Презумпция незаразности в искусстве

Геннадий Гаврилов
В начале прошлого века с появлением авангардизма в искусстве  люди заговорили  о «кризисе искусства вообще...».
Уже не идут споры о том, какие части обнажённых тел прикрывать на картинах фиговыми листьями.
В  повестке дня имитация половых актов на сцене.
 Тех, кто пытается активно протестовать против абсолютной свободы творчества, приравнивают к психически неуравновешенным людям, которые время от времени набрасываются на картины с ножом.
Говорят и о том, что  искусство готовит нас  к торжественной встрече антихриста. 
Разумеется, вспоминают и, так называемый, «план Даллеса» по разрушению СССР пропагандой разврата  и насаждением  ложных идеалов.
 Но эта версия сомнительна: Запад и сам  испытал и до сих пор испытывает на себе  всё, что нам кажется уродливым и развращающим.
Он  тоже  сопротивляется разврату, иногда, активнее и смелее, чем мы.   
Но каким-то образом традиционная христианская  ориентация  уживается с тем искусством, которое плюёт в лицо общественному мнению. 
Власть терпит оскорбления чувств, будто бы следуя евангельскому  назиданию  о том, чтобы не вредить посевам, удаляя сорняки,
и всё больше расширяет рамки дозволенного  под лозунгами свободы и толерантности.
              Когда-то М.Горький обрушился на западную культуру  статьёй «С кем вы, мастера культуры».
Мрачные прогнозы загнивания капитализма не оправдались.
И получается, что авангардизм не так страшен, как его малюют?
         
 В России  культуру обвиняют в том, что она всё более становится балаганом, игрищем и «соблазном».
Смелостью и новаторством в разрушении всего, что считалось нравственным,   блещут уже не только столичные театры, но и провинциальные.
Власть в упор не видит, как и насколько новшества культуры отличаются от программ её развития.
             
 Версия «дьявольского плана» развращения людей выглядит  логичной и всеобъемлющей, но она чего-то стоит только при допущении, что  библейские скрижали – это историческая реальность.   
Трудно представить, что агенты ЦРУ  завербовали, например, группу «Ленинград» и  С. Шнурова, воспевающих матом алкоголь,  разврат и  насилие.
А бесы, как известно, вербуют людей уже много веков.
В условиях разделения церкви и государства эта версия не имеет практического влияния на события.
Кстати,  С.Шнуров пытался учиться на теологическом факультете. Но что-то не пошлО…
В результате осталось то, что для очень многих выглядит пОшло.
Наряду с версией вхождения в Шнурова бесов,  правдоподобным объяснением его «искусства» кажется обычное  глубокое разочарование во всём.
Желание бить тарелки, уйти в запой и ругаться матом понятно многим людям, испытавшим горечь  обид, бессильного гнева и разочарований.
Дети иногда показывают  взрослым язык и даже  задницу.
И в этой демонстрации глубокого неуважения и презрения взрослые иногда хотят быть, как дети,
И делают это, иногда,  с применением некоторых элементов искусства.
Если поэт Н.Некрасов мог с большой выгодой для себя продавать свои стихотворные соболезнования  обездоленным, то почему же и Шнурову за гонорары не быть выразителем некоторой части общественного мнения…
          
Нет сомнений, что суть многих новшеств  заключается в провокации против  традиционной морали.             
Слышим  о нападениях  на выставки ревностных защитников нравственности, спорим о причинах  негативного отношения к современному искусству…
А как не спорить, если в Эрмитаже показывают уже не только «Чёрный квадрат» Малевича, 
а мумии кошек и собак,  раздавленных или сбитых на автомобильных дорогах, если под видом искусства на выставках показывают фотографии обнажённых детей...
          С тоской и недоумением вспоминаются картины с острой социальной тематикой  художников  передвижников
В интернете на запрос о современных художниках одним из первых предложат Васю Ложкина. 
Газета Завтра так описывает его картины: «Из-за угла на вас глядят полубезумные бабки с вилами и топорами; недоделанные буратино митингуют, пьют горькую и печалятся о своей деревянной судьбине, а глазастые ощеренные котики правят Вселенной»
Можно ли ждать чего-то доброго от автора картин «Коза с баяном»,
 «Дама в вечернем туалете»  и многих им подобных по характеру юмора?
Оказывается,  картина «Великая прекрасная Россия»
даже побывала в списке запрещенных материалов за «пропаганду расизма и ксенофобии».
На карте изображён контур России с надписью крупными буквами на красном фоне: «Великая прекрасная Россия». А вокруг мелкими чёрными буквами написано: хохлы, хачи, чурки, косоглазые обезьяны и тп. Какая же здесь  ксенофобия?
- Это же явная самокритика и сатира на великодержавный  шовинизм.
Во всяком случае, картина в жанре политического плаката поднимает актуальный вопрос.   
По сравнению с знаменитостями  поп-арта,  Вася  Ложкин – народный художник, в его картинах можно узнать жизнь. В них есть такие сатирические плакаты, до которых далеко Кукрыниксам.
И целят они не в заморских буржуев и диктаторов, а в нашу российскую реальность.
 В них есть и сказки, и анекдоты, любимые народом.
Трудно сказать, разбудят ли такие картины  в душе «прекрасные порывы».
Но улыбнуться и задуматься многих заставят.

И всё-таки,  в жанре карикатуры, в формате комикса художник показывает иногда больше свой характер, чем реальности жизни и своё отношение к ним.
 Спрос на тот реализм, который был у художников передвижников,  обозначился.
А предлагают нам совсем не то.
Например, у художника Л. Сокова есть картина «Прибор для определения национальности по форме носа».  Это тоже пропаганда ксенофобии или сатира на неё?
Что можно увидеть в картине «Сталин и Мэрилен»? – Только глумление над личностью и радость художника о том, что за это ничего не будет.
Обращает на себя внимание, что те российские художники, которых сегодня называют лучшими, как правило, живут за границей. 
              Художник  И. Кабаков  живёт и работает  в  Нью Йорке.
Начинал рисовать с журналов «Малыш», «Мурзилка, «Весёлые картинки»…
Иногда говорят: «Я себя не на помойке нашёл».
И.Кабаков отчасти нашёл  себя именно там, потому что  в своих  инсталляциях он использует… обычный мусор.
Слывёт  самым дорогим русским художником второй половины XX века.
Где-то на уровне С.Дали. ( В плане стоимости картин).
Выставки были и в Эрмитаже, и в Третьяковской галерее.
Названия картин говорят и за себя, и о художнике:  «Туалет», «Жизнь в шкафу»  «Туалет в углу»
«Вынос мусора»,  «Жизнь мух»…
Кто покупает такие картины и организует выставки таких художников?
Народу такое искусство точно не принадлежит.

Конечно,  не стоит его картинам желать попасть под бульдозер.
Но нельзя не замечать тенденцию: кто-то очень старается перевернуть в умах и в сердцах всё с ног на голову, чтобы уже не могло быть выбора между добром и злом.
Проблема выбора исчезает, потому что всё труднее найти точки опоры.
Искусство заводит в какие-то дебри бессмыслицы, откуда, если зайдёшь,  уже трудно выйти.
Можно ли сказать, что все эти новаторы и революционеры культуры уже владеют умами?
Можно ли сказать, что народ, как на похоронах классиков искусства,  причитает:
«На кого же вы нас оставили!?»?
Скорее, можно сказать, что народ в основной своей массе не замечает нашествия и утраты.
         Ещё не дошло, чтобы под бульдозер бросали репродукции  Репина, Сурикова, Перова..,
В книжных магазинах классика литературы представлена в изобилии как никогда раньше.
Но  уже трудно назвать  художников и картины, которые бы привлекали к себе всеобщее внимание не эпатажем, а своей актуальностью.
Бывший министр культуры Мединский бросил классической литературе и поэзии упрёк в том, что они  воспевают бредни психопатов и неврастеников.
Курс на ревизию классического наследия просматривается явно.
И, судя по режиму благоприятствования,  является реализацией  политики власти по углублению и расширению толерантности во всём.

Нечто подобное было в первые годы после революции 1917года.
Но потом всё и всех  поставил на место принцип соцреализма.
Сегодня  газетную статью «Сумбур вместо музыки» не поминают добром. Она считается образцом  жестокой  партийной цензуры.
Но сумбур-то, действительно, был. А сегодня его стало ещё больше.  И не только в музыке.
А оттуда он переходит и в головы.
         Люди, которых тревожат кризисные явления культуры, обвиняют власть в том, что она ничего не запрещает.
Представители культуры в ответ «поднимают голос»  против возвращения к «соцреализму», цензуре, и религиозной морали.
         Реальным и очевидным результатом «беспредела» новаторства в культуре стал возросший  уровень агрессивности и преступности в обществе.
Нельзя не замечать, что в обществе обострились патологические процессы. 
И у государства достаточно сил, чтобы определить причины этих обострений.
Но, похоже, нет желания.
              В США общественность заявила о вреде  компьютерных игр для детей.
Дело дошло до суда. Но заявителям сказали: связь компьютерных игр и роста преступности не доказана.
Можно ли доказать связь упадка нравственности с разложением культуры?
Можно ли утверждать, что  чем больше свобод, тем лучше?
Спор уже идёт не о том, делает ли  культура общество лучше или хуже,  а о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Точнее сказать, и спора-то нет: всё делается так, будто он окончательно решён в пользу полной отмены всех традиционных представлений о нравственности.
И скоро можно будет рапортовать, что народ к разврату и встрече антихриста готов.

Можно верить или не верить в Бога, но нельзя не замечать, что искусство перестаёт быть исповедью и проповедью.
 Гамлет и Высоцкий в его роли не дали ответа на вопрос: «Быть или не быть».
А С.Шнуров и ему подобные отвечают на тот же вопрос праздником, напоминающим последний день Помпеи, и вносят в него  колорит в меру своей испорченности.
Современное искусство в его разрушительных проявлениях, в значительной степени, является не плановой операцией дьявола или ЦРУ, а предложением в ответ на спрос.
 Одних людей в бордели приводят потребность похоти, других – материальная нужда.
Но там следят, чтобы сотрудницы не были разносчиками заразных болезней.
А в искусстве царит презумпция незаразности.
Хотя некоторые знаменитости имеют даже  медицинское заключение о психических отклонениях.
А могут быть ещё пограничные состояния, которые заразнее гриппа и короновируса…
         Ещё нельзя сказать, что нас насильно ведут в  бордели культуры. Есть ещё выбор, куда пойти…
Но уже можно утверждать, что их реклама щедро оплачивается и навязчива не меньше  рекламы пива и  памперсов. 
В недавнем прошлом спрашивали мастеров культуры: «С кем вы?».
Сегодня впору с тем же вопросом обратиться к представителям российской власти.

В одной из детских книг М.Твена бродячих артистов, которые голыми бегали по сцене, зрители изваляли в грязи, облепили куриными перьями, и пытались побить.
Сегодня таких  зрителей обвинят, как минимум,   в непонимании искусства…