75-летию Великой Победы Посвящается...

Виталий Святенко
Тамара Святенко
               
                Задолго до Великой Победы
               

                ***
     Сверкают изумительной красотой ордена Андрея Первозванного,Святого Георгия,Владимира,Анны и множество других шедевров в ярких витринах Алмазного фонда СССР.
Все чаще и чаще снится мне покойный художник Иван Яковлевич Романов.Особое место отведено Ордену Победы.Вспоминаю покойного художника Ивана Яковлевича Романова,как будто во время экскурсии по "Алмазному Фонду" он подходит к витрине,берет подушечку с Орденом Победы и  спрашивает у экскурсовода:-Известна ли Вам история создания ордена,-К сожалению автор нам неизвестен,-отвечает милая женщина.Иван Яковлевич улыбается ,поворачивается ко мне и требовательно говорит:"Тамара-ты должна людям рассказать правду.Пусть знают свою историю.Иван Яковлевич открыл витрину,взял орден Победы,и вдруг все алмазы выпали ему в ладонь, а орден превратился в пуговицу.Иван Яковлевич отдал пуговицу мне и строго проговорил:"Помни мою просьбу ,расскажи людям...Дорогой Иван Яковлевич.!Я сейчас все расскажу!отвечаю  я..."
Вскоре я с сыном Виталием пошла на экскурсию Алмазный фонд.Фамилии художников российских орденов были названы,а вот сведений об ордене Победы в фонде не оказалось...
     Есть! Есть авторская работа художника Ивана Яковлевича Романова,ныне покойного,с которым мне долгие годы посчастливилось быть рядом,познакомиться с его поразительными,тончайшими работами."Королем акварели" назвала его Майя Плисецкая.Несколько картин он подарил нам и  среди них эскиз "Ордена Победа", подписанный -"Утверждаю И.В. Сталин".
    В свое время Иван Яковлевич подробно рассказал о создании ордена,даже записал эту историю по моей просьбе.Вот дословный его рассказ:
      "Наступал 1943 год.Верховный Главнокомандующий Советского Союза Иосиф Виссарионович Сталин дал распоряжение группе художников- Лукиной Ирине Сергеевне,Курициной Елене Константиновне,Кузнецову Александру Ивановичу и мне выполнить правительственное задание по созданию эскиза Ордена Победы.Каждый из нас работал под определенным участком,но мне выпала честь создавать центральную  часть ордена.Было создано много вариантов,в частности,один из них-в центре ордена предполагалось изобразить барельефы Ленина и Сталина.Сталин оставил один барельеф Ильича,но этот вариант повторял орден Ленина и тоже не отвечал замыслу.В процессе творческой работы председатель технического комитета Главного интенданского управления Красной Армии генерал-майор Огинский Семен Владимирович очень тонко понимал трудность и сложность творческого выполнения барельефов вождей,размером чуть побольше горошины и просил сделать все как можно точнее,так как все это рассматривал и делал замечания и утверждал лично сам Сталин..
     В результате большого творческого поиска было найдено единственно верное композиционное решение-в центре будущего ордена я изобразил  Красную площадь с Мавзолеем В.И.Ленина и Спасскую башню Кремля,как символ великой и могущественной державы.Сталин утвердил зтот вариант и орден Победы был сделан из платины,золота и рубинов и множества бриллиантов.Первый орден Победы был вручен Маршалу Жукову Г.К. В 1944г.Так была создана одна из высоких правительственных наград.
      Накануне победы в 1945 г. был объявлен конкурс на создание медалей "За победу над Германией в Великой Отечественной войне" и "За Доблестный труд в Великой Отечественной войне".В конкурсе участвовало огромное колличество художников,но мне опять выпала честь стать победителем в этом трудном конкурсе по созданию новой награды.Медали были утвержены правительством и  миллионы защитников отечества и тружеников тыла получили эти награды.
Мне приходилось потом работать по созданию знамен,форменного обмундирования Советской Армии,орденов и медалей/"За доблестный труд в Великой отечественной войне 1941-45гг.","За Победу над Германией в Великой отечественной войне 1941-45гг."/Моей авторской работой являются" Знамена Гвардии Армии и Гвардии Корпуса ".У меня очень много работ отражающих героизм советских людей в годы Великой Отечественной войны,было выпущено много репродукций, листовок, открыток.После войны была организована персональная выставка из серии:"Цветы нашей Родины".С таким же названием вышла книга,которую трудно найти сейчас -даже у букинистов".
      Этот рассказ был записан 16 марта 1973 г.А в 1983 году остановилось сердце художника.Ивана Яковлевича знали и любили тысячи жителей района Теплый Стан,где он проживал до последней минуты занимался общественной работой,руководил изостудией,радовал своим классическим мастерством.И сегодня его картины создают уют и тепло в моем доме,а Орден Победы ,выполненный рукой художника,утвержденный И.В.Сталиным, заставляет гордится великой наградой Родины.Не знаю.,что за связь такая-каждый год накануне Великой Победы в начале мая мне снится этот явный сон.Может сейчас ,когда я поведала неизвестную никому историю создания высочайшей награды Родины,его дух успокоится,да и моя совесть перестанет тревожить душу...