Весну и лето мы были заняты одним:что то найти и съесть. В дело шло всё подряд
цветущее:молодые побеги и листочки на клёнах и липах,дикий чеснок и лук,трава
анис и пышник,конопля и другие травы,от которых языки и рты были зелёными.
Мы хвастались друг перед другом, сколько поели сегодня травы.
Резали в кровь языки,плакали,зализывали раны и вновь искали пастбища с поднож-
ным кормом.
Иногда, кто то из взрослых, указывали места где есть такие полянки и мы,на
перегонки, под палящим солнцем, мчались туда за километры.
Особенно гонялись за клевером:он сладкий и в нём ползали, питаясь нектаром,
муравьи, мы отряхивали их, а цветки отправляли в рот перемалывать.
На реке,в пойме,растительность сочней - молодой камыш,куга,кувшинки белые.
Не чурались ничем,правда,без старших в воду не лезли,усвоили от взрослых и
надолго,что там сидит - рогатый.
Кого они так рисовали, наверно,чёрта.А может - водяного.
У нас часто болели животы,диарея смывала начисто. Матери сыпали на хлеб сажу из
печки и заставляли нас есть,затем туго перетягивали животы платком и мы снова
мчались куда то за добычей.
Лето - это сенокос,это насыщенный травами воздух,вспышки зарниц на небе,таинст-
венное мерцание звёзд. Лето - это пора,когда хочется жить.
Но желательно и во благе-вечером.
А, вот днём Лето-это страдная пора-пора тяжкого труда хлебороба,жара,что белеет
диск солнца. Это-мухи,оводы,комары и множество других кровососов.
Это-пот,по лицу,по спине-хоть отжимай рубахи,стёртые в кровь руки, изранен-
ные о стерню ноги.
Изнурительные боли в пояснице,что ночью не уснуть,на пределе человеческих
возможностей. Думаешь:утром - не встать.
Но наступает день - встают селяне и идут:надо. Такое, вот, предназначение
крестьянина на земле,несущего свой Крест.
В рабочую пору, или как её называют селяне-в страду,когда "душа расстаётся с
телом" в смысле-тяжело, не по силам, но иного выхода нет,не хватало рабочих
рук и на поле выходили мы,ребятня, 10-12 лет.
Мальчишек,этих маленьких мужичков,подсаживали на круп лошади и они сволакивали
солому (волокушами)в общую кучу. Потом её укладывали ярусами и люди,стоявшие
на них, вилами перекидывали на самый верх,делая таким образом - скирду.
Где тяжело,(на верхних ярусах)женщин не брали-там трудились мужики.
Хотя, тяжело было везде.
Работали молча,как по колхозному говорили: закусив удила.
Другое дело - мальчишки на конях,они завсегда были в настрое и хотя, ноги и
то место откуда они растут-растёрто в "красное мясо", (от крупа лошади без
седла)работали с пяти утра до вечера,считай, без перерыва который у взрослых
не больше часа,чтоб упасть тут, у скирды, распрямить спину да затёкшие ноги.
А мальчишки гнали своих скакунов к реке купать,заодно и себя.
В страдную пору, особенно трудно приходилось кормящим матерям: молоко за день
не сцеживалось,перегорало. Да на обед одно блюдо - квас.
Петровки(пост)уносили на40% новорождённых,утешали себя:"Господь дал - Господь-
взял".
Мы, девочки, работали на току,куда привозили зерно от комбайнов. Подметали,
подгребали,делали то,что заставляли взрослые. Работали и в ночь,спать хотелось-
не передать словами. Особенно, на заре,когда воздух уже прохладный,а зерно
в ворохе такое тёплое,такое пахучее солнышком,да под звёздным куполом,да под
пение петухов.
Но нас расталкивали и мы вновь брались за орудие труда,ибо пуще всего боялись,
что осудят в деревне,на стыдобу матери, нас работниц, 12-14лет.
А плата? Да никакой. Лишь бы зимой было что есть,только б не повторился
страшный голодный год. Сберечь старались всё до зёрнышка,выбирали даже из
отсевок. Правда,по окончании работы,нам разрешали взять две горсти пшеницы.
Так и шли мы с работы с зажатыми кулачками.Дома этому были рады,ведь за неделю
на два замеса блинов.
Мы,дети,не хитрили,лишнего не брали то ли так воспитала нас Война,толи напутст-
вие родителей на честность, а скорее всего-боязнь перед примером в нашей
деревне:женщину за ведро зерна,что ссыпала себе под нижнюю рубаху,подпоясавшись
туго поясом,посадили в тюрьму на пять лет,оторвав от груди полутора годовалого
ребёнка и троих детей, кроме. Двое из которых,без неё,умерли от недокорма и
недогляда.
То было. Это-наша история.
Из истории нашей семьи.
После Войны создавались маленькие колхозы. У нас, в деревне, их было три.
Отец наш был председателем в одном из них. Его четыре класса образования, по
тем меркам,стоило наверно,сельхоз-техникуму. Честным был безукоризненно.
Мы,его дети,недоедали как и все, может даже больше, ибо он всегда что то,кому
то отдавал. Кому было ещё тяжелее.
Один мужчина,работая на лобогрейке(косил пшеницу)нашелушил два кармана пшеницы
и вечером принёс нашей маме, для нас, оравы полуголодных.
Перепуганная мать долго не соглашалась взять эти "дары",боясь огласки:больше
в адрес мужа-председателя.
Но мужчина высыпал на стол зерно и молча ушёл. Всё до зёрнышка были собраны,
спрятаны "за пятью замками",а спустя несколько дней, мама сходила к людям, у
кого была настольная мельничка с настоящими каменными жерновами и ручкой, чтоб
приводить их в движение.
Ночью,тайно,мы пошли молоть зерно на муку. За работу хозяину отсыпали стакан
и ещё одно яичко, при этом взяли множество заверений-молчать.
А дома, в абсолютной темноте и страхе,сидели дети терпеливо поджидая, когда
придёт мама с драгоценной ношей,чтоб накормить нас блинами.
Пусть была глубокая ночь, спать никто не думал,а наевшись,все были до такой
степени счастливы!
Помню глаза мамы. Она обняла нас всех сразу и не скрывая радости,сказала:
"Наелись? Ангелята мои вы, небесные,завтра ещё напеку", прижав нас к себе.
С тех пор прошло более полувека. Как навязчивая идея,всю жизнь-вопрос:
Достался ли ей,нашей маме,хотя бы маленький кусочек?
По моему - нет.
Страда деревенская.
В страду деревни пустели. Возраст значения не имел, если руки способны держать
серпы,косы,грабли,вилы.
!! Это было уже позже событий страшных лет Войны,когда сельское хозяйство вздох-
нуло полной грудью-55-59-60гг. В колхозы стала поступать новая техника:
комбайны прицепные,самоходные,машины,трактора много другого сельхоз-оборудо-
вания. После 60-го-года стали платить деньги-народ воспрял.(время Брежнева)
Ожидали добрый урожай,но "прохудилось"небо,полили беспросветные дожди. По
прогнозам - надолго.
Горох-это такая культура:смотри да смотри. Коробочки могут лопаться, не смотря
на погоду и быстро.
Люди в отчаянии,начальство "опустило крылья",против природы не попрёшь-прямо
безысходность. Если ещё учесть наше богатство-чернозём,то можно себе предста-
вить!. Собирались селяне,сидели да горелись. А, ведь, нашли выход!
Трое древних,их потом прозвали Аксакалами,позвали к себе председателя на пере-
говоры,чтоб выложить свои предложения.
Тактичный начальник поблагодарил их за беспокойство,не вылезая из машины.
Настырные старики заставили себя выслушать и выложили свой простой план:
Собрать всё село от мала до велика, завернуть с края поля плети этой культуры
и рулоном катить к центру, с двух сторон. На крайний случай,если не позволит
дальше погода,коробочки лопнут в одном месте,горох можно собрать с минималь-
ными потерями.
А горох то - спасли!
**************************
Так и хочется сказать словами церковного писания:блажен тот,кто прислушивается
и ценит мудрых,старых людей, пополняя свои знания и наблюдения - их мудростью.
В горячую пору,в деревне,оставались старые да малые, остальные на битве за
урожай в поле. Пожилые же были, своего рода-тылом.
Когда ночью рабочий люд отдыхал, как тогда говорили:"Без задних ног",старые
до рассвета ходили по деревне, по очереди, боясь пожаров. А днём под присмот-
ром - дети: свои ли, чужие-без разницы.
Две сестрички, 4ёх-6ти лет,решили к приходу мамы с работы, сделать своего рода,
сюрприз: сварить кулеш.
Как это делается, видели от мамы. Закатили чугунок в печь,заложили всё, что
нужно для варева,кружкой залили воды и начали кухарить по взрослому.
Бегают по улице,собирают всё что может гореть.
Сготовилось, но встал вопрос: как достать чугунок из раскалённого горна печи.
Ухватом,как мама делала,не хватает силёнок,вот если б кто его оттуда подтолк-
нул! Тогда старшая придумала: надела на маленькую много одежды,чтоб было не
жарко и проводила её в печь.
Малышка туда пролезла, начала толкать чугунок с кипятком,но загорелась сама.
Вылезть - перекрыт выход, толкнуть посильней - обварить себя кипятком.
Дело случая:как раз дедушка обходил "свой надел" Вытащил задохнувшуюся девочку,
затушил на ней лохмотья,откачал у дома на траве. Обгореть она не успела было
много одежды, от жары "надёжно защищена".Вечером дочки угощали маму кулешом.
Только,вот,мама хлебая этот суп и хваля своих помощниц,почему то-всё плакала
и плакала.