Не сбережем переплатим

Валерий Дмитриев
В городах и районах области очень медленно внедряются
энергосберегающие технологии

Не секрет, что в Тверской области, как и в других регионах России, экономика остается затратной. На единицу выпускаемой продукции тратится в 2-3 раза больше энергоресурсов, чем в развитых странах. Стоимость услуг по подаче тепла, воды, газа постоянно возрастает, а качество снижается. Причин тому много, но главная одна - мы очень медленно внедряем энергосберегающие технологии. Внедрять же их нужно по всей цепочке движения энергоресурсов, начиная от производства и кончая потреблением.

Что нужно сделать в первую очередь? Например, можно повысить на 15-20 % КПД электростанций и электросетей, можно установить счетчики тепловой энергии в каждом доме, можно, в конце концов, просто помыть окна в производственных помещениях, даже это нехитрое мероприятие позволит сэкономить не менее 1 % киловатт-часов. Да и работать людям станет светлее.
Нельзя сказать, что в Тверской области вопросам энергосбережения не уделяется внимания. В июне 2001 г. Законодательное собрание приняло закон «Об энергосбережении в Тверской области». В этом же году постановлением Губернатора создан областной центр энергосбережения. В феврале 2002 г Губернатор утвердил областную программу «Энергосбережение в Тверской области» на период 2002 - 2005 г. Таким образом, законодательная основа имеется. Однако механизм энергосбережения пока не заработал в полную силу. Слабо применяются предусмотренные законом меры стимулирования, например, инвестиционные налоговые кредиты, повышенные или пониженные тарифы. По крайней мере, эти меры плохо пропагандируются, информационное обеспечение энергосбережения оставляет желать лучшего.
Помимо широкого освещения вопросов энергосбережения в средствах массовой информации, большую роль сыграли бы регулярные спецвыпуски информации, выставки. Поставить заслоны расточительности энергоресурсов удастся, если за счет активной информационной политики мы сумеем вовлечь в эту работу каждого руководителя, каждого гражданина. Ждать годы, пока это произойдет, -непозволительная роскошь. Слишком быстро идут процессы реформирования электроэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства. Слишком велики в области потери теплоэлектроэнергии. Что можно было бы сделать для раскрутки маховика энергосбережения?
Первое. Прежде всего надо провести своеобразную инвентаризацию энергетического хозяйства - разработать энергетические паспорта всех потребителей энергоресурсов. Из паспортов будет ясно – как, сколько и каких теплоэлектроресурсов можно сэкономить на конкретных промышленных предприятиях или в организациях. Паспорта станут основой для разработки муниципальных программ энергосбережения, которых пока нет во многих районах.
Энергетический паспорт - это итоговый документ энергоаудита. Энергоаудит, по-другому - энергетическое обследование, является одним из основных инструментов реализации энергосбережения. Энергетические обследования осуществляются энергоаудиторскими фирмами. Цель - установление показателей эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и выработка экономически обоснованных мер по их повышению. Обязательным энергетическим обследованиям подлежат организации, в которых суммарное потребление топливно-энергетических ресурсов составляет более 6 тыс. тонн условного топлива или более 1 тыс. тонн моторного топлива в год. В области энергоаудитом занимаются несколько организаций: Тверской областной центр энергосбережения, ГУ «Тверьгосэнергонадзор», центр «Энергоэффективность» (ТГТУ), НП «Тверьтест», ОАО «Тверьэнерго» и некоторые другие.
с.
 Все энергоаудиторские организации зарегистрированы в «Тверьгосэнергонадзоре». Высококвалифицированные специалисты по энергоаудиту, оснащенные приборами для инструментального обследования, дают объективную оценку эффективности использования энергоресурсов. Для организаций разрабатываются технические, организационные и экономические мероприятия, которые помогут реально достичь экономии энергоресурсов.
Итоговый документ энергоаудита - энергетический паспорт, в котором отражены результаты обследования, а также проводимых работ по энергосбережению. Для практической реализации энергосбережения в жилищно-коммунальной сфере по аналогии с паспортом организации может быть введен паспорт здания, включающий ключевые показатели достижения энергетической эффективности.
К сожалению, далеко не все организации включились в процесс энергосбережения. Их нужно заинтересовать, тем более закон это позволяет. С целью стимулирования энергосбережения юридическим и физическим лицам, взявшим на себя обязательства по улучшению показателей эффективности использования топлива и иных видов энергоресурсов, можно было бы предоставить тарифные скидки. Государственная политика должна стимулировать организации к внедрению энергосберегающего оборудования.
Второе. Главное направление - рационализация учета выработки и расхода электрической и тепловой энергии, газа. Здесь не обойтись без установки новейших приборов учета топливно-энергетических ресурсов. Сейчас они устанавливаются во вновь вводимых в эксплуатацию домах. Надо идти дальше - устанавливать счетчики в муниципальных жилье. Причем делать это за счет областной казны. Без помощи областного бюджета эта проблема не будет решена в короткие сроки. Подобный опыт имеется в других регионах России, например в Томской области. На мой взгляд, было бы правильным в областной закон «Об энергосбережении» включить положение, в соответствии с которым во всех жилых домах региона будут установлены счетчики на газ и воду. Этот вопрос могут решить депутаты Законодательного Собрания. Реформа ЖКХ пойдет тогда, когда граждане смогут по показателям своих приборов учета проверить обоснованность счетов за коммунальные услуги. Современные приборы и оборудование стоят дорого, они не по карману рядовому гражданину. Людям надо помочь цивилизованно войти в мир энергосбережения.
Областной закон «Об энергосбережении» предусматривает, что Законодательное Собрание утверждает объемы финансовых средств, выделяемых из областного бюджета на реализацию программ по энергосбережению. Этой возможностью надо воспользоваться и заложить в областном бюджете на 2004 год ассигнования на установку счетчиков за тепло и воду в муниципальных жилых домах. Соответствующие изменения должны быть внесены в областную целевую программу модернизации жилищно-коммунального хозяйства области.
В ветхих домах устанавливать счетчики не имеет смысла. В целях экономии можно было бы устанавливать один счетчик на группу домов старой постройки. Когда будет налажен учет энергоресурсов, тогда в жилищно-коммунальное хозяйство придут частные предприниматели, тогда возникнет конкурентная среда, способствующая снижению стоимости услуг.
Третье. Как говорится, нельзя объять необъятное. Действительно, сразу и по всей области построить эффективную систему энергосбережения невозможно. Но с чего-то надо начинать. Было бы целесообразно сначала в каком-то районе, скажем в Зубцовском или Калининском, создать своеобразные полигоны - зоны энергетической эффективности. Такие зоны станут наглядным примером, лучшей формой агитации за экономию энергоресурсов.
Четвертое. Получая экономию бюджетных средств в результате внедрения энергосберегающих проектов, важно грамотно ею распорядиться. Можно, конечно, потратить ее на латание дыр в областном и местном бюджетах, однако эффект от этого будет невелик. Гораздо правильнее направить сэкономленные средства на ускорение внедрения последующих энергосберегающих мероприятий.
Пятое. В конце концов, государство предусмотрело и административные меры воздействия, направленные на рациональное использование энергии. Новый Административный кодекс дает право оштрафовать предприятие или его руководителя на 300 МРОТ (30 тысяч рублей) за нерациональное использование энергоресурсов. Можно отключить опасные в эксплуатации энергоустановки. Эти меры надо смелее применять, только тогда наведем порядок
Как видно, наиболее слабой стороной создания эффективной системы энергосбережения в области является отсутствие полного и своевременного финансирования. Ожидать в ближайшее время больших изменений в размерах бюджетных ассигнований не приходится. Но все-таки с чего-то надо начинать. Только тогда пока слабое звено энергосбережение во всей цепи жизненно важных реформ станет сильным и вытянет эту цепь.
 
«Тверские ведомости»