стала готовиться, летними днями наслаждалась.
Наступило время сдачи.

- Рассказывайте свой ответ. – Одуванчик, чувствуя затянувшуюся паузу, ободряюще глядел мне прямо в глаза.
- Я не знаю ответа. Не учила, - сгорая от стыда, прошептала я.

        Преподаватель пристально поглядел на меня, взял зачётку, полистал её, поставил оценку, расписался и отдаёт мне.
- Идите.
- Что? Что поставил? – выхватили подруги зачётку.

       В зачётке стояло отлично!

       А ребята наши - пятеро студентов их было на потоке, сдавали экзамен весь день. Домой вернулись уже затемно и с тройками. Ни одному четвёрки не подарил Одуванчик.

                Инвалид

       Вот я сама преподаватель. Принимаю экзамен у своих ребят. Подсаживается ко мне для ответа Андрей. Он инвалид, ходит на двух костылях. И ребята и преподаватели к нему относятся сочувственно. Андрей помолчал немного, глядя в билет, и вдруг говорит:
- Поставьте тройку, пожалуйста.
- О какой тройке ты речь ведёшь? – возмущаюсь я – Ты к экзамену не готов. На пересдачу готовься.
- Поставьте тройку, пожалуйста.
- Нет, нет и нет. Иди. Послезавтра на пересдачу.

       Прошло два дня. Провалившие экзамен несколько человек прямо у входа встречают меня. Мы входим в аудиторию, они берут билеты, рассаживаются, начинают готовиться. Один за другим все успешно отвечают, есть даже четвёрки – умеют учиться, ведь. Андрей сдаёт последним. Он снова садится передо мною и молчит.
- В чём дело, Андрей? Рассказывай.
- Я не знаю билета. - Андрей глядя в пол, тихо говорит, почти шепчет. - Я успел лишь первые пять билетов выучить, другие не успел.

- Ну, конечно, - соображаю я, - за два дня много не выучишь. Математика не тот предмет, который «схватил и уже знаешь».
- Что ж, давай побеседуем по билетам, которые знаешь, - предлагаю я.

       Радостно смеющиеся мы прощаемся. Андрей с тройкой в зачётке, счастливый, будто ему новую жизнь подарили, быстро передвигая костылями, поскакал к двери.