Текст, обнаруженный при раскопках древней тюрьмы

Константин Скальский
(перевод с древнеарамейского)

…осталось мне три четверти свечки до тех пор, пока не наступит полная темнота и писать эти строки я уже не смогу. Спасибо и на том, что удалось дать на лапу вертухаю и выпросить у него лист бумаги и огрызок свечи. Уговорить его на это дело было весьма сложно, так как, будучи индивидуумом недалеким и неграмотным, он едва ли способен понять, зачем человеку может понадобиться бумага и карандаш, если с восходом солнца этого самого человека с большой долей вероятности ожидает «вышка». Впрочем, что с дурака взять…

Я с самого начала чувствовал, что это все закончится плохо, а интуиция меня никогда не подводила. Еще позавчера, наблюдая, как вся наша дружная компания аппетитно чавкает и выпивает на сон грядущий, я чувствовал, что кто-то из них меня таки сдаст с потрохами. Я даже догадывался кто, хотя для этого и не обязательно обладать какими-то сверхспособностями. Достаточно следовать элементарной логике. Самое гнусное предательство обычно совершает существо, которое больше всех заглядывает тебе в рот и при первом же случае лезет обниматься. Отец всегда говорил мне что сила, с которой человека любят, обычно примерно равна силе, с которой его же ненавидят. Поэтому мой вам совет: опасайтесь тех ваших ближних, которые кажутся вам самыми безобидными и дружелюбными. Дружеские объятия и поцелуи порой могут закончиться поломанными ребрами, огрызком свечки в сырой яме и тяжелым бревном на хребет прекрасным весенним утром. Поверьте, я знаю, о чем говорю…   

Впрочем, во всем есть и хорошая сторона, о ней-то и нужно всегда помнить. Всегда думайте о хорошей стороне жизни! Наблюдая, как неумолимо тает свечной огрызок, я отчетливо понимаю, насколько мало времени для земной жизни отведено человеку. Время, хоть и является категорией придуманной самими людьми, тем не менее имеет глупое свойство течь только от прошлого к будущему. Невольно в голове возникает вопрос: стоило ли тратить это самое драгоценное время на попытки привести толпы идиотов к духовному просветлению? Тем более, что лишь немногие из общего стада способны оценить ваши усилия. Увы, у тех, кто привык бродить в стаде, меняется физиология и желудок начинает работать вместо мозга. Попытка поменять их местами порой приводит к тупому неприятию этой попытки как самим индивидуумом, так и всем стадом. Поэтому можно сутками без толку рассказывать о рецептах спасения души и обретения бессмертия и, в итоге, получить камень в голову. Так уже было со многими праведниками, которые пытались открыть людям глаза. И чего с ними только не делали! И забрасывали камнями, и резали на части и прибивали ржавыми гвоздями к грубо обработанной древесине. Замечали?

Вообще то люди достаточно быстро умеют организовываться в стадо. Стоит превратить пару ведер воды в дешевый алкоголь, как народ сразу же примется бродить за тобой везде, восхваляя твои таланты! Дальше всегда возникает замкнутый круг: чтобы усвоилась хоть часть информации, которую ты хочешь вложить в мозги людей, тебе придется «держать аудиторию», проделывая цирковые фокусы регулярно. А значит, найдутся и те, кто будет торговать билетами на эти представления. Через некоторое время именно эти люди поймут, что стоимость билетов может значительно повыситься после смерти самого фокусника. Помер – не помер… шоу должно продолжаться! Дарю эту фразу любому, кому она понравится.

Чинить табуретки я никогда особо не любил. Отец всегда говорил мне, что верный признак того, что ты делаешь что-то не так – это если ты замечаешь, что эта деятельность не приносит никаких результатов в течение долгого времени. Потом всегда добавлял: если это доходит до человека очень долго – он, скорее всего, идиот…

С табуретками у меня не сложилось. Сам я это понял, кстати, уже в зрелом возрасте. Это обстоятельство некоторое время вызывало у меня сомнения насчет того, насколько я вправе давать советы другим. Но все же есть у меня такой талант: сразу вижу, если другой человек делает что-то не так и не могу сдержаться от комментариев по этому поводу. Например, если кто-то ловит рыбу в мертвом море, или воюет с кем-то почем зря, или еще того хуже - служит на какой-то тухлой государевой службе. Это загадочное свойство моей натуры, собственно, и привело меня в итоге в сырую яму.

С другой стороны, кто-то же должен помогать людям, даже если в большинстве случаев такая помощь является пустой тратой времени! Кстати, помощь людям иногда все-таки помогает прославиться. Вот, например, не далее, чем вчера, по дороге в это чудное место меня кто только не пинал… А то ли еще будет!

Конечно, в большинстве случаев люди понять очевидное самостоятельно не способны, вместо этого они действуют так, как делает все стадо. Например, если все вокруг любят рыбалку, значит любите ее и вы.

Кстати, сделаю лирическое отступление. Вот чего я никогда не понимал, так это рыбалку! В чем тут может быть удовольствие? На мой взгляд нет никакого кайфа в том, чтобы часами кормить комаров в провонявшей рыбой лодке, дожидаясь того прекрасного момента, когда оно «клюнет». Однажды проходя мимо сидящих в лодке унылых рыболовов, не удержался, спросил:

- Мужики… а оно вам надо?

Меня, естественно, сразу же послали изощренным арамейским оборотом. Потом некоторое время чего-то соображали, глядя мне в спину. В конце концов, пришло прозрение. В такие моменты человек не всегда понимает, что делает. От неожиданности оба бедолаги бросили свою лодку, рыболовное барахло и наловленных пескарей, прыгнули в море, баттерфляем добрались до берега, догнали меня и настойчиво потребовали уточнений. И пришлось, таки, объяснять! 

Веселее всего, кстати, объяснять такие вещи разным чиновникам, государевым служащим и подобным им бездельникам. Вы замечали, что у всех, без исключения, представителей государства, имеется постоянное чувство неудовлетворенности собственной деятельностью, а также страх перед неизбежным будущим, в простонародье именуемый емким словом «мандраж»? Именно поэтому у всех этих людей весьма скверный характер и слабое здоровье, при видимой иллюзии полного благополучия. Кстати, с этим как раз и связан тот факт, что чиновники являются, в основной своей массе, весьма непривлекательным народцем: лишний вес, дебильное выражение лица, явные признаки шизофрении, дефекты дикции… Тот же недуг преследует всякого рода цезарей, кесарей и прочих «кормчих» нации. Даже несмотря на то, что на поддержание их внешнего вида расходуется неприлично огромная часть государственного бюджета, выглядят они все равно как (неразборчивый древнеарамейский оборот).

Вот, к примеру, сборщик римских налогов, работающий в еврейском государстве, это, скорее, персонаж комический, нежели трагический. Особенно туго в этом случае с арифметикой: ведь очевидно, что основательная часть собранных шекелей, из тех налогов, которые добропорядочные евреи со слезами на глазах недоплачивают любимому императору оккупационной власти, как намагниченная прилипает к карманам тех, кто эту часть благополучно не доносит в казну не менее любимого кесаря. Начальство, конечно, рано или поздно разберется между собой, у кого больше украли… но что делать грешным государевым людям, когда им начинают задавать неловкие вопросы их же коллеги из карательных органов? Кстати там тоже работает много евреев.

Отец всегда говорил мне: если ничего не понятно, нужно пересказать все своими словами. От себя добавлю: не делайте это вслух. И уж точно никогда не делайте этого перед налоговиками и священниками! Первые станут ходить за вами и все записывать, вторые – скажут, что вы больны и сдадут вас карательным органам, убедив всех в вашей очевидной опасности для окружающих! Игнорирование данного правила уже стоило мне ребер…

Ну вот, пришел вертухай и с пьяным откровением пожаловался на жизнь. После прямого вопроса о том, что именно его не устраивает, он задумался. Он почесал тыковку под шлемом, помычал что-то невнятное, потом сказал, что его все не устраивает: ни работа, ни зарплата, ни здоровье… он хочет все поменять. На это я ему предложил немедленно прекратить такое бессмысленное существование. Если вы хотите поменять вид деятельности, то первое, что вам следует сделать, это перестать делать то, что вам надоело. Глубина этой мысли настолько поразила его воображение, что он без просьбы принес мне еще один огрызок свечи и бумагу. В глазах даже появилось некое подобие мысли. Вот так, друзья мои, работает волшебная формула «встань и иди»! 

Да… так на чем это я остановился? Еще одно загадочное свойство человеческой природы, о котором хотелось бы упомянуть - желание сразу же куда-то бежать в истерике и что-то делать, как только приходит первая искра понимания. По какой-то неведомой мне причине, практически каждый индивидуум, едва прикоснувшийся к сакральным (в его представлении) знаниям, тут же начинает считать себя экспертом в данных вопросах и на всех непросвещенных поглядывает свысока. В особо запущенных случаях, он настолько проникается собственной мудростью, что начинает искренне считать самого себя гуру - учителем и начинает давать советы космического масштаба и космической глупости. Однажды меня это утомило, и я решил провести выездной однодневный семинар, в процессе которого хотелось объяснить всем просветленным, что их просветление в данный момент еще не настолько светлое, как им кажется. Народа собралось много. Долго рассаживались, чесали задницы, говорили друг с другом о погоде, видах на урожай и очередных идиотских указах, сдуру подписанных любимым кесарем. Появился я, и народ тут же затих, ожидая привычного превращения воды в алкоголь, камней в хлеб и ослиного говна в мармелад. Мол, в афишах обещали, что будет интересно.

Чтобы сконцентрировать внимание, пришлось пообещать фуршет в конце мероприятия. Сначала все-таки лекция, в процессе которой я планировал плавно подвести народ к мысли о том, что этого самого фуршета Бог может и не дать. И начал я с того, что попытался объяснить людям тот простой факт, что познание вселенной совершенно не гарантирует им материального благополучия. Как бы усердно ты не долбил лбом пол в какой-нибудь синагоге, толку от этого будет мало, если ты при этом не ходишь на работу. А если тебе мало того, что ты зарабатываешь, тогда уж точно бесполезно тратить время Создателя на выслушивание твоих жалоб и глупое нытье. Лучше потратить то же время на что-то более полезное, вроде самообразования или оздоровительной гимнастики. Вполне возможно, что, увидев ваши усилия, Бог и поможет…  Да и вообще, если вы чего-то хотите, но не можете, проблема вовсе не в том, что вы этого не можете. Проблема в том, что вы этого хотите! Будьте терпеливы и будет вам счастье. Прекратите засорять эфир молитвами о новых шмотках или понравившихся барышнях. Ведь у Бога, которому вы уже изрядно надоели своими просьбами, есть два варианта: либо дать вам того, что вы хотите, но так, чтобы вы уже этого не захотели, либо не давать этого вам никогда. В первом случае обожаемая вами красавица окажется стервой, у нее будет такая же мамаша и, в конце концов, она таки уйдет жить к соседу, отсудив у вас значительную часть имущества. Во втором, любимый кесарь отправит вас в армию куда-нибудь на границу империи, где вам придется тесно общаться исключительно с мужским коллективом… В конце концов у Создателя тоже есть чувство юмора!   

Говорил я долго, аж вспотел. Рядом сидел какой-то мужик, и сосредоточенно все записывал. И уже в тот момент, когда я списком выдал в эфир практически все наиболее важные вещи, я случайно заглянул в эти записи и обнаружил, что они практически не соответствуют тому, что я целый час вбивал в головы сонного народа. Возможно, бедолага и пытался все записать, но вы же сами понимаете, что говорил я гораздо быстрее, чем он успевал записывать. Пока я удивленно двигал челюстью, мужик по-деловому собрал свои вещи и затерялся среди толпы. Я практически уверен в том, что он очень скоро составит из своих записей какой-нибудь священный талмуд, напялит на себя блестящий балахон и примется нараспев читать все то, что ему удалось нацарапать на своих бумажках. Чтобы читать было удобнее, будет построен большой сарай с бессмысленной лепниной на фасаде, который конечно же назовут каким-то очередным «храмом истины» или чем-то подобным. Вход, по традиции, будет платным… И ведь это же не первый раз! Посмотрите сколько храмов! Над ними возвышаются позолоченные статуи адептов, под статуями ряженные дураки читают умные проповеди, в каждой из которых дают советы собравшимся о том, как им жить на белом свете. И никто не замечает, что в подвалах храмов всегда живут крысы…

Ну вот, опять пришел вертухай и сказал, что он немедленно освободит меня так как к нему пришло «просветление», вокруг него загорелись кусты, в облаках появилось сияние, крылатые полуголые мужики и т.д. Все эти невнятные алкогольные видения привели его к мысли о том, что он обязательно должен сделать «доброе дело» и выпустить меня на свободу. Он даже начал греметь ключами, пытаясь попасть в замочную скважину. Пришлось объяснить бедняге что это его «доброе дело» закончится тем, что бревно на хребет получим мы оба и уже без всяких вариантов, так как во-первых - в пустыне далеко не убежишь, а во-вторых - побег арестанта автоматически докажет его вину и отменит необходимость соблюдения процедур и проведения последующих следственных действий. Поэтому гуманнее с моей стороны будет не пользоваться его пьяной добротой и таки досидеть в яме до утра. А вот если он и правда хочет сделать доброе дело, можно для начла ограничить употребление дешевого алкоголя и перестать колотить несчастную жену по вечерам… Бедняга задумался и снова куда-то ушел, испуганно на меня оглядываясь. Это был как раз тот случай, когда правду говорить абсолютно не легко и совершенно не приятно. Что уж тут поделаешь.

Доброта, к сожалению, – это лишь одна из форм абсолютной жестокости.

Впрочем, куда-то бежать уже и нет смысла. Пока я царапал бумагу, это самое придуманное людьми «время» дотащилось до рассвета. С восходом солнца я наконец точно узнаю, чем именно закончится моя доброта и любовь к ближним. Конечно, можно было бы на радость публике превратить бревно в хлеба, наслать на «город мира» энное количество казней или устроить очередной фейерверк, но, если честно, делать это все ваш покорный слуга слегка подустал.

Отец всегда говорил мне: жизнь – это как коробка с шоколадными конфетами… никогда не знаешь, какую из них ты съешь первой. От себя добавлю: независимо от того, какую из этих конфет ты съешь первой, любая из них может помочь тебе заработать ожирение и диабет.

Так что пусть все идет своим чередом.
Да будет так…