Школьная повесть

Евгеника Мороз
 "То, что нас не убивает, делает нас сильнее." Фридрих Ницше.

Женька сына в школу повела, в первый класс! И оказалось, что она из мамочек самая молодая. Другие мамочки серьезные такие, солидные, в хороших прямых юбках, лет на десяток каждая Женьки мудрее, опытнее.
А Женька девчонка девчонкой, да и какая солидность, скажите пожалуйста, в 26 лет?
Мамочки на Женьку сначала и внимания не обратили, наверное сестра..
А позже ошибку поняли и удивились, какие молоденькие  мамочки бывают. И дружно незалюбили. Во главе с Классной.

Классная, Любовь Андреевна, дамой оказалась симпатичной и улыбчивой,
и за улыбкой, открывающей такие милые ямочки на щеках, Женька не увидела поначалу ничего пугающего.

Женьку в родительский комитет пригласили. Ну как пригласили.
Сказали, надо. Сказали, ноги молодые - будете исполнять. Сказали, необходимо, сказали, важно для сына.

Раз для сына, что ж, пусть будет комитет.
И пошли они с комитетом по домам, знакомиться с семьями.
Каждое знакомство проходило чинно- благородно, на уровне. Комитет звонил в дверь, потом минут пять отказывался от чая, потом соглашался и чай пил.

Беседы вёл степенные, серьезные. Что класс с усиленной программой, и конечно все рады и счастливы, и Любовь Андреевна, конечно, тоже счастлива и рада, и ответственность на ней преогромная.
Любовь Андреевна поначалу смущалась грамотно, практически по Станиславскому, но потом, двумя-тремя минутами позже, соглашалась со своей значимостью и восторги материнские принимала уже уверенно.

Женька скучала страшно, прямо маялась этими походами. Будто манекены за столом, будто все понарошку, будто взрослые люди играют в куклы сами  собой.
И никто ничего по настоящему важного не спрашивал, а Женьке очень надо было знать, как проходит адаптация к школе, как усиленная нагрузка сказывается на таких еще малышах, какой распорядок дня лучше, на что внимание обратить в первую очередь.
Но сама спрашивать не могла, стеснялась. Чувствовала, что они с комитетом не вместе, не союзны совсем.

Пришло время и ей комитет принимать.
И решили они с мужем слегка пошутить, разбавить, расшевелить чопорность официального приема.

У мужа кухонный наряд был, фартук и бандана, все в черно-желтую клеточку,
с оборкой.
Женька еще к прошлому февралю одарила мужа таким смешным подарочком, и он любил в этом гостей встречать, забавлялся.

Напекла пирожков, кексы приготовила, застелила стол красивой скатертью,  взяла дамский журнальчик и уселась в кресло.
В доме стоял аромат свежей выпечки, все было готово, с минуты на минуту ждали гостей.
Когда раздался звонок, муж распахнул двери, и  приветствуя классную и двух комитетных дам, улыбнулся широко, проходите, мол, у меня все готово.
Только пирожки из духовки вынуть!

- Женька! - крикнул, - встречай!
А тут и Женька из комнаты выходит, легкомысленно модным журнальчиком помахивает , здоровается, приглашает пройти!
Комитет напрягся, набычился, но в комнату вошел и присел на диванчик.

Муж споро приносил из кухни угощение, расставлял тарелки, чашки, блюдца из красивого сервиза.
Принес в корзинках кексы и пирожки, налил всем чай!
Женька изображала контроль и только салфетки попросила поменять, эти к сервизу совсем не в тон, разве не видишь?
Комитет сидел не шелохнувшись, выпрямив спину и дыша через нос!
Полное непонимание момента читалось на всех трёх напряженных лицах.
К чаю приступили в тишине.
Женька уже понимала, не простят!

А муж, еще весь в своей роли, подкладывал на тарелочки кексы и обещал поделиться рецептами.

Разговора так и не вышло.
Когда Женька спросила про распорядок, про нагрузку, Классная вскочила, крикнула "нам еще в две семьи надо успеть", и всем комитетом дамы выбежали за дверь.

*****
Муж понял не сразу. Хохотал, снимая  фартук и бандану, успокаивал встревоженную Женьку.
- Что такое, что с тобой? Ну это же замечательно - такая семейная гармония в классе. Будем образцово- показательными.

- Не будем! - Женька уже сильно жалела о случившемся, интуитивно понимала - ошибка это. - Не будем, не запишут.
Что шутка, скорее и не поняли . А вот что мы не такие,как все, или даже скорее, не такие, как надо, угадали безошибочно.

Права оказалась Женька.
Мало того, что молоденькая, хорошенькая, одета, как картинка, необычно, неправильно, уже есть за что не любить, так еще и посмотрите, муж не только в море ходит помощником капитана, деньгу заколачивает, так еще и пироги печет и посуду моет.
А красавец какой!

 Не одно материнское сердце на очередном собрании родительском замирало, видя, как в его глубоких карих глазах загорались желтые искорки. Только загорались они для Женьки исключительно, и ни флиртом легким, ни комплиментом так ни разу он ни одну и не побаловал.

А потом в долгий рейс ушел, и оставил Женьку  Классной и комитету на растерзание.

*****
Шли недели, понемногу влились в  учебный процесс. Режим Женька менять не стала,  нагрузка большая, привыкнуть надо. Вела сына в школу, бежала назад, обед готовила, потом вязала или шила на него, на сыночка любимого.
 Форму давно отменили, а проблему найти в магазинах что-то приличное оставили.

 Вот и шила Женька ему и брючки и рубашечки, и куртки- пилоты, и меховые шапки.
 В час из школы забирала, обедом кормила и спать укладывала. Потом отдохнувшего и румяного за уроки садила, потом кино смотрели или мультики, или читали вслух, с выражением, эмоционально, одну сказку Женька сыну, одну он ей.

По выходным, как снег выпал, с гор катались, к бабушке в гости ходили.

И Новый Год был не за горами уже, готовились.

*****
Конкурс костюмов обьявили незадолго до утренника, и Женька рукава засучила.
Решила нарядить своё солнышко  Алладином.
Пол дня провозилась,  сшила широкие шальвары из золотой парчи, навертела из неё же чалму на тонкую трикотажную шапочку, закрепила аккуратно складки, приколола брошь с бисерной бахромой.
 Черную жилеточку обшила золотой лентой, и  тонкий бежевый свитерок пришелся сюда очень кстати.

Праздник удался, Димка Алладином получился прекрасным, и лицом, и нарядом удался, чисто восточный принц!

Все хорошо, лишь недовольно поглядывала Классная, поджимая губы, да комитетная дама высказалась "Это зачем же такую ткань богатую на баловство пустили? Можно же было платье сшить! "

Но Женька поулыбалась, пропустила все мимо, не объяснять же даме, что для платья ткань богатая не годится совсем, грубо, пошло, по сельски.

До каникул два дня.
Осталось пройти тест по чтению и гуляйте, отдыхайте, заслужили.
Женька за сына не переживала. Читал тот с пяти лет бегло, да и сказки вслух дали свой результат. Помня, что "с выражением" надо, он не стеснялся, не смущался, выдавал эмоции вдохновенно.

Женька сыночка перед тестом проверила, посчитала сколько слов в минуту, осталась довольна. Хоть и не понимала, зачем это в продвинутом классе, знала, все дети читают хорошо.

*****
В назначенный день позвонили и вызвали в школу. Ничего не сказали, Женька встревожилась.

Классная встретила молодую мамочку неприветливо, губы плотно сжаты, глаза колючие.
- Что ж это вы, Евгения, сына читать не научили? Тест показал плохие результаты, ребенок не сможет понимать прочитанное, будет отставать. В нашем классе ему трудно придётся. Я думаю перевести вас в класс с более легкой программой.
Женька непонимающе смотрела на Классную, спросила :
- А какой результат, простите? Это  скорее всего ошибка, он читает лучше многих.

- 25 слов в минуту. Этого недостаточно, норма 30.

Женька облегчённо выдохнула и засмеялась, ну конечно ошибка.

- Что вы, Любовь Андреевна, быть этого не может. Мы насчитывали 65 слов, и это без союзов и предлогов. Я не знала, как правильно, поэтому считала в меньшую сторону.

Любовь Андреевна сделала неопределённый жест, будто отгоняя назойливую муху, велела не расстраиваться, в других классах тоже дети учатся, и перевод не наказание , а помощь.
Женька напряглась.

 Конечно, авторитет Классной был незыблем для многих, но к этому времени Женька уже понимала, что любой человек с авторитетом, властью, опытом прежде всего человек, и чаще всего человек жесткий и самолюбивый.

Возражений не терпящий.
Пресекающий возражения на корню властью и авторитетом своим.

Но и то, что  у взрослого, опытного педагога такая ошибка случайно не случится тоже понимала отчетливо.

Пару секунд ушло на то, чтобы с духом собраться и слабину не дать, не отступить, не испугаться.

-Любовь Андреевна! - Женька спокойно смотрела в колючие глаза, - мы пришли в этот класс хорошо подготовленными.
А давайте поступим просто, прямо сейчас проведем тест в кабинете директора!
И тогда станет понятно, что произошла ошибка, недоразумение.

Классную будто в грудь толкнули, не ожидала отпора, готова не была.

Заговорила торопливо, непривычно суетясь. Зачем же сейчас? Завтра каникулы, за две недельки подтянетесь, позанимаетесь, показатели повысите, а уж она, дорогая наставница, похлопочет мальчика в классе оставить.
Сейчас зачем директора беспокоить, и секундомера у неё с собой не случилось, какой же без секундомера тест?

Женька, выходя уже из класса, пообещала секундомер достать незамедлительно, и директора побеспокоить обязательно, в союзе ли с нею, Любовью Андреевной, без неё ли, это самой Классной решать.

И, взяв сына за руку, вышла.

В спортзале у физрука секундомер одолжила, поспешила к директору.
А Классная там уже, торопливо что то Директрисе рассказывает, увидела Женьку, поджала губы.

Сначала они Женьку минут пять от теста отговаривали, потом авторитетом пугали, потом стрессом для мальчика, зачем же, ведь это волнение лишнее, нельзя так!

Женька долго не слушала, сказала или тест здесь и сейчас, или завтра в городской управе, в отделе образования.

Делать нечего, Классная открыла принесенную с собой книгу, и Женька досадливо поморщилась.
Общий тест для класса проводили на примитивном тексте чуть ли не про "мама мыла Милу" напечатанном огромными буквами, ей сын рассказал, пока к директорскому кабинету шли.
Он даже сказал, что прочитал быстро и все, слова кончились, а  Классная еще долго ждала, чтобы кнопку нажать.

А сейчас перед Димкой лежала "Родная литература" за 4 класс, и открыли ее на последних страницах.

- Читай! - Классная ткнула в начало рассказа.
Димка начал :
- "У меня была мордашка.. Звали её Булькой. Она была вся чёрная и только кончики передних лап были белые.."

Он читал ровно, уверенно, четко проговаривая слова. На исходе минуты посчитали слова, и  даже Женька удивилась - 82. Оказалось, предлоги, союзы тоже считаются, поэтому и вышло настолько больше прежних 65ти.
Неловкая пауза затянулась, все молчали, и вдруг Классную осенила какая-то мысль.
- Ребенок не может читать так быстро и понимать смысл! Дмитрий, про что рассказ, перескажи, если понял.

А дальше Женька только переводила взгляд с Директрисы на Классную, откровенно  торжествующий.

Димка рассказал и что автор рассказов про Бульку Лев Толстой, и что читали они их летом, и как нравились ему эти рассказы .
 И что  "мордашка" - это устаревшее название породы бульдог, и что прикус у таких собак неправильный, и что первые рассказы ему понравились, а последний нет, потому что Булька погиб.

И Димка, вспомнив отчетливо, как все закончилось, стал тихо всхлипывать.

Женька прижала его к себе, вытерла слезы, поцеловала, повернулась к дамам и спросила :
- Ну что, Любовь Андреевна, вы еще сомневаетесь в понимании прочитанного?
Взяла сына за руку, и они вышли.

Классная так никогда и не простила Женьке той непокорности, и Димке почему-то не простила.

*****

Война длилась три года.
Три долгих года Классная настраивала родителей против Женьки, пресекала начинающиеся с Димкой дружбы, занижала оценки.
И только близость с сыном, поддержка во всем и его уверенность в себе помогли им не сломаться.
Димка часто спрашивал, почему так?
Почему такая несправедливость?
И Женька отвечала "не знаю, наверное  мы с тобой неправильные!"
Хватала его в охапку, кружила..
Отпуская говорила, подожди, все скоро изменится.
И да, изменилось. Правда, не скоро.

*****

Димка в средние классы перешел.
И с учительницей повезло ему здорово.
Галина Сергеевна будто разглядела его сразу, будто поняла безошибочно, на какие кнопки жать.
И стал он и помошником ей, и примером и первейшим другом многим своим одноклассникам.

Женька за сына радовалась, в школу ходила с удовольствием, Галине Сергеевне не раз говорила - Вы его первая учительница!
По выходным в доме всегда гостила толпа мальчишек , Женька их пирогами угощала, чаем поила.
В старших классах Димка девочек приводил, и ходили они потом уже сами к Димкиной маме то с новостями, то за советом.

А Любовь Андреевну Димка наказал.

Может случайно так получилось, может намеренно, а произошло вот что.

На выпускном, когда Димку и за активность, и за помощь, и за учебу чествовали, он небольшую речь сказал.

Про учительницу первую свою.
Как она его всему научила, другом всегда была, и строга временами, а  чаще добра и внимательна.
И если бы не она, может и не стал бы Димка так стараться, а тут захотел, чтоб она им гордилась.

И в тот момент, когда Любовь Андреевна с улыбкой фальшивой приподнялась уже в кресле, приготовилась принять почести, Димка подбежал сначала к Женьке, та букет наготове держала, а потом с букетом к Галине Сергеевне.
Цветы подарил, руку поцеловал, сказал "спасибо".
Мамы выпускников слезы себе позволили, зашумели аплодисменты.
И только Женька заметила, как разлилась краска досады и злости по лицу бывшей Классной.

Потом их Галина Сергеевна пожурила слегка, сказала, не стоило так жестоко.

Димка упрямо сдвинул брови, помолчал немного, потом произнес :
- Я сказал правду! Вы же сами меня этому учили!
Женька посмотрела на Галину Сергеевну и увидела, как парой слезинок блеснули глаза за стеклами очков.
Учительница, настоящая Первая учительница притянула к себе Димку, обняла и тихо сказала "Оставайся таким всегда! Постарайся остаться таким!".

Женька с сыном вышли из школы в теплый июньский вечер, и пошли домой.

Впереди была новая жизнь.