Дороги всему начало

Валерий Дмитриев
От согласованных и целенаправленных действий дорожной службы и органов законодательной и исполнительной власти области зависит будущее тверских дорог

Проблема дорог стара как мир. Дорожный налог – подушную плату за дороги брали еще в Древней Руси. Это самый что ни на есть отечественный опыт. Америки с ее первоклассными дорогами, с налогами на них тогда и в помине не было. Но нет, говорят, пророков в родном Отечестве. В третье тысячелетие Россия вступает с новым законодательством, существенно ухудшающим финансовую подпитку автодорожной отрасли. Без полноценного финансирования нечего и мечтать о строительстве автобанов, хватило бы сил содержать действующие автодороги.

Дорожное строительство в нашей стране почти всегда финансировалось по остаточному принципу. И в царской России вместо дорог были одни направления, и в могучем СССР без вездеходов не обходились. Быстро развивались энергетика, металлургия, авиация, а дороги оставляли на потом. И вот результат– в России, которая по территории в два раза больше США, дорожная сеть в шесть раз меньше американской.
В начале 90-х годов были сделаны шаги по укреплению автодорожной отрасли. Были приняты и заработали Федеральный закон «О дорожных фондах в Российской Федерации», государственная целевая программа "Дороги России". Началось бурное дорожное строительство. Дорожная ситуация в стране стала меняться в лучшую сторону - как по количеству, так и по качеству дорог. Безусловно, реорганизация дорожной отрасли, образование целевых дорожных фондов себя оправдали.
В соответствии с законом Тверской области от 26.06.97 г. № 73 "Об утверждении ставок дорожных налогов и предоставления налоговых льгот" в нашей области до 2001 года действовала ставка дорожного налога на пользователей автодорог 3,3 % (федеральная ставка составляла 2,5 %). Результат не замедлил сказаться. Именно благодаря тому, что удавалось до сих пор удержать дорожный налог на этом уровне, сохранена и расширена дорожная сеть. По ее протяженности крупнейшая в центральном регионе Тверская область занимает первое место - более 15 тысяч километров. Дороги области соединяют 835 мостов и путепроводов общей длиной 34 километра. Заместитель председателя постоянного комитета Законодательного Собрания Тверской области по экономике, аграрной и промышленной политике С.Н. Киселев считает, что дороги в области наконец начали строить. Они появились во многих районах. Закончены реконструкция автодорог Смоленск – Вязьма - Зубцов, Максатиха – Лесное, объезд у города Кашина, мост через реку Жабня у Калязина и многие другие объекты. Их отличает высокое качество покрытия, дорожной информации, четкая разметка. Приятно ездить по таким дорогам. Органам исполнительной и законодательной власти области при постоянной помощи и поддержке Росавтодора удалось сохранить дорожную сеть от разрушения, что явилось одним из факторов наметившегося роста экономики.
Но дорожникам это далось нелегко: денег все равно не хватает, приходится втридорога платить за отвод земель под строительство новых или реконструкцию действующих трасс. Несмотря на уже имеющиеся трудности с финансированием, тверские дорожники пока поддерживают трассы в благополучном состоянии. Ежегодно идет ремонт дорожного покрытия, ставятся ограждения, оборудуются автобусные остановки, выполняется разметка. И это сказывается на ускорении доставки грузов, сокращении числа дорожно-транспортных происшествий. Но изменение законодательства подрывает финансовую основу дорожного хозяйства с первого же года нового столетия.
Справка: В соответствии с Федеральным законом "О дорожных фондах в Российской Федерации" дорожные налоги зачисляются в Федеральный и территориальный дорожные фонды. Последние 9 лет действовали четыре таких налога: налог на пользователей автомобильных дорог, налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог с владельцев транспортных средств, налог на приобретение автотранспортных средств.
С принятием Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» Закон Российской Федерации «О дорожных фондах в Российской Федерации» претерпел определенные изменения. С 1 января 2001 года отменены налоги на реализацию горюче-смазочных материалов и на приобретение автотранспортных средств. Ставка налога на пользователей автомобильных дорог уменьшена с 2,5 до 1 процента, право законодательных органов субъектов Российской Федерации повышать или понижать эту ставку отменено.
После внесения изменений в законодательство в дорожном хозяйстве области складывается критическая обстановка, которая может привести к непоправимым последствиям. Доходы территориального дорожного фонда составят всего 301 млн. рублей в год при минимальной нормативной потребности на содержание и ремонт существующей дорожной сети 2100 млн. рублей. Полученные средства позволят обеспечить содержание только 13 процентов основных автомагистралей области, находящихся на балансе Дирекции дорожного фонда. Как говорится: что имеем не храним, потерявши – плачем. Между тем, до сих пор три с половиной тысячи (39 %) населенных пунктов области все еще не обеспечены круглогодичным дорожным сообщением.
Естественно, подобная мера повлечет за собой снижение доходов дорожного фонда, потребует активного привлечения альтернативных источников финансирования. Разве что в будущем за счет улучшения финансового положения предприятий и, как следствие, роста налогооблагаемой базы бюджет дорожного фонда компенсирует недобор средств от снижения ставки дорожного налога. Но когда это будет…
Вот что думает о перспективах дорожного хозяйства области главный инженер дирекции территориального дорожного фонда области В.А. Суязов:
- Если финансирование уменьшится в три раза, то полностью прекратится строительство, реконструкция и ремонт автодорог и дорожных сооружений, содержание внутрирайонных автодорог общего пользования. Как следствие, резко снизится уровень безопасности дорожного движения на внутрирайонных дорогах, что повлечет за собой отмену автобусных маршрутов на местных линиях.
До 1991 года, пока не был принят закон о дорожных фондах, "Тверьавтодор" содержал только 2 тысячи километров опорной сети. Содержание остальных дорог возлагалось на плечи предприятий и организаций.
Не пришлось бы вернуться к старой схеме, если дорожникам не окажут поддержку на всех уровнях: федеральном, областном и местном. Пока же своими силами, без посторонней финансовой подпитки, в 2001 году мы сможем содержать только 2 тысячи километров дорог, по остальным дорогам ни мы, никто другой в области не сможет обеспечить безопасное движение транспорта. Завтра ни связь, ни «скорая помощь», ни автобус не смогут проехать к месту назначения. Кто будет отвечать за гибель и увечья людей, разбитую автотехнику? Дороги – это жизнь. Недаром народная мудрость гласит: "Хлеб всему голова, начало всему – дороги". Пора перестать рушить родной дом, едва начав его строительство.
Подобное положение обеспокоило депутатов Законодательного Собрания. На заседании Собрания в ноябре 2000 года они приняли обращения как к Правительству Российской Федерации, так и к главам муниципальных образований и к представительным органам местного самоуправления о мерах поддержки дорожного хозяйства Тверской области на 2001 год.
Тверская область является дотационной и оказать помощь дорожному хозяйству из областного и местных бюджетов возможности нет. В связи с этим Законодательное Собрание просит Правительство Российской Федерации выделить Тверской области в 2001 году субвенции и субсидии из федерального бюджета в сумме 800 млн. рублей для частичной компенсации доходов, выпадающих из бюджета территориального дорожного фонда вследствие изменения законодательства.
Депутат Законодательного Собрания С.Н. Киселев предлагает с целью финансовой поддержки дорожно-строительных организаций списать с них пени по налоговым платежам в части, зачисляемой в областной бюджет. Имеются в виду те работы, которые финансируются за счет средств внебюджетного территориального дорожного фонда Тверской области. На его взгляд, это положительно повлияет на дорожное строительство. Не оплачивая вовремя работы и услуги дорожников, мы хотя бы не должны их штрафовать за несвоевременно уплачиваемые налоги.
В качестве другой меры стабилизации работы дорожной отрасли области Законодательное Собрание рекомендует органам местного самоуправления полностью освободить в 2001 году от уплаты земельного налога организации, осуществляющие управление, содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования. Высвободившиеся средства рекомендовано направить на содержание этих автодорог. По мнению депутатов, предлагаемые меры окажут заметное влияние на оздоровление экономики области, позволят сохранить дорожную сеть и не допустить развала дорожных организаций.
Между тем в автодорожном хозяйстве к старым проблемам прибавляются новые. Взять покрытие трасс. Все они спроектированы и построены с расчетной нагрузкой на ось в 6 тонн, а фактически она достигла уже 10 тонн. По мнению депутата Законодательного Собрания А.В. Козлова, нужно взимать за ущерб, который наносят нашим дорогам автомобили большой грузоподъемности. Например, строительные организации «Газпрома» гоняют по нашим дорогам 50-тонные автомобили, днем и ночью фуры – транзитники утюжат трассы, рассчитанные на меньшую грузоподъемность. На автодороге Москва – Рига выбита такая колея, что легковушки за нее мостами цепляются. Можно представить с какой интенсивностью разрушается асфальтобетон.
Заместитель Губернатора области М.В. Зорин так говорит о путях развития дорожного хозяйства:
- Нужно ли строить дороги? Такого вопроса не стоит. Все дружно заявляют – надо! Каждый рубль, вложенный в дорожное строительство, приумножается в двенадцать раз. Строительство магистрали с высокой интенсивностью движения, если брать в целом отдачу в народном хозяйстве, окупается за два – четыре года. Улучшение дорожной инфраструктуры инициирует развитие всех отраслей экономики и социальной сферы. Восстановление дорог обходится в 1,5-2,5 раза дороже своевременного ремонта. И если этого не брать в расчет, то национальное богатство, каким является дорожная сеть, окажется промотанным. В принятых депутатами обращениях меры поддержки дорожного хозяйства области весьма своевременны.
Необходимо также активизировать работу и по привлечению дополнительных источников финансирования. В частности, средств муниципальных образований для благоустройства дорог в районе населенных пунктов. Помимо традиционного формирования дорожного фонда надо изыскивать дополнительные доходы от размещения рекламы вдоль магистралей, от деятельности объектов автосервиса и т.п.
Успешное осуществление работ по развитию и улучшению дорожной сети в сложившейся финансово экономической ситуации невозможно решить только за счет притока денежных средств, усилия нужно также направить на экономию средств при содержании автодорог, обеспечить строгий отбор объектов нового строительства, проведение конкурсов при выборе подрядчиков. Надо предусмотреть меры по повышению качества дорожно-строительных работ, увеличению срока службы дорожных покрытий, применению передовых технологий и новых высококачественных материалов.
Всем понятно, что, если проблема с автодорогами не будет решена, ни о каком серьезном стабильном экономическом росте и мечтать нечего. Во всех передовых странах успех реформ предопределили приоритеты в развитии транспортных коммуникаций, в первую очередь автомобильных дорог.
Эпоха массовой автомобилизации началась и у нас. Но дороги, развязки, мосты, защитные сооружения строились 30-50 лет назад. Рассчитаны они были на прежние транспортные потоки. А ежегодный прирост легковых автомобилей составляет 10-12 процентов в год. Через 5 лет страна пройдет критический рубеж, когда на 100 семей будет приходиться более 50 автомобилей. Справиться с нынешними автомобильными потоками старые дороги не в силах. Это заметно и в населенных пунктах: например, в Твери, в час пик улицу перейти очень трудно. Если не продолжать строить дороги, то существующие автомагистрали будут уже через несколько лет забиты автомобильными пробками.
Поэтому нам важно, как никому другому, использовать свой же опыт. Мы должны лучше содержать и беречь наше огромное национальное богатство – действующие магистрали, мосты и путепроводы. Финансировать дорожный фонд не просто необходимо, его надо финансировать так, чтобы дороги строились, ремонтировались и содержались в соответствии с современными требованиями. Чтобы не жить по известному принципу: в России две беды – дураки и дороги. Тогда в России, как минимум на одну беду меньше станет. Может, и другая на убыль пойдет.

«Тверские ведомости», №4(1138) 12-18 января 2001