Лето

Вера Армашова
  Весну и лето мы были заняты одним:что то найти и съесть. В дело шло всё подряд
  цветущее:молодые побеги и листочки на клёнах и липах,дикий чеснок и лук,трава
  анис и пышник,конопля и другие травы,от которых языки и рты были зелёными.
  Мы хвастались друг перед другом, сколько поели сегодня травы.
  Резали в кровь языки,плакали,зализывали раны и вновь искали пастбища с поднож-
  ным кормом.
  Иногда, кто то из взрослых, указывали места где есть такие полянки и мы,на
  перегонки, под палящим солнцем, мчались туда за километры.

  Особенно гонялись за клевером:он сладкий и в нём ползали, питаясь нектаром,
  муравьи, мы отряхивали их, а цветки отправляли в рот перемалывать.
  На реке,в пойме,растительность сочней - молодой камыш,куга,кувшинки белые.
  Не чурались ничем,правда,без старших в воду не лезли,усвоили от взрослых и
  надолго,что там сидит - рогатый.
  Кого они так рисовали, наверно,чёрта.А может - водяного.
  У нас часто болели животы,диарея смывала начисто. Матери сыпали на хлеб сажу из
  печки и заставляли нас есть,затем туго перетягивали животы платком и мы снова
  мчались куда то за добычей.

  Лето - это сенокос,это насыщенный травами воздух,вспышки зарниц на небе,таинст-
  венное мерцание звёзд.  Лето - это пора,когда хочется жить.
  Но желательно и во благе-вечером.
  А, вот днём Лето-это страдная пора-пора тяжкого труда хлебороба,жара,что белеет
  диск солнца. Это-мухи,оводы,комары и множество других кровососов.
  Это-пот,по лицу,по спине-хоть отжимай рубахи,стёртые в кровь руки, изранен-
  ные о стерню ноги.
  Изнурительные боли в пояснице,что ночью не уснуть,на пределе человеческих
  возможностей.  Думаешь:утром - не встать.
  Но наступает день - встают селяне и идут:надо. Такое, вот, предназначение
  крестьянина на земле,несущего свой Крест.
 
  В рабочую пору, или как её называют селяне-в страду,когда "душа расстаётся с
  телом" в смысле-тяжело, не по силам, но иного выхода нет,не хватало рабочих
  рук и на поле выходили мы,ребятня, 10-12 лет.
  Мальчишек,этих маленьких мужичков,подсаживали на круп лошади и они сволакивали
  солому  (волокушами)в общую кучу. Потом её укладывали ярусами и люди,стоявшие
  на них, вилами перекидывали на самый верх,делая таким образом - скирду.
  Где тяжело,(на верхних ярусах)женщин не брали-там трудились мужики.
  Хотя, тяжело было везде.

  Работали молча,как по колхозному говорили: закусив удила.
  Другое дело - мальчишки на конях,они завсегда были в настрое и хотя, ноги и
  то место откуда они растут-растёрто в "красное мясо", (от крупа лошади без
  седла)работали с пяти утра до вечера,считай, без перерыва который у взрослых
  не больше часа,чтоб упасть тут, у скирды, распрямить спину да затёкшие ноги.
  А мальчишки гнали своих скакунов к реке купать,заодно и себя.
  В страдную пору, особенно трудно приходилось кормящим матерям: молоко за день
  не сцеживалось,перегорало.  Да на обед одно блюдо - квас.

  Петровки(пост)уносили на40% новорождённых,утешали себя:"Господь дал - Господь-
  взял".
  Мы, девочки, работали на току,куда привозили зерно от комбайнов. Подметали,
  подгребали,делали то,что заставляли взрослые. Работали и в ночь,спать хотелось-
  не передать словами. Особенно, на заре,когда воздух уже прохладный,а зерно
  в ворохе такое тёплое,такое пахучее солнышком,да под звёздным куполом,да под
  пение петухов.
  Но нас расталкивали и мы вновь брались за орудие труда,ибо пуще всего боялись,
  что осудят в деревне,на стыдобу матери, нас работниц, 12-14лет.
  А плата? Да никакой. Лишь бы зимой было что есть,только б не повторился
  страшный голодный год. Сберечь старались всё до зёрнышка,выбирали даже  из
  отсевок. Правда,по окончании работы,нам разрешали взять две горсти пшеницы.
 
  Так и шли мы с работы с зажатыми кулачками.Дома этому были рады,ведь за неделю
  на два замеса блинов.
  Мы,дети,не хитрили,лишнего не брали то ли так воспитала нас Война,толи напутст-
  вие родителей на честность, а скорее всего-боязнь перед примером в нашей
  деревне:женщину за ведро зерна,что ссыпала себе под нижнюю рубаху,подпоясавшись
  туго поясом,посадили в тюрьму на пять лет,оторвав от груди полутора годовалого
  ребёнка и троих детей, кроме. Двое из которых,без неё,умерли от недокорма и
  недогляда.
                То было. Это-наша история.

                Из истории нашей семьи.
  После Войны создавались маленькие колхозы. У нас, в деревне, их было три.
  Отец наш был председателем в одном из них. Его четыре класса образования, по
  тем меркам,стоило наверно,сельхоз-техникуму.  Честным был безукоризненно.
  Мы,его дети,недоедали как и все, может даже больше, ибо он всегда что то,кому
  то отдавал. Кому было ещё тяжелее.
  Один мужчина,работая на лобогрейке(косил пшеницу)нашелушил два кармана пшеницы
  и вечером принёс нашей маме, для нас, оравы полуголодных.
  Перепуганная мать долго не соглашалась взять эти "дары",боясь огласки:больше
  в адрес мужа-председателя.

  Но мужчина высыпал на стол зерно и молча ушёл. Всё до зёрнышка были собраны,
  спрятаны "за пятью замками",а спустя несколько дней, мама сходила к людям, у
  кого была настольная мельничка с настоящими каменными жерновами и ручкой, чтоб
  приводить их в движение.
  Ночью,тайно,мы пошли молоть зерно на муку. За работу хозяину отсыпали стакан
  и ещё одно яичко, при этом взяли множество заверений-молчать.
  А дома, в абсолютной темноте и страхе,сидели дети терпеливо поджидая, когда
  придёт мама с драгоценной ношей,чтоб накормить нас блинами.
  Пусть была глубокая ночь, спать никто не думал,а наевшись,все были до такой
  степени счастливы!

  Помню глаза мамы. Она обняла нас всех сразу и не скрывая радости,сказала:
  "Наелись? Ангелята мои вы, небесные,завтра ещё напеку", прижав нас к себе.
  С тех пор прошло более полувека. Как навязчивая идея,всю жизнь-вопрос:
  Достался ли ей,нашей маме,хотя бы маленький кусочек?
                По моему - нет.

                Страда деревенская.
  В страду деревни пустели. Возраст значения не имел, если руки способны держать
  серпы,косы,грабли,вилы.
 !! Это было уже позже событий страшных лет Войны,когда сельское хозяйство вздох-
  нуло полной грудью-55-59-60гг. В колхозы стала поступать новая техника:
  комбайны прицепные,самоходные,машины,трактора много другого сельхоз-оборудо-
  вания. После 60-го-года стали платить деньги-народ воспрял.(время Брежнева)
  Ожидали добрый урожай,но "прохудилось"небо,полили беспросветные дожди. По
  прогнозам - надолго.

  Горох-это такая культура:смотри да смотри. Коробочки могут лопаться, не смотря
  на погоду и быстро.
  Люди в отчаянии,начальство "опустило крылья",против природы не попрёшь-прямо
  безысходность. Если ещё учесть наше богатство-чернозём,то можно себе предста-
  вить!. Собирались селяне,сидели да горелись. А, ведь, нашли выход!

  Трое древних,их потом прозвали Аксакалами,позвали к себе председателя на пере-
  говоры,чтоб выложить свои предложения.
  Тактичный начальник поблагодарил их за беспокойство,не вылезая из машины.
  Настырные старики заставили себя выслушать и выложили свой простой план:
  Собрать всё село от мала до велика, завернуть с края поля плети этой культуры
  и рулоном катить к центру, с двух сторон. На крайний случай,если не позволит
  дальше погода,коробочки лопнут в одном месте,горох можно собрать с минималь-
  ными потерями.
                А горох то - спасли!
                **************************
  Так и хочется сказать словами церковного писания:блажен тот,кто прислушивается
  и ценит мудрых,старых людей, пополняя свои знания и наблюдения - их мудростью.
  В горячую пору,в деревне,оставались старые да малые, остальные на битве за
  урожай в поле. Пожилые же были, своего рода-тылом.
  Когда ночью рабочий люд отдыхал, как тогда говорили:"Без задних ног",старые
  до рассвета ходили по деревне, по очереди, боясь пожаров. А днём под присмот-
  ром - дети: свои ли, чужие-без разницы.

  Две сестрички, 4ёх-6ти лет,решили к приходу мамы с работы, сделать своего рода,
  сюрприз: сварить кулеш.
  Как это делается, видели от мамы. Закатили чугунок в печь,заложили всё, что
  нужно для варева,кружкой залили воды и начали кухарить по взрослому.
  Бегают по улице,собирают всё что может гореть.
  Сготовилось, но встал вопрос: как достать чугунок из раскалённого горна печи.
  Ухватом,как мама делала,не хватает силёнок,вот если б кто его оттуда подтолк-
  нул! Тогда старшая придумала: надела на маленькую много одежды,чтоб было не
  жарко и проводила её в печь.

  Малышка туда пролезла, начала толкать чугунок с кипятком,но загорелась сама.
  Вылезть - перекрыт выход, толкнуть посильней - обварить себя кипятком.
  Дело случая:как раз дедушка обходил "свой надел" Вытащил задохнувшуюся девочку,
  затушил на ней лохмотья,откачал у дома на траве. Обгореть она не успела было
  много одежды, от жары "надёжно защищена".Вечером дочки угощали маму кулешом.

  Только,вот,мама хлебая этот суп и хваля своих помощниц,почему то-всё плакала
  и плакала.