Крещенский сюрприз

Неля Ядыкина
     За окном падал снег. Рите нравилось смотреть на танец снежинок. От этого она чувствовала умиротворение. Ушедший год оказался очень тяжелым для девушки. Почти все свое время Рита проводила в офисе, за компьютером. Усталость накапливалась и даже периодические игры в любимый волейбол не приносили должное удовольствие.  Два года назад Рита приехала в Москву, найдя хорошо оплачиваемое и перспективное место работы. Она сняла однокомнатную, приемлемую по цене, квартиру. В этом, новом для нее, мире не было ни родственников, ни друзей, ни любимого мужчины. С коллегами  - отношения исключительно по работе, а приятели — только на волейбольной  площадке. Времени на себя хронически не хватало. Даже не возникало желание рисовать, хотя для Риты, с детства, этот вид искусства  был ярким самовыражением.
     « Снег в Крещенский сочельник -  это знак! Самое время загадывать желания» – подумала Рита.  - «Погадаю -ка я на суженого». Она поставила два зеркала, одно напротив другого, соблюдая правила ритуала, и зажгла две свечи. Осталось только ждать. Рита, от безделья, начала изучать свое лицо в одном из зеркал, размышляя вслух:
 - Глаза усталые, потухшие — это от недосыпа. На носу, кажется, назревает прыщ. Цвет кожи... бледная поганка. Ужас!
В ее голове промелькнули прочитанные недавно строки: «Посмотри на себя со стороны и поработай над увиденными недостатками». Рита вздохнула и опять произнесла вслух, иронизируя над собой:
 - Посмотрела! Себе не понравилась! Какие уж тут женихи! Непочатый край недостатков, на которые только  критик и может соблазниться!
Девушка задула свечи и убрала зеркала.
 - Все! Спать! Здоровый сон улучшает цвет кожи! И, хорошо бы, проснувшись начать полноценную жизнь.
Произнеся последние слова, Рита задела любимую чашку, оказавшуюся под рукой и та разбилась. Девушка грустно посмотрела на осколки, на одном из которых сохранилась надпись «Лови момент!», а на другом -  улыбающийся смайлик.


    Зазвенел будильник.  Рита открыла глаза и улыбнулась. Ей приснился хороший сон и его позитивный настрой перешел в реальность.  Девушка отправилась умываться, напевая на ходу. Причесываясь перед зеркалом, она вдруг услышала:
 - Не мешало бы поменять прическу. Должно же быть какое-то разнообразие!
Рита застыла от неожиданности, а потом выдавила из себя:
 - Кто это сказал?
 - Я.
 - Кто — я? - продолжала недоумевать девушка.
 - Твой внутренний критик.
 - Что за бред! - Рита поняла, что голос идет из нее самой.
 - Это как тебе будет угодно. Но ты вчера сама сказала, что  только  критик может соблазниться на непочатый край недостатков.

    Девушка молча вышла из ванной комнаты и переместилась на кухню, лихорадочно размышляя: «Может это глюк? Я слишком часто смотрюсь в зеркало и выражаю недовольство собой. Перебор!». Неожиданно опять раздался  голос:
 - А чем быть довольной? Зарядку делать забросила. Постоянно что-то жуешь, набирая калории...
 - Опять? Какой надоедливый глюк! Ты что, все время будешь мне читать нотации?
 - Да! В настоящий момент это необходимо. Прими меня как данность: я не глюк!
 - Хорошо, данность. Мне нужно на работу! Пожалуйста, дай спокойно позавтракать!
Голос замолчал. Рита быстро поела, оставаясь в напряжении,  и вышла из дома. Снега выпало много, первый раз с начала зимы. Девушка подумала: «Хорошо бы такой легкий морозец, как сегодня, держался все время».  Дворник  расчищал тротуар от выпавшего снега. Переходя дорогу во дворе, Рита почувствовала, что сапоги заскользили по накатанной колее от проезжающих машин. Девушка, чтобы не упасть, практически обняла багажник припаркованной рядом иномарки.
 - Все хорошо закончилось, но не нужно было надевать сапоги на каблуках! - прошипел голос.
 - А раньше ты не мог мне это сказать? - огрызнулась Рита и увидела на заднем стекле автомобиля знакомую картинку: улыбающийся смайлик и надпись «Лови момент!»
 - Поймала! - усмехнулась Рита.
 - Вам помочь? - раздался мужской голос и чьи-то руки оторвали девушку от багажника. Руки принадлежали мужчине в куртке с капюшоном, наброшенном на голову. Капюшон прикрывал лицо и, в утренних зимних сумерках, был виден только подбородок и говорящий рот.
 - Все нормально? Я дворник. Успел почистить тротуар, а дорогу уже накатали машины.
 - Спасибо. Отделалась легким испугом. Спешу на работу.
Рита вежливо улыбнулась и продолжила свой путь. Вслед она услышала:
 - Будьте осторожны и не надевайте обувь на каблуках в такую погоду.
 - Мудрое замечание. Совпадает с моим. Значит я прав! - констатировал довольный критик.
 - Хорошо! Надену завтра другую обувь. А теперь помолчи, а я буду осторожной! - сердито ответила девушка. Критик умолк.
До метро было всего пять минут хода. Рита внимательно смотрела под ноги. Внутреннее напряжение не позволило ей  насладиться морозным воздухом.

   Встав на ступеньку эскалатора, Рита расслабилась и, вдруг, опять услышала голос:
 - Не сутулься! Твоя осанка должна быть величественной, как у королевы!
 - Отстань от меня! - произнесла девушка  вслух и поймала на себе удивленный взгляд, стоящего рядом старичка.
 - Извините! - поспешно сказала Рита и, быстро ступив на платформу , постаралась затеряться в толпе, ругаясь про себя:
 - Ты — сволочь! Люди подумают, что у меня не в порядке с головой!
 - Сама виновата. Не обязательно мне отвечать, тем более вслух. Лучше делай то, что я тебе советую. И вообще, нужно прийти к консенсусу.
Девушка фыркнула, выражая недовольство, но ответила, опять про себя:
 - А если я буду делать все, что ты мне нашептываешь, то... это прекратиться?
Жизнь покажет.
 - Так ты еще и философ! Ладно. Подумаю. Только не включайся часто, особенно на работе. Я к тебе не привыкла и ты мешаешь сосредоточиться.


    Составляя отчет на компьютере, Рита радовалась, что  собеседник молчит. «Наверное ему тоже нужен отдых» - подумала она и тут же пожалела о своих мыслях.
- Отдых нужен тебе. Прервись! Сделай гимнастику для глаз и шеи.
Девушка хотела возмутиться, но подумала, что критик прав и ей действительно необходимо сделать перерыв.

    Критик, выдержав молчание на работе, принялся дома допекать Риту.  Замечания летели как мячи в ее любимом волейболе и девушке приходилось принимать эти пасы и удары. Падая от усталости, Рита только коснулась головой подушки и сразу провалилась в сон. Ночью опять шел снег.

    Утром Рита встала раньше обычного и сделала зарядку. Критик молчал. Перед выходом из дома девушка надела джинсы и ботинки с рифленой подошвой. Критик только хмыкнул.
    Около подъезда дворник расчищал снег. Он поздоровался с девушкой и, посмотрев на ее ботинки, сказал:
 - Это совсем другое дело. Хорошего вам дня.
 - Взаимно. А ...я вас здесь, почему-то, раньше не видела. Недавно работаете?
 - Недавно. Да и снег не выпадал.
 - А дворник разве нужен, чтобы только  снег убирать? - С улыбкой сказала Рита
 - Нет. Но я  - снегоуборочный дворник.  Кстати, меня зовут Андрей, а вас?
 - А меня — Маргарита, можно Рита. Хорошего дня.
Девушка помахала дворнику рукой и, ускорив шаг, устремилась к станции метро. Критик подал голос:
 - Не стоит знакомиться с первым встречным!
 - А встреча не первая, а вторая. Ты забыл?
 - Бдительность никогда не помешает! Может он вор-домушник!
Рита рассмеялась, но согласилась быть бдительной.

    Прошла неделя. Снег превратился в грязь. Дворник попадался ей на глаза каждое утро. Они здоровались, перешли «на ты» и перекидывались ничего незначащими фразами. Но это общение было приятным. Однажды Рита спросила дворника:
 - Андрей! Ты очень рано начинаешь работать и, наверное, живешь где-то рядом? В этом доме?
 - Да. Рядом. Иначе бы сократилось время сна.
 - А чем тебе приглянулась эта работа?
 - Люблю чистоту и красоту! - в голосе дворника прозвучали возвышенно-ироничные нотки, - А тебе нравится то, чем ты занимаешься?
 - Ну- у... Не совсем по душе, но меня устраивает...

    В вагоне метро Рита подумала над этим разговором: «Мы оба уходили от прямых ответов. Он, похоже, тоже осторожничает». 
Правильно,  - включился критик, - Эти отношения: привет — пока. Не бери в голову.

    Снегопад... Опять ночью...Проснувшись, Рита знала, что у подъезда встретит дворника Андрея,  потом метро, отчеты, возвращение домой, беседы с критиком. «День сурка! - подумала девушка, - Пора выходить из этого замкнутого пространства!»
 - Конечно пора! Я тебе только об этом и талдычу!  - сразу включился голос.
 - Именно талдычишь! Покоя от тебя нет!
 - Определись уже! Или  жизненные перемены, или покой...Но последнее, я думаю, тебе рановато.
 - Хорошо. Начинаю прямо сейчас. На зарядку — становись! - Рита вскочила с постели, заставив активизироваться силу воли.

    Постепенно Рита привыкла к своему внутреннему собеседнику. Она стала прислушиваться к его советам, которые, в большинстве своем, оказались очень полезными.  Рита делала зарядку по утрам, стала следить за осанкой и питанием, даже опять занялась рисованием по вечерам. Однажды, вдохновленная своим отражением в зеркале, она взяла цветные мелки и вышла на лестничную площадку. На стене, рядом со своей дверью, девушка нарисовала  себя, бегущую по лугу: распущенные волосы, вплетенные в них цветы; счастливое, улыбающееся  лицо.  Напротив себя, Рита изобразила  лицо ветра: молодое, жизнерадостное. На небе светило солнце, лучи которого касались и девушки, и ветра, и цветов на лугу. Закончив работу, Рита отошла и посмотрела на картину со стороны, довольная результатом.
 - Мне тоже нравится, - подал голос критик.
 - О-о! Неужели тебе что-то может нравиться? - насмешливо откликнулась Рита.
 - Что вижу, то  и пою, как говорится. Ты отразила на этой картине свое душевное состояние, а оно позитивное. Я доволен.
 - Пошли спать, ценитель искусства. 

    Рано утром, вышел сосед из квартиры напротив. Он увидел картину, подошел ближе, внимательно рассмотрел изображение и сказал тихо:
 - Душа нараспашку...Талантливо и красиво!

    Когда Рита вышла на площадку, запирая дверь  на ключ, она посмотрела на свое настенное творчество. Под картиной появились слова, написанные мелом: «Браво! Лови момент!»
    Рита вышла из подъезда с чувством удивления и радости. Дворник опять работал. Они поздоровались и Андрей задал неожиданный вопрос:
 - Извини за прямоту, но что ты делаешь сегодня вечером?
 - Извиняю. Я, как всегда, буду дома, со своим любимым критиком.
Последнюю фразу Рита произнесла с вызовом, пытаясь заглянуть в глаза собеседника, но они были скрыты капюшоном, а губы, изобразив улыбку, ответили:
 - Хорошего дня... и вечера.

     Рита сделала всего несколько шагов, как услышала внутри язвительный голос:
 - Польщен! Оказывается, я — любимый! Ты прикрыла мной свою растерянность. Может этот дворник хотел тебя куда-нибудь пригласить.
 - Ты же сам твердил мне о бдительности! Я тебя слушаюсь!
 - Ой ли? Мне кажется, что тебе не хватает самоуверенности в отношениях с мужчинами. Это наш пробел. Значит поработаем в этом направлении.
 - Ты — фанатик. Слишком много от меня хочешь. Я не стремлюсь к идеалу.
 - И не надо! Зачем нам какой -то эфемерный идеал?! Ты должна найти саму себя и стать самодостаточной женщиной. Работаем?
Девушка рассмеялась и ответила:
 - А ты умеешь убеждать, зануда надоедливая. Работаем.
 - Да, я зануда, но какая мудрая!

     Покупая журнал в киоске печатных изданий, Рита увидела за стеклом, на обложке книги, слова "Лови момент!". Девушка опять удивилась и подумала:
« Второй раз за утро появляется эта фраза. В чем подвох? Твое мнение, собеседник?». Критик ответил не сразу:
 - Значит нужно ловить момент!
 - Что-то должно произойти?
 - Уже происходит! Лови момент!
      
     Наконец закончились отчеты и в пятницу вечером Рита пришла поиграть в волейбол. В последний свой приход, еще в декабре,  она потянула мышцу руки и вообще, была собой недовольна. Впрочем, это было в прошлом году.  Но... теперь все изменилось. Рита ощущала себя сосудом, наполненным бурлящей энергией. Во время разминки к ней подбежал приятель Алекс, поздоровался и сделал комплимент:
 - Ритуля! Ты сегодня классно выглядишь!
Девушка пожала плечами, а потом задорно ответила:
 - Я так буду выглядеть всегда!

     Как обычно, после игры, Алекс пошел  провожать Риту и в разговоре опять подчеркнул:
 - Удивительно! Будто в тебя вставили новую батарейку!
Рита  улыбнулась и ответила:
 - Да, я сама ее заменила на новую. Правда, моя батарейка не обычная. А... у тебя бывает так, что кто-то внутри с тобой разговаривает?
 - Конечно. Я часто общаюсь сам с собой и это бывает очень полезно. Вылезают такие скрытые капканы...


     Поднявшись в квартиру, Рита сразу заговорила с внутренним критиком:
 - Эй!  Почему молчишь?
 - Из вежливости. Ты гуляла с молодым человеком и я не хотел мешать. Кстати, он очень даже ничего.
 - Ты хочешь поработать свахой?
 - Можно и свахой. Приглядись к нему.
Девушка ничего не ответила. За окном пошел снег.  Рита подумала: «Опять утренняя работа для дворника». Она выглянула в окно. Напротив него, во дворе, стоял фонарный столб. В свете фонаря падающие снежинки серебрились, кружась, завораживая взгляд. Рите захотелось рисовать. Вдруг она увидела, как из ее подъезда вышел мужчина и подошел к автомобилю, который она знала на ощупь. Именно багажник этой машины она обнимала, когда подскользнулась и первый раз встретилась с дворником Андреем. Мужчина открыл дверцу автомобиля, но не сел в салон, а повернулся и посмотрел вверх. Рите, с высоты третьего этажа, показалось, что он смотрит на нее. Почувствовав неловкость, девушка задернула штору и, взволнованная, спросила своего внутреннего собеседника:
 - Мой мудрый друг! Объясни мою реакцию на эту машину.
 - Во- первых: у тебя реакция не на машину, а на мужчину. Во-вторых: на этом автомобиле, на заднем стекле улыбающийся смайлик и надпись «Лови момент!».
 - Вот я и пойду рисовать, пока поймала момент снежного вдохновения.


     Утром девушка опять встретилась с дворником. После Крещенского снегопада эти встречи превратились в традицию. В этот раз Андрей задал вопрос, который привел Риту в замешательство:
 - Если бы тебе предложили круиз по Средиземному морю на комфортабельном лайнере и поход дикарями по Карелии, что бы ты выбрала?
 - Сложный выбор... Для меня было бы интересно побывать и на Средиземном море, и в Карелии, но... главное — с кем я туда отправлюсь.
 - А с кем хотелось бы?
 - С любимым человеком или другом, хотя для меня это два в одном.
 - В твоей жизни есть такой человек.
 - Это вопрос или утверждение? Если утверждение, то ты ошибаешься. Я спешу на работу. Хорошего дня.
Девушка  приветливо улыбнулась и поспешила уйти, почувствовав нарастающее напряжение между ней и дворником.

     Появившись на работе, Рита заметила, что коллеги ведут себя сдержанно по отношению к ней. Женский коллектив! Критик прошептал: «Спокойно. Обычная женская зависть. Ты просто хорошо выглядишь.»
     После утренней планерки, шеф попросил Риту задержаться. Девушка терялась в догадках, но сохраняя внешнее спокойствие, приготовилась к любому исходу разговора. Но услышанное, оказалось неожиданным: шеф похвалил ее за хорошую работу и предложил должность ведущего специалиста, соответственно с повышением оклада и руководством группы из пяти человек, которые сидели с ней в одной комнате. Рита попросила время на размышление. Шеф согласился на «подумать до завтра». Девушка вышла из его кабинета. Критик сейчас же откликнулся:
 - Результат не заставил себя ждать! Замечательно! О чем ты собираешься думать? Что-то не так?
 - Я занимаюсь не своим делом.
 - Это новость! Ты приложила столько усилий, чтобы попасть в эту компанию, много работала, тебя оценили по достоинству — что случилось?
 - Ты мне посоветовал найти себя. Я это делаю.
 - С момента нашего разговора прошло два часа! И какое, вдруг, к тебе пришло осознание?
 - Мне хочется рисовать.
Критик замолчал. Пауза затянулась. Рита вздохнула и выразила свою последнюю мысль:
 - Ты прав, как всегда. Я соглашусь на новую должность. Это мой заработок. А рисовать я буду всегда. Для души. А дальше — жизнь покажет. Так ты говоришь?
 - Да. Ты хорошая ученица.
Рита сразу вошла в кабинет шефа и дала свое согласие. Вернувшись в свою рабочую комнату, девушка поняла причину сдержанности коллег: они были в курсе ее назначения. Рита подумала: « Теперь придется выстраивать новые отношения в коллективе. Опять учиться.»  Критик ее подбодрил:
 - Ничего. Это — опыт. Вместе — прорвемся!

     Утром Рита обнаружила, что в ручку входной двери вложен конверт. Она быстро вскрыла его, вытащила лист бумаги с печатью и подписью, и прочитала текст. Ей предлагали место художника в дизайнерской фирме. Рита удивилась и растерялась. Она не афишировала свои способности к рисованию, о дизайнерской работе и мечтать не могла. Спускаясь по лестнице, девушка пыталась сложить пазл, но он не складывался. Критик сразу стал высказывать свои соображения:
 - Подозрительное письмо. Развод какой-то. Нужно узнать, существует ли такая фирма.
 - Ты прав. На работе сделаю запрос.

     Дизайнерская фирма действительно существовала и пользовалась спросом. Рита позвонила туда и секретарша подтвердила о свободной вакансии. Нужно было только в недельный срок предоставить  свой дизайнерский проект на рассмотрение.  Секретарша не знала откуда у них информация о Рите-художнике.

     Вечером, придя домой,  девушка переоделась в домашнюю пижаму, села на диван, обняв подушку, и вдруг сказала:
 - Знаешь, а я рада, что  мое несостоявшееся крещенское гадание преподнесло сюрприз в виде такого собеседника. Жаль будет расставаться.
 - А я не сюрприз. Я твой внутренний голос, который в тебе был всегда. Только ты прежде меня не слышала.
 - Значит мы не расстанемся?
 - Посмотрим на твое поведение. Жизнь покажет.
Рита ударила сама  себя подушкой и прокричала сквозь смех:
 - Ах, ты шантажист! Это я посмотрю на твое поведение...
Успокоившись и поужинав, Рита принялась за работу над дизайнерским проектом. Критик не вмешивался. Пусть творит!

     На следующий день Рита зашла в магазин сувенирных товаров. Обычно там было безлюдно и девушка разглядывала предметы творчества, как в музее. Но, в преддверии женского праздника,  в магазине толпились мужчины. Рита увидела на полке чашку, похожую на ту, что разбилась на Крещение. На ней была знакомая фраза  и сердце, вместо улыбающегося смайлика. Девушка подумала: «Может купить? Нет. Я же меняюсь!». Стоящий рядом мужчина обратился к Рите с вопросом:
 - Девушка! Я хочу сделать подарок своей любимой, но не определился с выбором. Посоветуйте! Что бы вы купили для себя?
Рита, продолжая смотреть на чашку, ответила:
 - Чашку с надписью «Лови момент!»
 - Благодарю! - произнес мужчина. Рита повернула голову и встретилась с зелеными, внимательными глазами. Она улыбнулась незнакомому человеку и вышла из магазина.      

     Выходной, да еще праздничный женский день! Рита позволила себе поспать лишний час. Но только девушка успела привести себя в порядок, как зазвонил домофон. Оказалось, что это служба доставки. Рита открыла дверь и посыльный, поздравив с праздником, передал ей букет из пяти роз и упакованную коробку. Девушка расписалась в получении подарка, но данные о заказчике  посыльный ей не сообщил.  «Может это от Алекса? » - предположила Рита. Она развернула бумагу и открыла коробку. С возгласом «Вот это сюрприз!», девушка извлекла чашку с изображением сердца и надписью «Лови момент!».

     Десятого марта Рита, во всеоружии, собралась на собеседование в дизайнерскую фирму. На работе она взяла отгул. Выйдя из квартиры, Рита посмотрела на свою настенную картину. Это было излияние ее души. Девушка почувствовала прилив сил и, вдруг,  заметила, что рядом со словами «Лови момент!», красовалось нарисованное сердце. Выйдя из подъезда, она не увидела Андрея и подумала с грустью: «Снега больше нет, значит нет и снегоуборочного дворника. Жаль.»

     Подходя к офису дизайнерской фирмы, Рита заволновалась. Она остановилась, чтобы выровнять дыхание и увидела припаркованную машину с картинкой на заднем стекле. Знакомая надпись и улыбающийся смайлик.
 - Лови момент! Вперед, к мечте! - бодро произнес голос.
 - Ловлю! - ответила вслух Рита и вошла в офис.
Уютное, со вкусом оформленное помещение понравилось девушке. Она представилась и секретарша ответила:
 - Андрей Николаевич вас ждет.
Войдя в кабинет директора, Рита увидела мужчину, стоящего к ней спиной. Она поздоровалась. Мужчина повернулся к ней лицом и произнес:
 - Здравствуйте, Маргарита. Я рад вас видеть. Присаживайтесь.
Они сели напротив друг друга и наступила пауза. Рита поняла, что знает этого человека. Фигура, губы, зеленые глаза, голос. Пазл начал складываться. В голове Риты замелькали картинки, образы, фразы.
 - Так это  все ты?!- негодование захлестнуло девушку. Она резко встала, с желанием уйти, убежать от этих пристальных зеленых глаз, которые обычно скрывал накинутый капюшон.
Андрей остановил ее и опять посадил на стул.
 - Прости! Я немного увлекся своей игрой. Но выслушай меня, пожалуйста!
Рита приложила усилие, чтобы успокоится, а голос зашептал:
 - Дай ему шанс. Ты же к нему не равнодушна.
Девушка выдохнула и сказала:
 - Я тебя слушаю.
 - Все началось с того дня, когда ты подскользнулась на дороге. Потом мне стало интересно с тобой разговаривать, тебя видеть. Я ведь твой сосед. Живу в квартире напротив. Только я ее не снимаю, она моя собственность. Я владелец этой дизайнерской фирмы. Потрясением стала твоя картина на стене. Я понял, что влюбился. Захотел узнать о тебе больше и узнал. Ты  - женщина, с которой я хочу быть вместе.
 - А как же дворник?
 - Это - как хобби. Люблю чистоту и красоту. Договорился, что буду убирать снег.
 - Снегоуборочный дворник? - уже с улыбкой сказала Рита
 - Да. Именно так.
Андрей тоже улыбнулся, понимая, что девушка уже не сердится, и продолжил:
 - Получилось по Грибоедову: «Рассудку вопреки, наперекор стихиям!». Мне захотелось сделать тебе сюрприз.
 - И тебе это удалось!
А внутренний критик добавил:
 - Неожиданный финал! Оказывается, не только я твой Крещенский сюрприз!